Консультация по детской онкологии
 Справочник

Наши консультанты
Вопросы
Полный список
Ваш вопрос!
Справочник
Организация онко-педиатрической службы
Генетика
Солидные опухоли
Опухоли головного мозга
Гемобластозы
Реабилитация
Паллиативная помощь
Хоспис
Психология
Социально-правовые вопросы
Книжная полка
Рассказы родителей
Полезные ссылки

Всем миром против рака
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет
 
Психология  

Рубрику ведет Сидорова Варвара Юрьевна

 

 
Психологические проблемы,
возникающие во время болезни ребенка и после нее

[1] 
[2]

     Любое серьезное заболевание влечет за собой помимо проблем с физическим здоровьем множество психологических проблем. Болезнь - это стресс, причем не только для самого больного, но и для его близких. Это обязательно нужно принимать во внимание.

     Любой врач знает, что успешность лечения , кроме всего прочего, зависит от душевного состояния самого больного. А оно, в свою очередь, связано с душевным состоянием близких больному людей. Это особенно важно для детей, поскольку у детей настроение, душевные силы и способность переносить психологические нагрузки напрямую связаны с состоянием и настроением окружающих его взрослых, особенно родителей.

     Довольно распространенное заблуждение состоит в том, что если ребенок болен, то все силы должны быть отданы уходу за ним, а о себе взрослые могут позаботится потом. Однако, если мать или другие близкие ничего не делают для того, чтобы поддержать себя, сил для ухода за ребенком остается меньше, чем могло бы быть.

     Второе заблуждение состоит в том, что если мать скрывает свои переживания от ребенка, то он ничего не заметит. В действительности дети "как локаторы" улавливают состояние взрослых. Такова биологическая природа связи между матерью и ребенком, что ребенку не нужно слов или явных проявлений состояния матери, ребенок просто чувствует его. Поэтому психологическая помощь обязательно должна охватывать не только ребенка, но и его семью.

     Сразу после установления диагноза злокачественного новообразования родители испытывают шок. Часто возникает ощущение растерянности, непонятно: как же теперь быть? Что делать? Затем постепенно человек приспосабливается к тому, что произошло, находит, по возможности, эффективные способы борьбы с болезнью и ситуацией, меняет в соответствии с этим свою жизнь. Если у него достаточно душевных сил, гибкости, выносливости, то это приспособление проходит успешно, тогда родители и ребенок сумеют справиться с этим очень трудным периодом жизни. Однако силы человеческие небезграничны. Иногда человек не может до конца сам справиться с тем, что на него обрушилось. Тогда ему нужна помощь, чтобы адаптироваться в новых и очень тяжелых обстоятельствах.

     Психологи хорошо изучили законы, по которым психика человека приспосабливается к тяжелой ситуации. Это называется реакцией на стресс. Она проходит в несколько этапов. Важно знать, как развивается и меняется душевное состояние взрослого и ребенка. Это нужно, чтобы понять все ли этапы психического приспособления к болезни, какой бы тяжелой она не была, проходят удачно. Если нет, то нужно разобраться, почему это происходит, что мешает человеку, взрослому или ребенку, использовать свои душевные ресурсы. Это важно потому, что если реакция на стресс не будет развиваться, если она "застрянет" на каком-то этапе, то человек не сможет приспособиться к своей жизненной ситуации так, чтобы справляться с ней наилучшим образом.

     Часто развитию реакции на стресс мешает то, что люди пугаются тех чувств, которые они испытывают, стараются от них оттолкнуться. Часто это чувства обиды, несправедливости, гнева. Иногда это может быть чувство вины или острое чувство одиночества, остутствия поддержки и понимания. Чувства эти абсолютно нормальны при возникновении тяжелых жизненных обстоятельств. Они могут принимать разные формы. Обида может быть на несправедливость жизни или судьбы. А можно обижаться на невнимание или непонимание со стороны близких или друзей. Может быть обида на то, что все случилось именно сейчас, когда жизнь наконец-то стала налаживаться. Иногда человек рассудком понимает, что для этих переживаний нет реальной почвы, что он несправедлив, обижаясь на близких. И старается подавить свои переживания. Иногда для обид есть реальные основания, но нет возможности их выразить. При этом любому психологу известно, что от негативных переживаний можно избавиться, только если прожить их до конца, "исчерпать до донышка". И нужно помочь человеку найти приемлемые формы переживания своих чувств. Это вовсе не значит, что психолог посоветует ссориться с близкими людьми или врачами. Но психолог может показать приемы, как "выплеснуть" чувства в безопасной форме. Отчасти роль психотерапевтов выполняют друг для друга родители больных детей. В разговорах между собой можно отвести душу, получить поддержку. Посильную психологическую поддержку могут давать врачи. Но иногда профессиональный совет психолога может оказаться полезнее, можно достичь того же результата более коротким путем. То же самое можно сказать про любые тяжелые переживания. Если чувства особенно мучительны, то часто это признак того, что реакция на стресс остановила свое развитие, ее нужно "подтолкнуть". При этом человек может свои переживания не связывать с реакцией на стресс. Не очевидно, что, например, ссора с подругой или свекровью - это проявление реакции на стресс. Профессиональный психолог легко увидит такие связи и поможет справиться не со следствием, а с причиной. Часто матери больных детей говорят " мне так плохо, мне не до психолога". Важно помнить, что психолог - это такой человек, к которому идут когда плохо, для того, чтобы суметь с этим "плохо" справляться.

