Московское общество помощи онкологическим больным и лицам групп риска

Об организации
Программы
"Всем миром против рака"
Услуги
Информационный центр
Лекции
Кассеты
Горячая линия
Группы поддержки
Книжная полка
Это нужно знать каждой женщине
В помощь женщинам после мастэктомии
В помощь женщинам с опухолями грудных желез
В помощь онкологическим больным
Педиатру-онкологу: О психике детей
Педиатру-онкологу: Об общении с родителями
В помощь родителям: Как говорить с ребенком о болезни
И о смерти с детьми говорите...
Как общаться с человеком, который болен раком
Контакты
 
Педиатру-онкологу:
Что необходимо знать о психике
онкологически больного ребенка

  1. Введение
  2. Что такое астения у ребенка с опухолевым заболеванием?
  3. Текст опросника для диагностики астении
  4. Детские депрессии
  1. Другие психические нарушения
  2. Семья онкологически больного ребенка
  3. Литература
 
3. Текст опросника для диагностики астении
  1. Усталость в теле чувствуешь:
    1. утром, не вставая с постели, 3
    2. после непродолжительной нагрузки (хождения по комнате, игры), 2
    3. только после длительной нагрузки (подвижной игры, прогулки), после отдыха усталость проходит, 1
    4. целый день не чувствуешь усталости, вечером можешь играть, заниматься, 0
  2. Устаешь, когда занимаешься обычными делами: читаешь, разговариваешь с окружающими, делаешь уроки, смотришь телевизионные передачи:
      из-за усталости не можешь заниматься перечисленными делами, 3
    1. устаешь очень быстро, 2
    2. устаешь только через продолжительное время, после отдыха усталость проходит, 1
    3. никогда не устаешь, 0
  3. Чтобы запомнить стихи, сказки, имена, сюжеты:
    1. ничего не можешь запомнить даже после многократного повторения, 3
    2. нужно много раз прочитать и повторить, 2
    3. прослушать или прочитать более 2-3 раз, 1
    4. запоминаешь сразу, 0
  4. Когда занимаешься, читаешь, играешь, смотришь телевизор:
    1. легко отвлекаешься, не можешь ни на чем сосредоточиться, 3
    2. отвлекаешься через некоторое время и уже не можешь продолжать то, от чего отвлекся, 2
    3. периодически отвлекаешься, но доводишь начатое до конца, 1
    4. совсем не отвлекаешься, 0
  5. Ты:
    1. часто плачешь без всяких на то причин, 3
    2. плачешь по любому незначительному поводу, 2
    3. плачешь, когда очень обидно, когда что-то не получается, 1
    4. никогда не плачешь, 0
  6. Ты:
    1. раздражаешься без всякого повода, 3
    2. раздражаешься по незначительному поводу, 2
    3. раздражаешься, когда есть серьезные причины, 1
    4. никогда не раздражаешься, 0
  7. Головные боли:
    1. нет
    2. постоянно
    3. часто
    4. редко
    5. утром
    6. днем
    7. вечером
    8. ночью
    9. после физической нагрузки
    10. после умственной нагрузки
    11. до болезни
    12. сейчас
  8. Сон:
    1. глубокий (спишь крепко)
    2. часто просыпаешься без причины
    3. просыпаешься от незначительного шума
    4. засыпаешь быстро
    5. засыпаешь медленно
    6. просыпаешься легко
    7. просыпаешься с трудом
    8. сны приятные
    9. сны неприятные
    10. сны страшные
    11. сновидений нет
    12. возникает страх по ночам
  9. Аппетит:
    1. повышен, ешь все, что дают
    2. ешь мало, неохотно (понижен)
    3. ешь определенную пищу (избирателен)
    4. часто тошнота
    5. часто рвота
    6. сухость во рту
    7. горечь во рту
  10. Стул:
    1. обычный
    2. неустойчивый
    3. запоры
    4. понос
  11. Потливость:
    1. нет
    2. потливость ладоней
    3. общая потливость повышенная
    4. днем
    5. ночью
    6. постоянно
    7. ощущение онемения
    8. ощущение покалывания
    9. мурашки
    10. зуд
 
4. Детские депрессии

        Более чем у трети детей с онкозаболеваниями выявляются состояния невpотического и депpессивного типов с почти постоянным снижением на-стpоения.

       Эти дети постоянно плаксивы или угpюмы, утpачивают интеpес к игpам и общению со сверстниками. Нередко появляется повышенный интерес к своей болезни - больные не по возрасту ориентируются в медицинской терминологии, мероприятиях, связанных с лечением, интересуются ходом лечения, прислушиваются к разговорам окружающих о болезни, высказывают опасение за свое здоровье. Неpедко больные находятся в очень сложных отношениях с pодителями: ждут их прихода, но все время недовольны тем, как те выполняют их просьбы, конфликтуют с pодителями, обвиняют их или себя в своей болезни.

