Основное
условие проведения занятий в мастерской ткачества
состоит в том, что дети делятся на смешанные по
возрасту группы.
Занятия выстраиваются таким образом, чтобы старшие
по возрасту дети приучились помогать младшим и наоборот.
Такое взаимодействие носит традиционный общинный
характер и заключается в том, что если ты помогаешь
кому-то, то и тебе обязательно помогут. Оказание
помощи друг другу подчас заключается в том, чтобы
подать товарищу уточную нить или кусочек проволоки,
служащей фиксатором для дощечек. Через несколько
занятий можно уже выбрать несколько учеников, которые
в состоянии обучать новичков техническим основам
ткачества поясов на дощечках.
Развитие
взаимопомощи и сотрудничества между детьми требует
достаточно длительного времени, но сами условия
работы при ткачестве поясов на дощечках (дети привязаны
одним концом пояса к неподвижному упору) заставляют
ребенка обращаться за помощью к соседям или непривязанному
товарищу. Конечно, у большинства детей остается
инерция привычки требовать любой помощи только себе
и только у педагога. Но так как ребенок занимается
не один, а в группе, то ему приходится обращаться
за помощью к другим, понимая при этом, что в следующий
раз ему придется вернуть эту помощь соседям. Таким
образом, ребенок сталкивается с необходимостью преодоления
эгоцентризма.
Именно преодоление эгоцентризма, желание без оговорок
и ворчания помочь другому (поднести ему нужную нитку,
фиксатор и т.д.), быть среди других ребят можно
назвать результатом работы мастерской ткачества.
В этом, конечно, проявляется результат работы всего
педагогического коллектива, работающего с ребенком,
а не только мастера по ткачеству.
Технология работы мастерской ткачества
Весь
цикл работы в мастерской ткачества разбивается на
несколько программ:
1-я программа - ткачество простого полотна
2-я программа - ткачество узорных поясов, зеркальная
заправка
3-я программа - ткачество узорных поясов на выбранный
счет (например, 4 оборота "от себя", 4 оборота "к
себе")
5-я программа - ткачество поясов с надписями:
а) ткачество прямоугольников и треугольников
б) ткачество букв
Перейдем к описанию самого процесса ткачества поясов.
Один конец основы пояса привязан к неподвижному
упору, а другой конец - к талии ткача. Только при
постоянной и правильной регулировке натяжения нитей
основы пояса, проходящей через тело, дощечки могут
вращаться. В целом же единство тела ткача, пояса,
привязанного к его талии, и дощечек составляет прообраз
ткацкого станка.
Если нити основы провисли, то дощечки меняются местами
и как бы "вязнут" в нитях основы и не прокручиваются.
То есть не происходит смена "зева" основы и нарушается
схема рисунка полотна пояса. Если нити основы перетянуты
(ткач в этом случае как бы повисает своим телом
на нитях основы пояса), то они под тяжестью тела
ткача разрываются, часть дощечек из-за порванных
нитей провисает, они самопроизвольно "становятся"
на другое место в ряду дощечек, при этом нарушается
ширина, структура и рисунок пояса.
Таким образом, чтобы создать примитивное полотно
пояса, ткач вынужден своим телом постоянно контролировать
и поддерживать правильное натяжение нитей основы.
Во-вторых, ткач не должен допускать перекоса в положении
своего торса (например, нельзя закидывать ногу на
ногу). В противном случае происходит перекос изготовляемого
пояса, дощечки с основой теряют вертикальное положение,
при этом ткач часто не успевает заметить, что из-за
потери контроля над положением дощечек в пространстве,
нити перекручиваются и рисунок с изнанки пояса переходит
на лицевую часть и наоборот, чередуясь таким образом
несколько раз. Хотя формально ткач вращал дощечки
в одну из выбранных сторон ("к себе" или "от себя"),
рисунок на готовом поясе теряет направление узора,
а там где происходила самопроизвольная смена "верха"
дощечек на "низ", возникает перекрут и зажим полотна
готового пояса.
В-третьих, при прокидке уточной нити (поперечной),
формировании петли из уточной нити, повороте дощечек
и подбивке утка, должны участвовать одновременно
две руки. Но так как уточная нить прокидывается
попеременно "справа-налево" и наоборот "слева-направо",
то постоянно меняется роль правой и левой руки и
пальцев обеих рук. Например, в случае прокидки утка
"справа-налево" - мизинец правой руки контролирует
петлю утка, указательный и большой пальцы правой
руки подают левой руке нить утка, левая рука принимает
нить и прокидывает оставшуюся длину нити на левую
сторону, одновременно с правой рукой заводит нить
с петлей в самый острый угол зева основы (максимально
ближе к кромке изготовляемого пояса). Затем обеими
руками поворачиваются дощечки на один оборот (то
есть, меняется зев основы), левая рука поддерживает
дощечки, а правая подбивает с усилием нить утка
к самой кромке пояса. Левая рука убирает петлю справа,
затем уже мизинец левой руки поддерживает петлю
утка, а указательный и большой пальцы левой руки
подают уток в зев основы "слева на право" правой
руке. Правая рука прокидывает всю нить направо,
натягивает петлю нити утка на мизинце левой руки
и вместе с левой рукой заводит нить в угол зева
основы, затем при повороте дощечки на один оборот,
меняется зев основы. Правая рука поддерживает дощечки,
а левая рука подбивает уток к самой кромке, правая
рука убирает затем петлю слева и цикл движений повторяется
вновь. При вращении дощечек кончики пальцев обеих
рук должны охватывать дощечки с верхней и нижней
части за их углы. Если же пальцы рук произвольно
попадают в нити основы, то происходит торможение
дощечек при их вращении. При этих действиях происходит
постоянное раздражение и массаж кончиков всех десяти
пальцев рук.
