Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Умирание и смерть:
философия, психология, хоспис


Часть 1. Философско-этические аспекты умирания и смерти

 
Философские и правовые обоснования проблемы смерти и умирания при СПИДе

А. А. Демидов, Общероссийское добровольное благотворительное общество в поддержку национальной программы по СПИДу
"МЫ и ВЫ"

       Синдром приобретенного иммунодефицита - заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. В начале 80-х годов специалисты-эпидемиологи рассматривали его как специфичное инфекционное заболевание, возбудитель которого имеет вирусную природу.

      Теперь отношение к этой проблеме изменилось диаметрально. Если в свое время президент США Р. Рейган на вопрос журналистов ответил, что СПИД - это проблема гомосексуалистов, наркоманов и проституток, и им самим необходимо решать эту проблему, то Билл Клинтон в своей инаугурационной речи заявил, что СПИД - глобальная проблема человечества, которую необходимо решать сообща. К сожалению, констатация этого факта для Америки несколько запоздала, т. к. там уже более одного процента населения инфицирована ВИЧ.

      Как это ни прискорбно российская ситуация сходна с американской. В августе сего года на вопрос вице-премьеру Правительства Российской Федерации г-ну Шумейко - можно ли считать государственную политику в отношении борьбы со СПИДом достаточной, он ответил, что государство "что-то делает в этом направлении", но количество больных СПИДом в России пока очень мало и в связи с этим ситуация со СПИДом не вызывает у Правительства особого беспокойства.

      Теперь немного статистики. По сведениям Всемирной организации здравоохранения, с начала пандемии СПИДа в мире инфицировано в настоящее время более 10 млн. человек. По прогнозам ВОЗ их число возрастет к 2000 году до 40 млн... В среднем в мире ежедневно заражается более 5 тыс. человек. В некоторых странах Центральной Африки вирусом иммунодефицита человека заражено от 50 до 70% населения, а третья часть беременных женщин является носителями ВИЧ. Некоторые полагают, что поскольку в Африке проживает около 8 млн. из 10 млн. всех инфицированных, что в Америке один процент населения инфицирован, и что до нас это если и дойдет, то не очень скоро и не стихийно. Разумеется это очень слабое утешение и, самое главное, не имеющее под собой никаких оснований.

      Посмотрим на наших соседей по Европе. Даже в таких развитых странах как Франция, Германия, Великобритания и Швеция ситуация не вызывает оптимизма. Количество ВИЧ-позитивных постоянно растет, умирают молодые люди - репродуктивный фонд нации, государства тратят колоссальные суммы из национальных бюджетов для решения социальных проблем, причиной которых является СПИД.

      Наши соседи по азиатскому континенту также испытали на себе первые удары, наносимые пандемией СПИДа. Даже Япония с ее специфичной этнической и религиозной культурой не смогла противостоять распространению ВИЧ. Гонконг, Тайвань и Сингапур стали сегодня точками, откуда заболевание распространяется не только по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, но и по всему миру. Это продукт их экономического и геополитического статуса.

      Или возьмем нашего бывшего соседа по социалистическому лагерю - Румынию. Количество только инфицированных детей там уже давно перевалило за тысячу и продолжает постоянно расти. Неблагоприятная ситуация складывается и в Польше.

      На этом фоне около 800 ВИЧ-позитивных, выявленных в России, вроде бы не дают основания для большого беспокойства. Но это наша официальная статистика, с которой не согласны не только международные, но и отечественные эксперты, занимающиеся этой проблемой.

      Теперь мне бы хотелось перейти к изложению вопросов в связи с заявленной тематикой - проблемы смерти и умирания при СПИДе.

      1. СПИД - глобальная проблема, меняющая философию человека

      мИсходя из классического определения философии как формы общественного сознания, направленной на выработку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека со всеми его биологическими и социальными проблемами, по всей видимости, правомерно говорить о влиянии СПИДа на формирование мировоззрения конкретного человека и человечества в целом.

      Феномен СПИДа - объективно существующее явление природы, вызывающее потребность к переосмыслению многих устоявшихся подходов в решении проблем биологии, этики, права. Это явление оказалось настолько мощным, что привело к переоценке некоторых ценностей даже в таком консервативном институте универсальных общественных регуляторов, как религия. Не менее консервативный институт регулирования общественных отношений, каковым является государство, неожиданно нашел в лице СПИДа, если так можно выразится "партнера" в решении проблем, возникавших в связи с негативными последствиями "сексуальной революции". Под лозунгом борьбы со СПИДом государства проводят последовательную политику по созданию крепкой семьи - первичной ячейки государства, с отношениями, приближенными к пуританским. Это несомненно ведет к моральному оздоровлению общества.

