Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


1. Организация социальной и психологической помощи в детской онкологии. Подготовка специалистов

 

Детская онкология как направление во взаимодействии органов здравоохранения и регионального отделения Фонда социального страхования по республике Татарстан
В.С. Хазиахметова, Н.Д. Шевченко, В.М. Зарипов, Л.Г. Макарова, Л.Н. Мишина
Региональное отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации по Республике Татарстан
г. Казань

       Нормативной базой для целенаправленной и систематической помощи детям, страдающим онкологическими заболеваниями, стало Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан ''О дополнительных мерах по социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих онкологическими заболеваниями'' от 26.02.96 г. N 129.

      Среди большого числа направлений поддержки Министерству здравоохранения Республики Татарстан поручено обеспечить при наличии медицинских показаний ежегодное санаторно-курортное лечение в санатории ''Ливадия'' (республика Татарстан) детей-инвалидов, страдающих онкологическими заболеваниями, и сопровождающих их лиц по бесплатным путевкам за счет средств Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан.

      Статистика свидетельствует, что, по состоянию на 01.01.96 г. в Республике Татарстан зарегистрировано 299 детей в возрасте до 18 лет (включительно), страдающих онкологическими заболеваниями. Среди них в возрасте до 7 лет - 18,1%, от 8 до 16 лет - 79,9%, от 17 до 18 лет - 1,6%. В городе Казани из них проживает 28,1%.

      В 1996 году 111 детей рассматриваемой категории с сопровождающими их лицами прошли оздоровление на базе санатория ''Ливадия'', который расположен в Казани, в лесопарке, на берегу реки Казанка. Ведущими направлениями лечения в санатории являются с использование хлоридных натриевых рассолов, иловых сульфидных грязей, лечебных душей, массажа, ингаляции, парафино-озокерита, галокамеры, психотерапии для детей с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, желудочно-кишечного тракта.

      На оздоровление детей, страдающих онкологическими заболеваниями, по медицинским показаниям из средств Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в 1996 году было использовано более 500,0 млн. рублей.

      Всего же на финансирование мероприятий, связанных с оздоровлением и восстановительным лечением детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также профилактику детской инвалидности в 1996 году Фонд направил 48379,3 млн. рублей, оздоровив почти 140 тысяч детей. В 1997 году планируется увеличить сумму ассигнований до 50088,8 млн. рублей, что позволит обеспечить полноценным лечением и отдыхом уже более 148 тысяч детей.

      С целью совершенствования совместной деятельности органов здравоохранения и регионального отделения Фонда социального страхования, направленной на оказание помощи детям, страдающим онкологическими заболеваниями, предполагается уделить более пристальное внимание оценке результатов лечения применительно к каждому ребенку. Перспективной является организация детского хосписа для паллиативной терапии больных со злокачественными новообразованиями в одной из детских больниц.

 

Концепция реабилитационной работы в детской онкологии
Г.Я.Цейтлин, Е.И.Моисеенко, Л.В.Валентей, М.А.Бялик, Е.В.Вронская
НИИ Детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН,
г. Москва

      На 1 января 1997г. в Московском городском онкологическом диспансере состояло на учете 1035 детей, получивших лечение по поводу злокачественных солидных опухолей (509 человек) и гемобластозов (526). Агрессивная химиотерапия, облучение и калечащие операции приводят к инвалидизации большинства этих детей, а многократные госпитализации и длительное амбулаторное лечение порождают психологические проблемы: деформация межличностных отношений, трудности в усвоении школьных программ и пр. Впоследствии, когда эти дети становятся старше, у многих затрудняется профессиональная ориентация. Как показывают исследования, у детей, перенесших онкологическое заболевание, возникает серьезная социальная дезадаптация. Практика свидетельствует, что без осуществления специальных реабилитационных программ невозможна полноценная интеграция этих детей в общественную жизнь.

      Концепция работы нашего отделения основывается на том, что дети с онкопатологией нуждаются в комплексных реабилитационных мероприятиях на всех этапах оказания им специализированной медицинской помощи - с момента установления диагноза до окончания диспансерного наблюдения. Однако, содержание и задачи этой работы существенно различаются на разных этапах.

