4. Детские депрессии
Более чем у трети детей с онкозаболеваниями выявляются состояния невpотического и депpессивного типов с почти постоянным снижением на-стpоения.
Эти дети постоянно плаксивы или угpюмы, утpачивают интеpес к игpам и общению со сверстниками. Нередко появляется повышенный интерес к своей болезни - больные не по возрасту ориентируются в медицинской терминологии, мероприятиях, связанных с лечением, интересуются ходом лечения, прислушиваются к разговорам окружающих о болезни, высказывают опасение за свое здоровье. Неpедко больные находятся в очень сложных отношениях с pодителями: ждут их прихода, но все время недовольны тем, как те выполняют их просьбы, конфликтуют с pодителями, обвиняют их или себя в своей болезни.
Для этих состояний хаpактеpны функциональные, не объяснимые основным заболеванием, наpушения функций внутpенних оpганов, стойкие наpушения аппетита и сна, ночные стpахи, "истерики" по типу аффект-респираторных приступов, истерических припадков.
Ниже мы приводим ШКАЛУ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, (И.К.Шац, 1991) Шкала заполняется врачом на основе клинического наблюдения за ребенком. По каждой из подшкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребенка описание нарушений и соответствующий балл. Дополнительно регистрируются содержательные характеристики тревоги и страха. Шкала дает возможность получить стандартные качественные описания эмоционального состояния и их количественные оценки по отдельным подшкалам и в целом. Последнее выражается частным от деления алгебраической (с учетом знака) суммы набранных баллов на число подшкал (8).
Наряду с оценкой динамики индивидуального состояния шкала дает возможность контролировать эффективность используемых в лечении психотропных средств и психотерапии, сравнивать эмоциональное состояние у различных клинических групп с учетом не только выраженности, но и особенностей эмоциональных нарушений.
ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
- НАСТРОЕНИЕ:
- Тяжелая тоска с ощущением ее в теле -4
- Тоскливое настроение -3
- Пониженное настроение (постоянно во время болезни) -2
- Пониженное настроение периодически (реакция на процедуры,
неприятные разговоры, неявку родителей) -1
- Ровное настроение -0
- Повышенное настроение (гипоманиакальное, эйфория,
дурашливость) + 1
- ТРЕВОГА, СТРАХ:
- Выраженный страх или тревога (отметить ниже по содержанию)
-4
- Резкая тревога с двигательным беспокойством или
заторможенностью -3
- Постоянная тревога без внешних проявлений (не отражается на
поведении) -2
- Тревога, проявляющаяся только при действии неприятных
факторов (процедуры, задержка выписки, неявка родителей) -1
- Отсутствие тревоги 0
- ТРЕВОГА ИЛИ СТРАХ:
- за родителей
- будущее
- здоровье
- прогноз болезни
- жизнь
- СТРАХ НЕВРОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
- людей
- будущего
- школы
- транспорта
- пространства
- смерти
- одиночества
- темноты
- высоты
- острых предметов
- загрязнения
- другой
- ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ:
- На вопросы не отвечает -3
- Первым в контакт не вступает, ответы односложные -2
- Избирательно общителен с немногими лицами, малоразговорчив
-1
- Ведет себя адекватно ситуации 0
- Повышенное стремление к общению, назойлив, во все
вмешивается +1
- ИНТЕРЕСЫ, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- Внешне совершенно безразличен к ситуации, игровая
деятельность отсутствует -3
- Интересы ограничены (болезнью, лечением, процедурами,
выпиской), формально интересуется чтением, игрушками,
творчество отсутствует -2
- Эпизодически, без глубокого интереса играет, читает, рисует -1
- Игровая деятельность не изменена болезнью: соответствует
возрасту, ситуации, в играх активен, много читает, занят
школьными делами 0
- Интересы недифференцированно повышены: в играх, чтении
поверхностен, быстро, но непродуктивно переходит к смене
деятельности + 1
- ОТНОШЕНИЕ К "Я":
- Идеи малоценности, виновности чрезвычайно утрированного
характера -3
- Идеи виновности, самоуничижения реалистичны по содержанию
-2
- Пониженная самооценка, чувство вины без конкретного
содержания -1
- Отсутствие депрессивных идей 0
- Повышенная самооценка, переоценка своего состояния + 1
- ПОДВИЖНОСТЬ (ЭКСПРЕССИВНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ)
А. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ:
- Постоянно лежит в постели -2
- Медлителен, слегка заторможен -1
- Адекватно активен (с учетом соматического состояния) 0
- Повышенное стремление к деятельности, суетлив, излишне
подвижен +1
Б. МИМИКА:
- Застывшая, маскообразная -3
- Утрировано страдальческое выражение лица -2
- Во время опроса бледная (невыразительная) -1
- Адекватна ситуации 0
- Неадекватно оживленная +1
В. ГОЛОС:
- Глухой, плохо модулированный -2
- Тихий, затухающий -1
- Обычный голос 0
- Неадекватно громкий голос +1
{Продолжение}