      Но все эти положительные моменты есть продукт отрицательного последствия СПИДа - смерти и умирания.

      Такова диалектика СПИДа, к осмыслению которой, к глубокому сожалению, ни философы, ни психологи, ни социологи, ни правоведы России до настоящего времени еще не приступили.

      Ученые-философы серьезно и обоснованно обсуждают такие глобальные проблемы человечества, как угроза ядерной войны, мирового экологического кризиса, негативных последствий НТР и т. д. . Но будем реалистами. Сегодня ядерное противостояние постепенно сходит на нет, проблемы мирового экологического кризиса также постепенно находят свои регуляторы. От последствий НТР наше государство, как представляется, тоже не страдает. И скорее мы дождемся какой угодно революции, только не научно-технической, к глубокому сожалению.

      В то же время, прогноз изложенный еще в 1987 году в таком уважаемом журнале, как "Футурист", до настоящего времени никем не опровергнут, а он безрадостен, т. к. предполагает смерть от СПИДа до четверти человечества.

      Предполагается, что СПИД, так же как и для всего человечества, является проблемой безопасности для России и как всякое системное явление требует комплексной оценки, чего у нас до настоящего времени к сожалению нет. Всем комплексом проблем, связанных со СПИДом, в России занимаются Министерство Здравоохранения и Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора. Самым большим их достижением сегодня можно считать скрининг 10% населения бывшего Союза, в результате которого мы узнали, что СПИДа в России хоть немного, но есть. Позволю выразить мнение, что для осмысления проблемы СПИДа, ее философского и правового обоснования необходимо привлечение специалистов из различных областей знаний о человеке. И несомненно, что совместная работа должна строиться на базе существующих достижений мировой и отечественной науки.

      В качестве краткого вывода к первому разделу своего выступления сказал бы следующее. СПИД - глобальная проблема, меняющая мировоззрение как всего человечества, так и каждого человека, но это наступает только тогда, когда конкретный человек или лично столкнулся с этой проблемой, но тогда уже бывает поздно, или когда человек способен поднятся над рутиной повседневности и оценивать свое поведение и поведение окружающих в связи с проблемой СПИДа. Это и есть сверхзадача человеческого сообщества перед надвигающейся смертельной опасностью распространения пандемии СПИДа.

      2. Жизнь со СПИДом

      Для того, чтобы понять философию лиц, столкнувшихся в своей жизни с проблемой СПИДа, необходимо или быть одним из них или тесно с ними контактировать. В противном случае миропонимание жизни со СПИДом может быть ошибочным или даже искусственным, нереальным.

      Диагноз СПИД не только ломает стереотипы поведения конкретного человека, он в принципе меняет его жизнь, изменяет отношения с окружающими и отношение окружающих к нему. СПИД - это отрицательный стрессорный фактор огромной силы. И он должен быть предметом пристального рассмотрения специалистов в области биоэтики, а не только медицинской этики, специалистов всех отраслей медицинской науки, философов, психологов, юристов. Более того, только на основе общемировоззренческих и общеметодологических решений, которые могут и должны выработать специалисты в области философии и этики с участием самих ВИЧ-позитивных, лечащих их врачей и других специалистов, возможно решение проблемы СПИДа в прикладных науках.

      Назову лишь часть проблем, требующих серьезного философского обоснования.

      Первое и самое важное - морально-правовые аспекты постановки диагноза неизлечимого заболевания со 100% летальностью. Как объяснить человеку, что с момента выявления антител на ВИЧ в его крови мир не рушится, что он может жить полноценной жизнью, но при этом он должен осознавать, что в нем находится смертельное начало, в равной степени опасное для его жизни и жизни окружающих.

      Затем следует целый ряд вопросов, требующих философского и правового обоснования, таких как: сохранение врачебной тайны при СПИДе (хотя точнее юридически говорить о сохранении тайны заболевания), возможности эфтаназии для больного СПИДом в терминальной стадии, самоубийства, аборта для беременной ВИЧ-позитивной женщины. Только при СПИДе возможна ситуация, когда смерть ВИЧ-позитивного вызывает целый комплекс специфичных проблем для его окружения. Начиная с ничем не обоснованной обязательной кремации трупа умершего и кончая поголовным обследованием всех и вся, кто когда-то контактировал с умершим, как это случилось в Ростове-на-Дону.