Особенности работы с детьми с онкологическими
заболеваниями
У большинства детей, приходящих в мастерскую ткачества,
наблюдается отсутствие элементарных трудовых навыков.
Это явление характерно как для 7, так и для 16-летних.
Для учеников мастерской в начале обучения становится
проблемой завязывание обычного узла, не говоря уже
о завызывании узла "бантиком".
Основной причиной этого является гиперопекающий
стиль воспитания в семье ребенка с онкологическим
заболеванием. У детей, перенесших краниальное облучение,
на занятиях в мастерской ткачества наблюдаются пространственные
нарушения, нарушение мелкой моторики, координации
движений. У таких ребят разрываются нити основы
пояса, постоянно путаются и обрываются дощечки,
лопаются самые крепкие технические пояса ("завязки").
Кроме того, для этих детей характерна гиперактивность
и расторможенность, своим поведением они отвлекают
остальных учеников. Конечно, в таких условиях, каждый
такой ребенок нуждается в личном "опекуне", который
будет его успокаивать и помогать ему в запоминании
последовательности движений рук и пальцев. Если
в группе сложилась деловая рабочая атмосфера, то
постепенно такие дети успокаиваются и начинают незаметно
для себя преодолевать свой "внутренний хаос", осваивать
элементарные навыки ткачества, а через несколько
занятий догоняют группу в освоении программы.
Именно среди детей, преодолевших во время занятий
ткачеством "хаос" в движениях, возникают, в некотором
смысле, "фанатики" мастерской ткачества. Занимаясь
ткачеством поясов, они успокаиваются, к ним возвращается
координация, налаживается мелкая моторика рук и
они чаще всего первыми из группы осваивают самую
сложную программу мастерской - ткачество поясов
с надписями - технику, которую может освоить не
каждый взрослый.
Причина такого относительно быстрого прогресса в
преодолении указанных выше нарушений, кроется в
самих технических условиях ткачества поясов на дощечках.
В начале обучения детям с отмеченными пространственными
и поведенческими нарушениями приходится с усилием
и напряжением воли контролировать указанные технические
условия, постоянно делая одни и те же ошибки, которые
совершает их тело, но не разум. Устно, вслух они
проговаривают последовательность действий без ошибок.
На этом этапе самое важное - уговорить таких детей,
во-первых, на очень медленные, неторопливые движения
и во-вторых, научить их принимать свои ошибки спокойно
и рассматривать совершение ошибок, как непременное
условие обучения ("На ошибках учатся! - вот девиз
мастерской ткачества"). Поскольку у многих детей,
перенесших онкологические заболевания, присутствует
ярко выраженный страх неуспешности, то занятия ткачеством
способствуют постепенному преодолению этого страха.
От самого простого до самого сложного задания идет
разрушение неуверенности и развитие чувства: "У
меня получается!" Освоив самую сложную технику -
ткачество поясов с надписями, посетив при этом всего
10 занятий в мастерской ткачества, ребенок становится
более уверенным в себе.
Работа с цветом
Важное место в работе мастерской ткачества занимает
работа с цветом. Мастером совместно с учеником оговариваются
условия выбора цветовой и тоновой гаммы будущего
пояса. При этом последнее слово всегда остается
за ребенком, а роль мастера здесь только направляющая.
Даже если кто-то из детей настаивает на своей "дикой"
гамме (негармоничном, резком сочетании цветов),
то право выбора остается за автором. Известно, что
выбранный цвет отражает внутренний мир ребенка,
его эмоциональное состояние в данный момент. Поэтому
любой выбор цветовой гаммы дает мастеру дополнительную
информацию о душевном состоянии детей. В данном
случае подбор "дикой" гаммы свидетельствует о выбросе
негативной информации, отрицательных чувств, овладевших
ребенком. Таким образом, "дикое" сочетание цветов
подает сигнал о том, что ребенка что-то мучает,
тревожит и выражение этого состояния, в полотне
пояса, хотя бы на время избавляет его от накопившейся
негативной энергии. Кроме того, немаловажным является
то, что в мастерской ткачества можно дотронуться
до цвета и не испачкаться, любой цвет можно прижать
к себе, испытав от контакта с ним ощущение тепла,
пушистости, мягкости.
Анализ результатов работы мастерской
Сравнивая результаты работы в мастерской ткачества
в отделении реабилитации для детей с онкологическими
заболеваниями и ткацкую деятельность обычных (здоровых)
детей можно сделать вывод, что в цветовом отношении
их изделия ничем не отличаются. Число детей, выбравших
"дикую" гамму, и в том и в другом случае, примерно
равное. Спецификой наших детей является неусидчивость,
трудность при длительном выполнении "сидячей" однообразной
работы.
В дальнейшем в мастерской ткачества планируется
ввести работу на деревенском станке "Кросны", поскольку
для детей, перенесших краниальное облучение мозга,
характерно нарушение моторики не только рук, но
и ног.
Предполагается также создание живого музея, где
все модели были бы действующими. Поскольку в отделение
реабилитации приезжают дети из всех уголков России,
то было бы интересно собрать образцы прикладного
творчества разных регионов (например, образцы национальных
костюмов). Создание такого музея позволило бы развить
в детях чувство гордости за свой народ, расширило
бы их знания о родной культуре.