Комплексная программа реабилитации детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями
Отделение реабилитации НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра РАМН
Применение современных лечебных программ позволило добиться значительных успехов при лечении злокачественных опухолей у детей. В настоящее время полностью излечивается до 70% детей. Во всем мире живут сотни тысяч людей, в детстве перенесших раковые заболевания.
Однако, эти успехи достигаются за счет применения лекарственных препаратов, оказывающих значительное токсическое действие на центральную нервную систему, сердце, печень, почки, иммунную систему, костный мозг. Облучение повреждает не только опухоль, но и окружающие опухоль здоровые ткани, нарушая их нормальный рост и развитие. Часть детей подвергается хирургическим операциям, нередко калечащего характера, когда приходится ампутировать конечности, удалять почку, глаз, легкое.
Кроме того, многократные госпитализации, длительное амбулаторное лечение в значительной мере изолируют ребенка от сверстников, нарушая становление его социального опыта. За время болезни дети значительно отстают в школьных занятиях и, как показали наши исследования, даже "успешно" переходя из класса в класс, они имеют серьезные пробелы в знаниях по математике, физике, русскому языку и другим основным предметам. Впоследствии у многих затрудняется профессиональная ориентация.
Психологический статус детей, перенесших онкологическое заболевание, характеризуется многочисленными страхами, в первую очередь, страхом смерти, высоким уровнем тревожности, чувством вины, нередко повышенной агрессивностью, элементами посттравматического синдрома. У многих отмечается эмоциональная незрелость, педагогическая запущенность, девиантное поведение.
Семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями, характеризуются особенностями, негативно влияющими на психологическое состояние больного ребенка и других детей. Родители строят свои отношения с больным ребенком по модели гиперопеки, что приводит к инфантилизации и нарушению личностного развития. Эти проблемы усугубляются ухудшением материального положения семьи. Все вышеперечисленные обстоятельства приводят к серьезной социальной дезадаптации детей.
В отделении реабилитации Института детской онкологии и гематологии РОНЦ РАМН создана комплексная программа реабилитации, учитывающая медицинские, психолого-педагогические и социальные проблемы.
В наше отделение поступают дети не только из Москвы и Московской области, но из различных регионов России. Работа организована циклами продолжительностью 4 недели. Одновременно отделение может принять до 35 детей.
1. Медицинская реабилитация
Мы организуем обследование и консультирование детей в различных медицинских центрах Москвы. В отделении проводится медикаментозное лечение с включением фитотерапии, витаминов, климатотерапии. Используется терапевтический лазер, ингаляции, кислородные коктейли.
2. Физическая реабилитация
Оборудован зал для лечебной физкультуры. Имеется набор специального оборудования для исправления нарушений осанки, велотренажеры. Работает закрытый плавательный бассейн, в котором для детей не умеющих плавать, проводятся занятия по избавлению их от страха воды, что имеет определенное психотерапевтическое значение.
С детьми проводятся спортивные игры на свежем воздухе (футбол, волейбол, русская лапта). На пруду имеются лодки.
Все эти занятия физически укрепляют детей, закаливают, улучшают работу сердца и дыхательной системы в условиях физических нагрузок.
3. Психолого-педагогическая реабилитация
Основу этой программы составляет работа детей с природными
материалами в мастерских керамики, ткачества, обработки дерева.
Занятия в керамической мастерской знакомят детей с различными традиционными способами обработки глины и изготовления различных по сложности изделий: игрушек, предметов домашнего обихода и пр. В связи с работой в мастерской дети узнают много нового, т.е. стимулируется их познавательный интерес, вырабатывается положительная мотивация к трудовой деятельности. Работа с глиной требует усидчивости, концентрации внимания, тренирует координацию движений, улучшает мелкую моторику, т.е. по системе обратной связи оказывает положительное влияние на состояние коры головного мозга и подкорковых структур, поврежденных при облучении черепа. Таким образом, мастерская керамики является арт-терапевтической мастерской.
Все сказанное о керамической мастерской относится и к занятиям в мастерской ткачества, в которой воспроизводится старииная технология изготовления тканных поясов. В старину верили, что такой пояс с вытканной на нем молитвой защищает странника в пути или воина в битве. Ткачество также является психотерапевтическим занятием, развивает мелкую моторику и координацию движений, усиливает способность сосредотачивать внимание.
Также проводятся арт-терапевтические музыкальные занятия, музыкотерапия. Прослушивание определенных музыкальных произведений, движение под музыку оказывает психотерапевтическое действие, снижает уровень тревожности, улучшает функциональное состояние головного мозга.