      Медики-администраторы видят в проблеме СПИДа только болезнь. Но если к оценке этой проблемы подойдут и другие специалисты, то они скорее способны понять и принять идею, что основным в проблеме СПИДа является человек во всем многообразии его биосоциальных отношений. И в связи с этим проблема смерти и умирания при СПИДе не будет рисоваться такой ужасной и страшной.

      Вероятно, нам всем необходимо осознать, что безразличное или негативное отношение общества к судьбам ВИЧ-позитивных - это угроза дальнейшего распространения СПИДа.

      Если в смерти своих больных СПИДом детей их матери обвиняют государство, и в этом они абсолютно правы т. к. именно в государственном лечебном заведении в результате преступной халатности медицинского персонала наступило инфицирование детей. И матерям в принципе безразлично, заражены их дети через загрязненные шприцы или через инфицированные препараты крови. В любом из этих случаев в смерти ребенка повинно государство, которое, однако, не спешит признать себя виновным.

      В связи с этим у лиц, столкнувшихся с проблемами СПИДа, в своей жизни часто возникает достаточно жесткая установка на безразличное отношение как к жизни, так и к смерти, как своей, так и окружающих. И если для матерей ВИЧ-позитивных детей, которые не могут быть разносчиками ВИЧ, это в общем-то проблема их психического здоровья, материального неблагополучия и смерти ребенка, то для лиц, находящихся в периоде расцвета половой активности, отсутствие социальных и морально-психологических стабилизаторов, есть "зеленый свет" для активного, я бы сказал, агрессивного полового поведения, что само собой приводит к все новым и новым случаям инфицирования и новым смертям. Возникает порочный круг, где фактическое безразличие государства к умиранию своих граждан от СПИДа вызывает у них безразличное отношение к физическому и моральному здоровью своей нации, вплоть до возможности ее вымирания.

      Подтверждением сказанного является состояние правового регулирования заражения заболеванием СПИД. По действующему российскому законодательству (ст. 1152 УК РФ) практически к уголовной ответственности может быть привлечен и осужден на срок до 8 лет только ВИЧ-позитивный, т. е. человек, уже приговоренный фактом наличия у него болезни к смерти.

      Медицинские же работники, виновные в заражении пациента ВИЧ в результате медицинских манипуляций, в лучшем случае несут ответственность по ст. 172 УК РФ, т. е. за халатность, и здесь максимальная мера наказания составляет три года. Или если будет установлено, что медик нарушил правила, установленные в целях борьбы с эпидемиями (ст. 222 УК РФ), он может быть максимально осужден на срок до двух лет. Но, как мы сегодня можем констатировать, никто из виновных в Элистинской или Волгоградской трагедиях, где были инфицированы десятки ни в чем не повинных детей, ответственности не понес. То есть мы опять имеем пример безответственного отношения государства к смерти своих граждан. О какой морали и о каком правовом государстве можно тут говорить!

      Может быть, это жестоко и даже цинично, но иногда возникает мысль, что стоящие у власти поймут, что такое СПИД и что такое смерть при СПИДе, только тогда, когда у них на руках умрет от этой болезни кто-то из их близких. Наверное, это произошло с представителями тех наций, которые наблюдали родных и друзей, находящихся в терминальной стадии СПИДа. Вероятно, у них возникло то чувство сопереживания в связи с проблемой СПИДа, которыми они хотят поделиться сегодня с Россией.

      В завершение данного раздела хотел бы предложить вашему вниманию еще один тезис. Жизнь со СПИДом всегда заканчивается смертью. При этом необходимо разделять два аспекта жизни и умирания при СПИДе.

      Первый - личностный. Он основан на том, что каждый, кто сегодня инфицирован ВИЧ, независимо от пути передачи должен умереть в ближайшие 10 лет. Лекарства от ВИЧ сегодня нет.

