Работа
в музыкальной мастерской - одна из составляющих
в общей реабилитационной программе отделения, основная
цель которой - формирование у детей жизнеутверждающей
позиции по отношению к окружающему миру и людям.
Специфика музыкального искусства, в отличие от остальных
видов искусства, в том, что основа ее - это звук,
который, как воздух, вездесущ и окружает нас повсюду.
Именно через звук мы получаем информацию о внешнем
мире, звук - это и средство общения. Только звук
способен проникать во внутреннее, невидимое, и именно
звук способен стать сильным психотерапевтическим
средством, тем более - звук музыкальный.
Возможности музыки неисчерпаемы. Звуковые волны
проникая в тело человека, вызывают в клетках колебания,
способные оказывать влияние на здоровье человека.
Общий эффект музыкального воздействия можно сравнить
с глубоким массажем на клеточном уровне.
Поэтому одна из форм работы - вибрационный звуковой
массаж, помогающий включить механизмы саморегуляции.
Есть звуки, присущие человеку от рождения: крик,
шип, визг, хрип, гуление. Они также выполняют функцию
саморегуляции организма. Это звуки доречевой коммуникации.
Используя их в голосовых упражнениях, мы включаем
в активную работу не только голосовой механизм,
но и всю мышечную систему. В основе работы с голосом
лежит система академика В.В. Емельянова, а также
приемы традиционной народной музыкальной культуры,
помогающие восстановить координацию между слухом
и голосом, что особенно актуально для наших "не
поющих" детей. В качестве музыкального материала
широко используется музыкальный фольклор.
Музыка - искусство не просто интонируемого смысла,
а соинтонируемого смысла, поэтому она неизбежно
пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию.
Музыка способна обходить логические и аналитические
фильтры сознания, устанавливая прямой контакт с
чувствами ребенка.
Интонационно-образная природа музыка помогает ребенку
осознать свои чувства и эмоции, после чего он может
с помощью учителя проводить корректировку собственного
состояния.
Поэтому важный момент в работе - развитие у ребенка
навыков активного восприятия музыки, помогающих
формированию слушательской культуры. Эмоционально
включаясь в процесс восприятия, сопереживая, ребенок
создает собственный, вторичный музыкальный образ,
который затем переводит в слово-понятие (работа
с интонацией) или рисунок.
Это помогает ребенку не только в усвоении духовных
ценностей, заключенных в музыкальном произведении,
но и в конечном итоге, корректирует личность в плане
общей гармонизации с окружающим миром.