Волшебный ключ Участник проекта  
Всем миром против рака  
Главная страница · Добровольцы · Спонсоры · Попечительский совет · Контакты


 


 
 

Основы построения работы в мастерской
ЭКОЛОГИИ

 
Данная программа экологического образования является частью комплексной реабилитации детей с онкологическим заболеваниями. В комплексе реабилитационных программ, осуществляемых в отделении реабилитации, программа по экологии занимает важное место, помогая детям самоопределиться в окружающем мире, расширяя их познания в области географии, биологии, основ безопасности жизнедеятельности.

Игровые же методы работы в качестве опоры всегда имеют положительную мотивацию, поэтому игровая экология может быть особенно эффективна при решении накопившихся психологических и социальных проблем, для включения творческих возможностей детей-инвалидов. Наряду с этим, игровая экология предлагает детям выполнение в вольной и увлекательной форме упражнений, необходимых для коррекции нейропсихологических нарушений.

Программа включает в себя цикл комплексных познавательных экскурсий в природу, учебно-познавательные игры по экологии, цикл специальных занятий по основам экологии, простейшие экологические практикумы, индивидуальные экологические проекты, ведение фенологических наблюдений , празднование русских календарных обрядовых праздников, работу в столярной мастерской ( изготовление птичьих кормушек, гнездовий, ящиков для посадки рассады и т.п. ).

В работе используются элементы психологического практикума, развивающие приёмы совместной и индивидуальной деятельности, позволяющие более полно раскрыть и задействовать сенсорные возможности человека.

Цикл занятий по основам экологии рассчитан на месяц (смену); содержание экскурсий изменяется в соответствии с временем года, погодой и задачами конкретного занятия.

В связи с тем, что в каждой смене есть дети , совершенно не знакомые с данным материалом, и дети, приезжающие в отделение не в первый раз, основной базовый учебный цикл рассчитан на "новеньких", для остальных предназначены экологические практикумы и индивидуальные экологические проекты.

В ходе занятий используются также вспомогательные видеоматериалы; видеофильмы о природе мира , созданные Национальным Географическим Обществом и архивные видеофильмы Greenpeace.

Таким образом, эта программа тесно связана с задачами реабилитации детей, помогает им осознать себя необходимой, деятельной частью окружающего мира, повысить свой собственный социальный статус.

Цели:

Формирование жизнеутверждающей позиции по отношению к окружающему миру и людям.

Обучение детей правильному восприятию и пониманию экологической информации, умению правильно использовать её.

Формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

Задачи :

Развитие умений:
  • слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать природу ;
  • вести наблюдения за природными явлениями и влиянием деятельности человека на живые организмы и их сообщества;
  • владеть простейшими приёмами наблюдения за состоянием окружающей среды ( экологический мониторинг );
  • проводить простейшие анализы воздуха, воды, почвы;
  • формулировать исследовательские задачи и планировать пути их поэтапного решения;
  • описывать и излагать результаты наблюдений, интерпретировать и обсуждать полученные данные;
  • оформлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • используя ряд данных, делать выводы.

    Для решения поставленных задач используются следующие методы:

  • собственно игровая деятельность (ледокольно-коммуникативные, сенсорные, обучающие (имитационные и иллюстративные) экологические игры ),
  • учебный "мозговой штурм" (использование на занятиях элементов ТРИЗ - теории решения изобретательских задач),
  • коллективное творческое дело
    Использование данных методов позволяет
  • развить сенсорную чувствительность (умение слушать и слышать, смотреть и видеть),
  • максимально раскрыть творческие способности детей,
  • научить формулировать исследовательские задачи и планировать пути их поэтапного решения,
  • наблюдение и эксперимент,
  • работа с литературой,

    Эти методы дают возможность:

  • научить простейшим приёмам экологического мониторинга (наблюдение за состоянием окружающей среды),
  • научить формулировать исследовательские задачи и планировать пути их поэтапного решения,
  • научить описывать и излагать результаты наблюдений, интерпретировать полученные данные, оформлять их в виде таблиц, диаграмм, графиков, докладов-постеров, используя ряд данных, делать выводы.

    Программа включает в себя так называемое психологическое сопровождение. Использование стандартных методов исследования межличностных отношений позволяет в начале смены планировать индивидуальную работу с каждым ребенком и подобрать соответствующую систему игр и упражнений, в конце смены выявить изменение психологического климата в микрогруппе и индивидуальные изменения у детей.
    Программа также даёт возможность педагогам, воспитателям и сотрудникам отделения реабилитации повысить уровень собственного экологического образования и внести это новое видение во все сферы работы с детьми. Практические и методические наработки могут в дальнейшем использоваться в отделении реабилитации Института детской онкологии и гематологии и предоставляться в составе комплексных программ реабилитации и самостоятельно для внедрения в работу других организаций, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями.

    ***

    Предлагаемые экологические практикумы ( для старшего возраста); рассчитаны на работу с детьми и педагогами в течение всего года.