      Второй - глобальный аспект умирания. Необходимо рассматривать проблему смерти от СПИДа в масштабах человеческого общества. Суть его заключается в том, основной путь распространения инфекции - половой, что ставит под угрозу процесс репродукции человечества. В связи с этим мы можем ставить вопрос о возможности умирания человечества от СПИДа - и как раз это является предметом глубокого философского осмысления, понимания угрозы самой возможности существования человечества в условиях развивающейся пандемии. Представляется, что проблема смерти и умирания при СПИДе может оказаться ключом к решению проблем выживания человечества в созданной природой экстремальной ситуации. Может быть, решив проблему СПИДа, человечество разработает всеобщую модель поведения в подобных ситуациях. Тем более, что опыт решения подобных задач у человека уже есть. Вспомним хотя бы историю борьбы с сифилисом.

      3. Эфтаназия при СПИДе - за и против

      Проблема легкой смерти при СПИДе так же реальна и имеет право на рассмотрение, как проблема эфтаназии при любом болезненном состоянии человека, когда его мозг в силу своей физиологии не может далее переносить болевой синдром. Когда возникает боль-стресс, переходящая в боль-шок, когда человек ничего кроме боли не чувствует, у него объективно возникает желание прекратить эти муки. При терминальной стадии СПИДа это тем более оправданно, т. к. умирающий индивид осознает, что конец может быть только один - смерть. И чем быстрее и безболезненнее наступит конец мучениям, тем легче будет и самому умирающему и его близким.

      В связи с этим вполне обоснованно обращение умирающего к врачу с просьбой дать ему лекарство от жизни, чтобы облегчить его мучения.

      Человек имеет право на жизнь и стало быть по формальным признакам гражданского права он может ею распоряжаться. Другой вопрос, что на пути реализации этого права не перед больным, а перед медиком возникает табу морального плана в виде данной когда-то клятвы Гиппократа и нормы уголовного законодательства, называющей умышленное или неосторожное убийство. Но это касается лишь активной эфтаназии. И в самом деле, говорить об активной эфтаназии в легальной ее форме и аморально и противоправно.

      Говорить же о пассивной эфтаназии вполне возможно. Тем более это возможно в современных российских условиях, т. к. зачастую при отсутствии обезболивающих и иных препаратов и средств терапии, необходимых при терминальных состояниях, пассивная эфтаназия совершается нашими медиками независимо от их воли. У них нет лекарств не только для того, чтобы прекратить мучительную жизнь, но и для того, чтобы ее продолжить при наличии воли больного пожить еще. Если же говорить о реальности эфтаназии при СПИДе, как и при любом другом заболевании, при котором легкая смерть является предпочтительной по отношению к мучительному существованию, наверное, можно рассуждать о возможности какого-то среднего варианта между эфтаназией и суицидом. Тем более зачастую очень трудно дать моральную и правовую оценку такому действию медика, как передозировка сильнодействующего препарата, назначаемого ослабленному больному. Это та самая тонкая грань, разделяющая истинное сострадание настоящего медика к больному, который уже не может терпеть боль и ждет смерти как избавления, и цинизм бездушного шарлатана от медицины, стремящегося как можно скорее отделаться от тяжело больного человека.

      В этом и кроется ответ на вопрос о возможностях эфтаназии вообще и при СПИДе в частности. Говорить о возможности активной или пассивной эфтаназии можно только в здоровом обществе с высочайшей культурой межличностных отношений. В противном случае легализация института эфтаназии скатится до простого убийства тяжелобольного человека.

      4. Суицид при СПИДе - добровольный уход из жизни или доведение до самоубийства

      Суицид, самоубийство, добровольный уход из жизни - явления, сопровождающие человечество на всем пути его существования. Самоубийцей может стать человек необразованный и великий ученый, богатый и бедный, верующий и атеист, добрый и злой, здоровый и больной. Эта проблема волновала умы великих во все времена и у всех народов. И до настоящего времени нет однозначного ответа на вопрос - проявление это силы или слабости человеческого духа.

      Никаких общих закономерностей цикличности самоубийств в настоящее время научно не доказано. Есть интересные исследования статистики самоубийств, проведенные, в частности, польским ученым А. Вонзеком и отечественным криминологом М. Н. Ковалевым. В этих исследованиях отмечаются любопытные пропорции. Количество самоубийств превышает число убийств в среднем в три раза, - причем, данное соотношение достаточно стабильно. Таким образом, интересующиеся могут посчитать приблизительное количество суицидов по уровню количества убийств, проходящих по учетам официальной криминальной статистики.

