Психологические проблемы,
возникающие во время болезни ребенка и после нее
[1] [2]
Для ребенка, который болеет или перенес тяжелую болезнь, еще больше, чем для здорового важно, что происходит в его семье. Для того чтобы человек (и ребенок, как всякий человек) сохранял душевное равновесие, понимал, чего он хочет, был способен ставить перед собой цели и добиваться их, необходимо, то, что психологи называют базисным доверием к миру. Базисное доверие закладывается в детстве и источником его бывает семья. После сильных потрясений (а тяжелая болезнь - это всегда потрясение) это доверие к миру может пошатнуться. Оно восстановится по прошествии времени, если члены семьи помогают друг другу в этом. Но, к сожалению, часто именно члены семьи препятствуют восстановлению душевного равновесия ребенка. Конечно, это делается не со зла, а с самыми лучшими намерениями, просто родители могут не понимать, что происходит в семье. Если ребенок долго и тяжело болел, даже если он поправился, родные естественно продолжают беспокоиться о нем. Они привыкли думать, что ребенку угрожает опасность, что он слабее других детей. Даже если болезнь, угрожавшая ребенку, миновала, это ощущение, что ребенок в опасности, что его нужно оберегать остается еще надолго. И родители из лучших побуждений начинают ограждать свое дитя от всех реальных и возможных опасностей и затруднений. В действительности, такое поведение вредно и для ребенка и для родителей.
Во-первых, родители без слов, самим своим поведением дают ребенку понять, что окружающий ребенка мир - место очень опасное, и ребенок не может справиться сам с теми задачами, которые ставит перед ним жизнь. Это ощущение, сформированное у ребенка чрезмерной заботой родителей, может сохраниться на всю жизнь, и человек будет чувствовать себя беспомощным перед трудностями и проблемами, которые возникают в жизни каждого человека. Часто такой человек избегает трудностей, не чувствует себя хозяином своей судьбы. Он как бы заранее знает, что у него ничего не получится и не пытается ничего предпринять.
Кроме того, в такой ситуации ребенку часто ограничивают возможность общения со здоровыми сверстниками, и ребенок чувствует себя среди них изгоем - он не знает тех фильмов и той музыки, которой увлекаются его сверстники, не может поддержать разговор и это подкрепляет чувство его несостоятельности и мешает социальному развитию - ведь ребенок должен учиться общаться, взаимодействовать с другими, посторонними, людьми так же, как он учится всему остальному.
Во-вторых, родители, видя беспомощность и пассивность ребенка, сформированную их же собственным поведением, убеждаются в правильности своих оценок ребенка как слабого, менее способного, чем его сверстники. Это усиливает их тревогу и возникает замкнутый круг. Ко мне на прием пришла семья, в которой один из сыновей перенес заболевание, в результате которого была ограничена подвижность руки. Мальчика в возрасте 14 лет не отпускали одного на улицу, потому что он не сможет сам преодолеть полное опасностей пространство двора и перейти улицу, отделяющую дом от школы, хотя его девятилетний брат прекрасно справлялся с этой задачей. Однажды старшего брата отпустили-таки одного, и он действительно чуть не попал под машину. Произошло следующее: он увидел машину, но не был уверен, успеет ли перейти улицу перед этой машиной. Ребенок колебался довольно долго, и, когда машина уже подъехала, решил попробовать перебежать на другую сторону. Водитель успел затормозить, но все очень испугались. Для матери это было неопровержимым доказательством того, что ее сын отличается от других детей и нуждается в особой заботе. В действительности, ее сын просто не умел переходить улицу - у него не было возможности этому научиться. По моей рекомендации сначала мать и сын вместе подходили к дороге и, в нужный момент, мать говорила сыну :"иди"!. Через неделю сын стал говорить матери: я пошел! К исходу двух с половиной недель мать убедилась, что ее сын научился переходить улицу, и стала отпускать его одного в школу. Это, конечно, очень экстремальный пример. Но нечто похожее, просто не столь заметное, часто происходит в семьях, где ребенок долго болел или долго болен, в семьях, где есть дети с ограниченными способностями.