      На первом, догоспитальном, этапе когда диагноз злокачественного новообразования не вызывает сомнения и проводится уточняющая диагностика основного заболевания, главными направлениями работы являются выявление и лечение сопутствующих заболеваний, а также психологическая поддержка ребенка и его близких. Одновременно осуществляется анализ социальных проблем семьи заболевшего ребенка с целью оказания им соответствующей помощи. Вся эта работа проводится совместно с поликлиническим отделением Института с привлечением специалистов, когда это необходимо, из других лечебных учреждений, правительственных и неправительственных организаций.

      На этапе комплексного лечения доминирующим направлением реабилитационных мероприятий является профилактика и коррекция побочных эффектов и осложнений химио-лучевой терапии и оперативных вмешательств. Эта деятельность также осуществляется единой командой специалистов по реабилитации, психологов, социальных работников, госпитальных педагогов и др. Необходимо выделить в качестве самостоятельного и важного аспекта комплексной реабилитации на этом этапе организацию образовательного процесса с максимальной индивидуализацией программы, учитывающей интересы и возможности конкретного ребенка.

      В период диспансерного наблюдения безусловно очень важным остается решение задач медицинской реабилитации, направленной на коррекцию в первую очередь тех нарушений, которые напрямую связаны с лечебной агрессией. Другим, не менее важным разделом работы на этом этапе является психолого-педагогическая реабилитация, объектом которой, помимо ребенка-инвалида, является его ближайшее окружение, и в первую очередь родители.

      Третье направление работы - это социальная реабилитация детей и подростков-инвалидов, нацеленная на стимулирование познавательной активности, включение этих детей в нормальный образовательный процесс, формирование у них первоначальных трудовых навыков как основы для получения специального образования и дальнейшей профессиональной ориентации. Особую роль в решении этих задач играют занятия детей в кружках естественнонаучного профиля, арттерапия (художественная керамика, ткачество, рисование, театрализованные игры и т.д.).

 

Опыт работы кабинета социальной и психологической реабилитации НИИ детской онкологии и гематологии ОНК им.Н.Н.Блохина РАМН
М.А. Бялик., Е.И. Моисеенко
НИИ Детской онкологии и гематологии ОНЦ им Н.Н.Блохина РАМН,
г. Москва

      Проблема организации социальной и психологической помощи детям, страдающим тяжелыми, хронически протекающими, инвалидизирующими заболеваниями, а также их семьям практически не разработана в нашей стране. Остро стоит этот вопрос в онкопедиатрии. Актуальность проблемы не только в России, но и во всем мире связана с общим ростом числа онкологических заболеваний у детей, а также с успехами в онкопедиатрии, определяющими рост числа больных, находящихся в состоянии длительной ремиссии, а также лиц, в детстве излеченных от онкологических заболеваний.

      Задача организации психологической и социальной помощи этому контингенту больных и их семьям должна ставиться уже на этапе установления диагноза и оставаться одной из главных и далее в процессе лечения и на этапе диспансерного наблюдения за ребенком и после его выздоровления. Столь же важно оказание помощи семьям с детьми, получающими симптоматическое лечение после отказа от специальной терапии, которая не дала эффекта. Это позволит не только облегчить многие страдания больного в период лечения онкологического заболевания, но и предупредить развитие у него целого ряда негативных социальных и психологических последствий его.

      Приоритетными направлениями деятельности службы социальной и психологической помощи ребенку с онкологическим заболеванием и его семье являются следующие:

      1. Выявление основных социальных и психологических проблем больного с онкопатологией и его семьи, представление их общественным и государственным структурам для совместного решения.

      2. Выявление существующих ресурсов государства и организаций различных форм собственности для оказания социальной и психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями, их семьям, сотрудникам клиники.

      3. Открытие новых ресурсов помощи, например, через создание родительских ассоциаций, распространение опыта медико-социальной работы в регионы.

      4. Создание системы подготовки профессиональных кадров и волонтеров для обеспечения медико-социальной работы в онкологии.

      5. Формирование пакета нормативной документации.

      Роль координирующего звена в этой системе мы отводим Кабинету социальной и психологической реабилитации (Кабинету). Важно отметить, что эффективная деятельность службы социальной и психологической помощи возможна только при функционировании единой системы "КЛИНИКА - ДИСПАНСЕР - УЧАСТКОВАЯ ПОЛИКЛИНИКА".