      Теперь перейдем к проблеме самоубийства при СПИДе. Суицид при СПИДе ничем не отличается по форме исполнения от прочих. Некоторые особенности могут быть, по моему мнению, лишь в причинах и в биосоциальном качестве лиц их совершивших. Представляется, что количество самоубийств при СПИДе может быть выше, чем среди других групп больных, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Но это всего лишь предположение, не имеющее под собой эмпирических оснований. Хотя определенное количество самоубийств среди ВИЧ-позитивных в России уже есть. Интересная закономерность. Большая часть известных мне суицидов совершена или в стационаре, где больные находятся на лечении по поводу своего заболевания, или непосредственно после стацлечения или амбулаторного обследования. К сожалению, официальных данных по этому поводу получить не удалось.

      Так вот, представляется, что число самоубийств среди ВИЧ-позитивных может быть несколько выше, т. к. объективно СПИД более активно распространяется среди гомосексуалистов, наркоманов и проституток. Это в меньшей степени касается гетеросексуального пути распространения ВИЧ. Исторически к указанным социальным группам в обществе сложилось негативное отношение. Такое отношение постоянно фиксировало в сознании и подсознании представителей рассматриваемых страт состояние страха перед возможной расправой, чувство неполноценности, стимулировало к уходу в алкоголизацию и наркотизацию. Все это расшатывало как их физическое, так и психическое здоровье. Волевая сфера их в связи с ослаблением компенсаторных возможностей организма также ослабевала.

      Как следствие, возможность добровольного ухода из жизни человека, не имеющего морально-психологической и социальной поддержки в обществе, не видящего возможностей для самореализации в дальнейшей жизни, если на это еще накладывается такой страшный гнет, как наличие ВИЧ, который сам по себе способен толкнуть человека к самоубийству - представляется одной из причин смерти при СПИДе. При этом количество суицидов среди больных будет прямо пропорционально отношению общественного мнения к проблеме СПИДа вообще и к группам высокой степени инфицирования ВИЧ в частности.

      Но у суицида при СПИДе есть, если так можно выразится, и обратная сторона медали. Это может быть не простым суицидом - волевым жестом уставшего от жизни человека, но и доведением до самоубийства. А это уже уголовно-наказуемое преступление. Чаще всего такая ситуация возникает, когда лицо, знавшее о том, что данный человек является ВИЧ-позитивным, систематически унижает его личное достоинство или жестоко обращается с ним. Виновным в совершении данного преступления может быть и медик, разглашающий тайну заболевания или сведения о его половых контактах. Это может быть и работник правоохранительных органов, понуждающий ВИЧ-позитивного к сотрудничеству в оперативной работе и угрожающей разглашением сведений в случае отказа от сотрудничества. Это может быть и преподаватель по месту учебы и руководитель на работе, родитель, опекун или бывший половой партнер.

      Здесь суицид при СПИДе из проблемы философской, морально-психологической переходит в проблему юридическую. От лиц, производящих дознание и следствие по этому делу, требуется высочайшее мастерство. Доведение уголовного дела до его логического завершения в виде вынесения приговора в отношении виновного - это, является одной из разновидностей профилактики СПИДа, направленной на социальную реабилитацию ВИЧ-позитивных, как полноценных граждан своей страны. И это необходимо делать. Необходимо для защиты прав человека от жестокого обращения и унижения, необходимо для того, чтобы проблема СПИДа решалась цивилизовано. В противном случае общество столкнется с противодействием со стороны ВИЧ-позитивных. будь то в виде сексуальной агрессии с целью распространения ВИЧ-инфекции, или в виде публичного самосожжения, или в ином другом виде.

      В заключение хотелось бы сказать, что представленное на ваш суд сообщение является одной из немногих пока попыток философского и правового обоснования проблемы СПИДа. Ряд положений, конечно, не бесспорен и требует более глубокой научной проработки.

      Глобальные проблемы, поставленные СПИДом, уже сегодня существенно влияют на многие стороны жизни человечества - экономику, политику, культуру, мораль, право и т. д. Они изменяют мировоззрение. Делают религии более терпимыми друг к другу. С развитием пандемии СПИДа эти влияния будут усиливаться как в позитивном, так, к сожалению, и в негативном плане. От того, сумеет ли общество в максимально короткий срок найти пути и методы хотя бы частичного решения или смягчения остроты проблемы СПИДа - зависит решение задачи, у которой два ответа: максимальное смягчение последствий пандемии СПИДа, т. е. жизнь или возможность вымирания значительной части населения Земли.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела]
[В начало] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
03.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru      Техническая поддержка: REDCOM Internet Services

Hosted by uCoz