     Еще один этап реакции на стресс - субдепрессивные реакции. В этот период человек чувствует упадок сил, ничего не хочется. Может возникать ощущение, что "я не справлюсь" или ощущение безнадежности. Это тоже нормальное состояние и при естественном развитии реакции на стресс оно проходит само. Если же оно затягивается, нужна помощь психолога.

     Те же самые этапы развития реакций на стресс переживают дети старше трех лет. Они переживают их по разному в зависимости от возраста. Иногда внешние проявления нормальных психичесих процессов пугают родителей и они могут выбрать неправильную линию поведения. Например, раздражительность, капризы ребенка могут быть таким проявлением развития реакции на стресс, тогда нужно помочь ребенку справляться с этим. Иногда же такая раздражительность ребенка может быть следствием состояния матери. Например, если мать подавляет в себе свое раздражение ( и в итоге оно накапливается незаметно для нее самой), ребенок может начать "злиться за двоих" или самоотверженно "вызывать огонь на себя", чтобы мать, рассердившись на ребенка, немного снизила свое внутренее напряжение. Тогда после ссор с ребенком наступает временное облегчение и "мирный" период. В периоды субдепрессии ребенок может становиться замкнутым, выбирает малоподвижные игры, требующие большой сосредоточенности: собирает мозаики, головоломки, играет на компьютере. В таком состоянии это очень целительное занятие, ребенок выбирает его инстинктивно. В таких играх психика переключается и отдыхает. К тому же это может быть длительный период, до нескольких недель. Проживание депрессии требует времени. Однако родителей это может пугать, они стремятся растормошить ребенка, отвлечь его и мешают ему "лечиться", преодолевать свое состояние. В этих случаях полезна консультация психолога. Он оценит "нормальность" поведения ребенка, может посоветовать игры и занятия, полезные ребенку в этот период времени, покажет родителям, как себя вести.

     Как ни странно, часто после выздоровления ребенка психологические проблемы сохраняются, к ним прибавляются трудности возвращения к "нормальной" жизни после долгого периода болезни. Психологические сложности этого периода бывают следствием двух причин: это остаточные последствия переживаний, связанных с заболеванием и сложности освоения новой здоровой жизни. Если во время болезни реакция на стресс у ребенка или членов его семьи не развивалась нормально, "застряла" на каком-то этапе, то может остаться склонность к депрессиям, раздражительность, могут нарушиться контакты между членами семьи, возникают ссоры, непонимание. В этом случае обращение к психологу очень желательно, так как эти последствия могут сохраниться на долгое время. Этого можно избежать, если все-таки завершить реакцию на перенесенный стресс. Кроме того, у ребенка остается много тяжелых воспоминаний, связанных с трудным лечением, и нужно принять меры, чтобы эти воспоминания не наложили отпечаток на его дальнейшую жизнь. Иногда это требует от родителей специальных усилий и особых навыков, научить которым может психолог. Если способности ребенка после перенесенной болезни ограничены, нужно приложить все усилия, чтобы он не чувствовал себя ущербным, чтобы у него сформировалось ощущение, что он хозяин своей жизни, и у него остается множество возможностей, его жизнь может быть полноценной и насыщенной.

     За время болезни ребенка семья привыкает жить в "особом режиме". За это время у членов семьи меняются привычки, перестраиваются отношения. После выздоровления ребенка все это нужно снова менять. Многим семьям это трудно. Часто возникает неосознанное сопротивление новым переменам, и это уже проблема не столько самого ребенка, сколько остальных членов семьи. Особенно сильно это затрагивает тех, кто больше других был вовлечен в уход за больным ребенком, а также его сестер и братьев. В этом случае полезна хотя бы одна консультация у психолога, специалиста по семейным отношениям, поскольку психологическое выздоровление после перенесенного испытания нельзя считать полным, пока вся семья не вернулась к нормальному образу жизни.

(Продолжение)

Задайте свой вопрос!

[В начало][Психология][Полный список]
[Главная страница][Консультанты][Вопросы][Справочник][Книжная полка]
[Рассказы родителей][Полезные ссылки]

Admin: grigoryts@fromru.com
Информационная поддержка: Doktor.Ru      Техническая поддержка: REDCOM Internet Services
Hosted by uCoz