      Среди главных звеньев работы Кабинета мы выделяем следующие:

      1. Работа с семьями в клинике и на этапе диспансерного наблюдения за больными.

      2. Участие в решении проблем клиники.

      3. Информационное обеспечение непосредственной работы кабинета и заинтересованных лиц и общества в целом по проблемам детской онкологии..

      4. Подготовка профессиональных кадров и волонтеров социальных работников и психологов для работы в детской онкологии.

      5. Создание новых ресурсов помощи больным с онкопатологией, их семьям, медицинскому персоналу лечебных учреждений онкологического профиля.

      Работа кабинета организована модулями в форме программ, в различной степени развивающих каждое из выделенных направлений и, по-возможности, их объединяющих.

      Основные программы Кабинета - долгосрочные, рассчитанные на годы, развивающие основные направления работы Кабинета. Наряду с ними есть и разовые мероприятия.

      Работа Кабинета проводится в тесном сотрудничестве с деятельностью общественной организации - Детской секции Московского общества помощи онкологическим больным и лицам групп риска (Общества). Обе эти структуры фактически представлены одними и теми же людьми, волонтерами общества. Руководит детской секцией заведующая отделением амбулаторной диагностики и лечения НИИ Детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН - Моисеенко Е.И., которая и организовала ее в структуре Общества в 1992 году. Координатором работы Детской секции является психолог Кабинета - Бялик М.А. По нашему мнению, именно объединение возможностей государственной структуры и общественной благотворительной организации позволяет увеличить ресурсы помощи больным и их семьям.

      Таким образом, Кабинет социальной и психологической реабилитации предлагается нами как форма организации социальной помощи детям с онкологическими заболеваниями и их семьям.

 

Концепция психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями
А.И. Тащева
Ростовский госуниверситет,
г.Ростов-на-Дону

      Согласно статистике, в настоящее время в Ростовской области в органах социальной защиты на учете состоит 9767 детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, из них 376 страдают онкогематологическими заболеваниями. Типичные психологические трудности этих детей, их близких очевидны и эмоционально чрезвычайно насыщены: признаки посттравматического синдрома; многочисленные страхи (страшного диагноза, ухудшения самочувствия, помещения в стационар, смерти, жестоких медицинских процедур и т.п.); проблема отношения к собственной болезни и выздоровлению; сложности принятия изменяющегося под воздействием заболевания образа ''физического Я''; острый дефицит общения, и прежде всего со здоровыми сверстниками; ощущение одиночества и социальной заброшенности; дефицит знаний, умений, навыков; признаки педагогической запущенности и т.д. (В.В. Лебединский, 1990; Е.Т. Соколова, 1989; А.С. Спиваковская, 1988; А.И. Тащева, 1994; С.Ю. Зелинская, А.И. Тащева, 1991).

      Семьи с детьми-инвалидами имеют особый психологический статус, то есть особенности, которые определяются прежде всего характером взаимоотношений между членами семьи, большей закрытостью семьи для внешнего мира, частым отсутствием работы у матери, ''заброшенностью'' здоровых детей и других членов семьи; как правило, тяжелым материальным положением семьи, но главное - специфическим положением в семье ребенка, страдающего смертельно опасным заболеванием, длительным его пребыванием в стационаре; тяжелым, болезненным лечением; неопределенными перспективами (Ф.В. Бассин, 1970; Ж.М. Глозман, 1987; А.И. Захаров, 1986).

      Опасаясь за жизнь ребенка, сострадая ему, испытывая тяжелое чувство вины перед ним, семья достаточно часто оказывает на больного, а затем и на вышедшего в длительную ремиссию, да и на физически выросшего ''дитя'' психологически инвалидизирующее влияние. Гиперопека в таких семьях становится основным или единственным стилем воспитания ребенка. Будучи связанной с асинхронными и однотипными позитивными последствиями взаимодействия, гиперопека ведет к возникновению выученной беспомощности (Seligman M.E.P., 1979). Беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира. Дети с разной степенью готовности воспринимают навязываемое им пассивное, по сути объектное, отношение к себе медицинского персонала и близких - выученная беспомощность у них формируется по типу условного рефлекса, который крайне медленно угасает даже на фоне специальной длительной терапии.