    1. Изучение степени воздействия деятельности человека на природу.
       1. Определение видового разнообразия животных и растений в местах активной        деятельности человека. ( 3 ч. )
       2. Определение степени загрязнения воздуха по состоянию растений. ( 3 ч.)
       3. Выявление приспособительных признаков растений. ( 2 ч. )

    2. Выявление роли зелёных растений в природе.
       1. Обнаружение кислорода, выделяемого зелёными растениями. (2 ч)
       2. Определение пылезадерживающей роли растений. (2 ч)
       3. Определение фитонцидной роли зелёных растений. (2 ч)
       4. Выявление очистительной роли водных растений. (3 ч)

    3. Изменение структуры и состава растительных сообществ. ( 2 ч,)

    4. Определение степени утоптанности почвы и факторов, влияющих на неё. (3 ч,)

    5. Исследование качества воды в окрестных водоёмах ( биотестирование). ( 24 ч,)

    6. Создание экологической тропы. (всё тёплое время года)

    ***

    Экологические проекты

    Предлагаемые индивидуальные краткосрочные экологические проекты (для среднего возраста) рассчитаны на работу с детьми и педагогами в течение всего года. Срок работы в рамках одного проекта - одна смена.

    1. "Разведка прекрасного и удивительного". (Весь год) - (Самостоятельный поиск и описание объектов живой природы в данной местности.)

    2. "Сбор пищевого алюминия". (Весь год) - ( сдача найденных алюминиевых банок на перерабатывающий завод в г. Дубне .)

    3. "Коллекция увиденных животных". (Тёплое время года ) - ( Определение и описание увиденных представителей животного мира с помощью определителей .)

    4. "Очаровательный сорняк". (Тёплое время года ) - ( Поиск красоты в обычных растениях, фотосъёмка .)

    5. "Знакомые незнакомцы". (Весь год ) - ( Новые сведения о давно известных растениях. Работа с литературой .)

    6. "Лесная аптека". ( Тёплое время года ) - ( Лекарственные растения нашей местности)

    7. "Красная книга нашей округи". ( Тёплое время года ) - ( Редкие и охраняемые виды растений и животных нашей местности )

    8. "Феникс". (Тёплое время года ) - ( Поиск и перекапывание костровищ.)

    ***

    Экскурсии

    1, Каким бывает лес. ( Типы растительных сообществ, влияние растительности на состав животного мира .) - ( 2 ч, )

    2. Как выжить в лесу. ( Разнообразие видов как средство выживания, приспособительные особенности растений и животных .) - ( 2 ч.)

    3. Как работает этот меанизм, как всё устроено ? ( Саморегуляция, смена экосистем, природные биологические циклы, сезонные изменения в природе, изучение влияния антропогенных факторов, сбор, изучение и проверка народных примет.) - ( 2 ч.)

    4. Правила мирного сосуществования с окружающим миром. ( Что на самом деле означает выражение "охрана природы". ) - ( 2 ч,)

    ***

    Тематический план занятий

    Основная часть учебного материала основана на специальных учебных экологических играх и практических опытах.

    1. "Давайте удивляться!" ( 2 ч.)

    ( Всегда проводится на улице!)
    Восприятие природы с помощью органов чувств ( "включение" зрения, слуха, обоняния, осязания ) . Специальный комплекс игровых заданий для развития внимания в природе . Беседа : "Язычество : любовь, страх и поклонение природе." Истоки народных примет, их место в жизни древних славян. Цель: вызвать чувство удивления и единения с природой. - (2 ч.)

    2. Что такое лес? ( 2 ч.)

        - Лес как биогеоценоз ( сообщество живых организмов вместе с участком территории).
       - Лес - источник кислорода.
       - Водоохранное, почвозащитное значение леса.
       - Лес - источник здоровья людей.
       - Лес - источник энергии, сырья для промышленности, пищевых продуктов, лекарственного сырья и т.п.
       - Лес и народное творчество.

    3. Лес - естественный биогеоценоз. ( 2 ч.)

       - Структура …
       - Взаимоотношения живых организмов в цепях питания ( симбиоз, паразитизм,
         конкуренция и т.д.)
       - Роль живых организмов в круговороте веществ.
       - Сети питания . Трофические пирамиды.
       - Поток энергии в биоценозе.
       - Популяции.

    4. Факторы среды.
    ( 2 ч.)

       - Абиотические, биотические , антропогенные факторы среды.
       - Приспособление организмов к абиотическим факторам среды.
       - Сезонные явления на примерах жизни растений и животных в данной местности
         (фенологические наблюдения ).
       - Устойчивость биогеоценозов, многообразие связей.
       - Естественная смена биогеоценозов ( сукцессии ). Причины…

    5. Проблемы охраны природы.
    ( 2 ч.)

       - Возобновимые и невозобновимые ресурсы.
       - Глобальные экологические проблемы.
       - Для чего защищать?
       - От кого ( от чего ) защищать ?
       - Как защищать ?


  •  
    Всем миром против рака - АНБО "Волшебный ключ"
    http://www.doktor.ru/onkos/together/key.htm   E-mail: grigoryts@fromru.com
    © 2002-2004. Все права защищены.

     

     

    Hosted by uCoz