В таких семьях родители часто недооценивают способности своих детей и не дают им возможности научиться самым необходимым вещам. Если ребенка все время опекать, ограждать от трудностей, постоянно готовить с ним уроки, как он научится действовать самостоятельно? Пусть лучше ребенок пробует, ошибается и учится на своих ошибках. Родители, как максимум, могут его подстраховывать, но так, чтобы для ребенка это было незаметно.
Иногда встречается обратная ситуация - родители говорят ребенку - ты долго болел, сильно отстал от других ребят и должен их догнать как можно быстрее. В этих случаях перед ребенком могут ставиться невыполнимые задачи. Например, ребенок, который долго болел и отстал от своих сверстников, не может стать сразу таким же, как они, ему еще нужно пройти все, что прошли его сверстники. Родители не должны требовать от ребенка больше того, на что он способен.
Родителям нужно точно знать, каковы способности и ограничения ребенка на данный момент. Для того чтобы получить объективную информацию, хорошо обратиться к специалисту. Чтобы ребенок нормально развивался, перед ним должны стоять не слишком простые, но выполнимые задачи. Специалист подскажет, есть ли отставание в каких-то областях развития и как его компенсировать, если какие-то способности утрачены навсегда, поможет организовать насыщенную, интересную жизнь в этих условиях. В действительности, нет людей, способности которых неограниченны. Все считаются с этими ограничениями. У инвалидов эти ограничения более заметны, но ни в коем случае не являются препятствием для полноценной жизни.
Если ребенок болен и состояние его неустойчиво, это вовсе не значит, что его развитие должно остановиться. Конечно, оно пойдет по иному пути, чем у его здоровых сверстников, но ведь и жизненная ситуация у больного ребенка иная. Но даже больного ребенка нужно ориентировать на выздоровление и интересную полноценную жизнь после выздоровления. В этом случае консультации психологов просто необходимы.
Если ребенок долго был болен и поправился, семья зачастую не готова внутренне к его выздоровлению. Как бы это ни было тяжело, все члены семьи привыкли к ситуации болезни, приспособились к ней, организуют свою жизнь в соответствии с этим. Выздоровление больного ребенка приводит к необходимости перестраивать все заново. В любой семье и всегда любая перестройка вызывает всплеск неосознанной тревоги и некоторое сопротивление переменам, даже если эти перемены приятны. Иногда это неосознанное сопротивление переменам бывает настолько сильно, что семья продолжает заботиться о выздоровевшем ребенке, как о больном, сохраняя равновесие и избегая перемен. В том примере, который я приводила, о четырнадцатилетнем мальчике, его неспособность выходить на улицу позволяла всем членам семьи избегать перемен, в исходе которых они не были уверены. Так, мама не могла выйти опять на работу, поскольку сын нуждался в ее присутствии дома. Она была избавлена от неприятной необходимости восстанавливать свою профессиональную квалификацию, утраченную за время болезни сына и от страха того, что она больше не состоятельна в своей профессии. Отец был вынужден работать на двух работах, чтобы содержать семью, практически не бывал дома, что давало ему возможность избежать неприятной проверки того, нужен ли он все еще своей жене как муж, а своим детям - как отец. Он очень боялся вдруг оказаться ненужным. Младший сын за время болезни старшего вошел во вкус самостоятельности и вовсе не был уверен, нужно ли ему больше родительского внимания вкупе с неизбежными поучениями. Все это были просто страхи и с помощью психолога все члены семьи постепенно избавились от них. Мать научилась жить в мире, более широком, чем ее семья, стала зарабатывать деньги и нашла себе новых подруг, отец стал больше времени проводить дома и убедился, что по-прежнему любим своей женой и детьми, младший сын обнаружил, что кроме указаний и поучений от родителей можно получать ласку и интересные занятия, а старший сын смог вести полноценную жизнь, соответствующую его возрасту, успешно учиться, развлекаться и дружить со сверстниками.
Очень важно после выздоровления ребенка не пускать ситуацию на самотек, "авось все само наладится". Можно сделать ошибки и создать себе и детям проблемы, действуя из самых лучших побуждений. Поэтому лучше проконсультироваться у специалиста хотя бы один раз, хотя бы для того, чтобы убедиться, что все в порядке.
Задайте свой вопрос!
[В начало][Психология][Полный список]
[Главная страница][Консультанты][Вопросы][Справочник][Книжная полка]
[Рассказы родителей][Полезные ссылки]
Admin: grigoryts@fromru.com