      На наш взгляд, близкие ребенка и все, кто имеет к нему непосредственное отношение, а потом и общество в целом становятся одновременно источником и жертвой собственного неадекватного установочного поведения. Несомненно, что условия длительной изоляции от семьи, от здоровых сверстников, сама тягостная атмосфера отечественного онкогематологического стационара только усугубляют ситуацию.

      С 1991 года психологи научно-методического психологического центра ТОО ''Виола'' оказывают безвозмездную психологическую и социальную помощь семьям с детьми, страдающими онкогематологическими заболеваниями.

      На разных этапах существования НМПЦ ''Виолоа'' его специалисты работали в Ростовском онкогематологическом диспансере ОДКБ, в отделении реабилитации для детей, перенесших операции по поводу врожденных пороков сердца, в Аксайском центре нетрадиционной медицины, в детских отделениях Аксайской центральной больницы, c отдельными специалистами детских консультаций Ростова и Аксая, на базе областного центра социальной помощи семье.

      Суть концепции нашей работы состоит в следующем: 1) психологи работают с ребенком, находящимся на диспансерном учете по поводу смертельно опасного заболевания; с его близкими и персоналом, который его лечит и воспитывает; 2) работа с семьей ребенка осуществляется на всех этапах его лечения: от момента постановки диагноза через этап активной, специфической, а затем поддерживающей терапии до полного выздоровления, психологической и социальной реабилитации или смерти. Так, мы поддерживаем связи с семьями, в которых ребенок снят с диспансерного учета как выздоровевший в 1994 году или умер в 1993-ем; 3) в основе нашей системы психологической помощи лежит идея о включении ''внутренней картины'' тяжелого хронического соматического заболевания или физического дефекта, вызванного болезнью либо лечением, в число личностных особенностей ребенка, равных по значению другим индивидуальным особенностям его и близких. Это позволяет не игнорировать болезнь, не табуировать саму проблематику, используя неадаптивные защитные психологические механизмы, а принять ребенка его родными таким, какой он есть, и помочь именно ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная работа позволяет осмыслить болезнь как данность, разделить отношение к болезни и отношение к больному, переориентировать воспитательную стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением последствий заболевания. Эта стратегия воспитания больного укрепляет взаимоотношения в семье, делает жизнь больного более полноценной. 4) профессиональная работа специалистов центра (психодиагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психопрофилактика) сочетаются с организацией досуга детей (кружки по интересам, развитие творческих способностей ребят) с налаживанием их социальных контактов с близкими, со стабилизацией их социальных связей с окружающими - сверстниками и взрослыми; 5) методы нашей работы с детьми и взрослыми традиционные и сравнительно новые: различные виды арттерапии (рисование, лепка, вязание, изготовление игрушек, куклотерапия и пр.), библиотерапия, элементы психодрамы, социодрамы, кататимно-имагинативной терапии и т.д.; 6) работа осуществляется очно и заочно (по переписке, по телефону); 7) уровень активности психологического воздействия, используемые методические приемы и средства определяются психологическим и соматическим статусами ребенка и его близких, проводимой терапией и т.д.

      Мы полагаем, что оптимальной является такая схема работы: в стационаре ребенку и взрослому следует помочь адаптироваться к новым условиям, помочь принять болезнь и ответственность за лечение, формировать и поддерживать мотивацию к излечению либо подготовить его к смерти. В это время осуществляется максимально возможная психодиагностика, начинается работа со страхами, с агрессией, с чувством вины, одиночеством и пр.

      Наш опыт свидетельствует о том, что работа, направленная на решение глубинных личностных или семейных психологических проблем, может быть наиболее эффективной в период стойкой ремиссии, вне онкологического стационара, на дому у выздоравливающего, но лучше - в условиях психологического стационара.

      В последние год-два, когда в длительную ремиссию стали выходить до 93-х процентов пролеченных детей, актуальность психологической работы определяется, наконец, перспективами предстоящей жизни переболевшего.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
1999

Информационная поддержка: Doktor.Ru      Техническая поддержка: REDCOM Internet Services

Hosted by uCoz