Очень интересная методика музыкотерапии - рисование под музыку. Детям дают задание нарисовать такую картину, какую им хочется, и при этом дают прослушать спокойную светлую мелодию. Интересно, что многие дети рисуют монохромные, мрачного колорита рисунки, контрастирующие с характером музыки. Это свидетельствует о доминировании тревожности в эмоцилнальном состоянии этих детей, хотя внешне их поведение не дает повода так думать. Таким образом, эта методика дает возможность исследовать подсознательные глубинные процессы и в то же время оказывать психотерапевтическое влияние на эмоциональное состояние, так как изображая мрачные картины дети "выводят" свои страхи из подсознания и как бы изживают их.
Очень важное значение для психологической коррекции мы придаем подготовке и проведению театральных спектаклей. Подбор пьесы и выбор персонажей осуществляют с тем расчетом, чтобы дети, проживая жизнь героя пьесы, могли бы избавитьчя от страхов, повысить свой личностный уровень.
С занятиями в арт-терапевтических мастерских органично сочетается психологический тренинг по выработке принципов бесконфликтного поведения. Детям объясняют, что в основе конфликта всегда лежит личностная проблема того человека, который начинает конфликт. Детей учат не поддерживать конфликт, а стараться разобраться в сути проблемы и помочь этому человеку.
Кроме работы непосредственно с детьми, наши психологи работают также с родителями, стараясь исправить позицию родителей по отношению к детям. Коррекция детско-родительских отношений является очень эффективным механихмом психологической помощи детям.
4. Образовательная программа является важной частью социально-психологической поддержки и реабилитации.
Целью образовательной реабилитации является не только помощь в изучении различных предметов школьной программы, но и стимулирование познавательной активности и интереса к учебе, а также обучение методике самостоятельной работы с учебной литературой.
В отделении открыт филиал общеобразовательной школы, где дети, приезжающие из разных регионов, учатся в соответсвующих классах. У нас есть ряд детей, которые после больших перерывов вернулись к школьным занятиям после пребывания в отделении реабилитации.
Для усиления школьных занятий в отделении реабилитации в этом году открыт компьютерный класс и закупаются обучающие программы по математике, физике, химии, русскому и английскому языкам и др.
Детей обучают пользованию персональным компьютером, что мы рассматриваем не только как момент образовательной реабилиитации,но и как важную предпосылку социальной адаптации, так как знание компьютера необходимо в недалеком будущем каждому молодому человеку.
Кроме того, компьютерный класс позволяет решить 4 очень важные задачи:
- применить современные компьютерные образовательные технологии для повышения качества обучения;
- использовать дистанционное обучение;
- наладить издательскую деятельность: выпуск стенной печати, грамот и др.;
- расширить возможность общения детей-инвалидов, используя Интернет.
В образовательный блок входят занятия в экологической мастерской, история культуры, посещения театра, экскурсии в планетарий, музеи, автобусные экскурсии по памятным местам Москвы и Московской области.
Естественно, что за время пребывания в отделении невозможно в полном объеме провести комплексную реабилитацию ребенка с онкологическим заболеванием.
Мы считаем, что основными задачами отделения являются:
- Оценка физического состояния ребенка, диагностика его психологических проблем, степени педагогической запущенности и социальной дезадаптации.
- Начало комплексной реабилитационной программы с использованием средств и методов, имеющихся в отделении.
- Направление ребенка в конкретные городские учреждения (медицинские, спортивно-оздоровительные, психотерапевтические, культурологические и др.) для осуществления индивидуальной комплексной реабилитации.
- Осуществление мониторинга состояния ребенка, оценка эффективности реабилитации и коррекция реабилитационной программы.
Необходимо отметить, что вместе с ребенком-инвалидом мы помещаем в отделение и их неболевших братьев и сестер, которые проходят ту же программу. Мы видим в этом элемент семейной реабилитации. По нашим наблюдениям, неболевшие дети из семьи, имеющей ребенка-инвалида, также нуждаются в комплексной реабилитации.
Пребывание всех детей в нашем отделении полностью бесплатно.
В то же время, бюджет покрывает только небольшую часть нашей потребности. Поэтому мы учредили некоммерческую благотворительную организацию для сбора средств и привлечения волонтеров. Собираемые ресурсы позволяют нам развивать отделение и оказывать материальную помощь особенно нуждающимся семьям.
Задайте свой вопрос!
[В начало][Реабилитация][Полный список вопросов]
[Главная страница][Консультанты][Вопросы][Справочник][Книжная полка]
[Рассказы родителей][Полезные ссылки]
Admin: grigoryts@fromru.com