       Для этих состояний хаpактеpны функциональные, не объяснимые основным заболеванием, наpушения функций внутpенних оpганов, стойкие наpушения аппетита и сна, ночные стpахи, "истерики" по типу аффект-респираторных приступов, истерических припадков.

       Ниже мы приводим ШКАЛУ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, (И.К.Шац, 1991) Шкала заполняется врачом на основе клинического наблюдения за ребенком. По каждой из подшкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребенка описание нарушений и соответствующий балл. Дополнительно регистрируются содержательные характеристики тревоги и страха. Шкала дает возможность получить стандартные качественные описания эмоционального состояния и их количественные оценки по отдельным подшкалам и в целом. Последнее выражается частным от деления алгебраической (с учетом знака) суммы набранных баллов на число подшкал (8).

       Наряду с оценкой динамики индивидуального состояния шкала дает возможность контролировать эффективность используемых в лечении психотропных средств и психотерапии, сравнивать эмоциональное состояние у различных клинических групп с учетом не только выраженности, но и особенностей эмоциональных нарушений.

ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

  1. НАСТРОЕНИЕ:
    1. Тяжелая тоска с ощущением ее в теле -4
    2. Тоскливое настроение -3
    3. Пониженное настроение (постоянно во время болезни) -2
    4. Пониженное настроение периодически (реакция на процедуры, неприятные разговоры, неявку родителей) -1
    5. Ровное настроение -0
    6. Повышенное настроение (гипоманиакальное, эйфория, дурашливость) + 1
  2. ТРЕВОГА, СТРАХ:
    1. Выраженный страх или тревога (отметить ниже по содержанию) -4
    2. Резкая тревога с двигательным беспокойством или заторможенностью -3
    3. Постоянная тревога без внешних проявлений (не отражается на поведении) -2
    4. Тревога, проявляющаяся только при действии неприятных факторов (процедуры, задержка выписки, неявка родителей) -1
    5. Отсутствие тревоги 0
    • ТРЕВОГА ИЛИ СТРАХ:
      1. за родителей
      2. будущее
      3. здоровье
      4. прогноз болезни
      5. жизнь
    • СТРАХ НЕВРОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
      1. людей
      2. будущего
      3. школы
      4. транспорта
      5. пространства
      6. смерти
      7. одиночества
      8. темноты
      9. высоты
      10. острых предметов
      11. загрязнения
      12. другой
  3. ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ:
    1. На вопросы не отвечает -3
    2. Первым в контакт не вступает, ответы односложные -2
    3. Избирательно общителен с немногими лицами, малоразговорчив -1
    4. Ведет себя адекватно ситуации 0
    5. Повышенное стремление к общению, назойлив, во все вмешивается +1
  4. ИНТЕРЕСЫ, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
    1. Внешне совершенно безразличен к ситуации, игровая деятельность отсутствует -3
    2. Интересы ограничены (болезнью, лечением, процедурами, выпиской), формально интересуется чтением, игрушками, творчество отсутствует -2
    3. Эпизодически, без глубокого интереса играет, читает, рисует -1
    4. Игровая деятельность не изменена болезнью: соответствует возрасту, ситуации, в играх активен, много читает, занят школьными делами 0
    5. Интересы недифференцированно повышены: в играх, чтении поверхностен, быстро, но непродуктивно переходит к смене деятельности + 1
  5. ОТНОШЕНИЕ К "Я":
    1. Идеи малоценности, виновности чрезвычайно утрированного характера -3
    2. Идеи виновности, самоуничижения реалистичны по содержанию -2
    3. Пониженная самооценка, чувство вины без конкретного содержания -1
    4. Отсутствие депрессивных идей 0
    5. Повышенная самооценка, переоценка своего состояния + 1
  6. ПОДВИЖНОСТЬ (ЭКСПРЕССИВНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ)
      А. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ:
      1. Постоянно лежит в постели -2
      2. Медлителен, слегка заторможен -1
      3. Адекватно активен (с учетом соматического состояния) 0
      4. Повышенное стремление к деятельности, суетлив, излишне подвижен +1
      Б. МИМИКА:
      1. Застывшая, маскообразная -3
      2. Утрировано страдальческое выражение лица -2
      3. Во время опроса бледная (невыразительная) -1
      4. Адекватна ситуации 0
      5. Неадекватно оживленная +1
      В. ГОЛОС:
      1. Глухой, плохо модулированный -2
      2. Тихий, затухающий -1
      3. Обычный голос 0
      4. Неадекватно громкий голос +1

    {Продолжение}

Информационная поддержка: Doktor.Ru      Техническая поддержка: REDCOM Internet Services

www.reklama.ru. The Banner Network.
Hosted by uCoz