Предисловие
Для археолога существуют три главных достоверных признака присутствия человека в материале раскопок - орудие, символ и могильник. С древних времен и до наших дней человек не просто живет и умирает, но и относится исторически особым образом к своей жизни и смерти в мысли, чувстве и деле. И этим отношением он принципиально отличает себя от всех остальных живых существ. Поэтому вопрос о смерти в некотором смысле является вечной темой человеческих переживаний, научного интереса и практических забот. Однако "вечность" проблемы еще не гарантирует постоянство и неизменность ее привлекательности во времени. Временами интерес к проблеме жизни и смерти возрастал, заполняя центр общественных забот и общественного беспокойства. Но затем другими заботами и проблемами он вытеснялся на периферию, становясь уделом занятий интеллектуальных маргиналов.
Так и наше общество, мало чем отличаясь в этом смысле от европейского и американского, жило на протяжении последних столетий по выражению Ф. Арьеса "спиной к смерти". Революции, гражданские и мировые войны превратили смерть в массовый и рутинный феномен. Смерть была кругом, но в ней отсутствовала проблема для мысли или предмет для практической заботы.
Возвращение темы смерти шло медленным путем. Лишь с конца 60х-- начала 70х годов этот процесс ускорился, что привело к формированию мощных направлений исследования не только в медицине, но и в философии, психологии и биоэтике. В медицине сложилась концепция "мозговой смерти", был поставлен и начал разрабатываться вопрос о научных "дефинициях смерти". Западное правозащитное движение подняло вопрос о праве на достойную смерть. Хосписное движение без лишнего шума постепенно отвоевывало себе место в системе здравоохранения.
В нашей стране медицинская разработка проблем умирания и смерти шла синхронно с зарубежными исследованиями. Следует отметить работы ученых-реаниматологов школы академика АМН В. А. Неговского, а также пионерские исследования проблемы "смерти мозга" Л. М. Поповой. В философии, несмотря на серьезные идеологические препятствия, тема жизни и смерти с конца 70х годов стала активно разрабатываться академиком И. Т. Фроловым.
В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что в отечественной философии, культурологии, психологии, социологии, эстетике и других академических отраслях проблема смерти подвергается самой основательной проработке. Об этом недвусмысленно свидетельствуют результаты конференции "Умирание и смерть: опыт междисциплинарного обсуждения", прошедшей в Москве в ноябре 1993 года. Конференция была организована Институтом философии РАН совместно с Институтом человека РАН и Российским национальным комитетом по биоэтике.
С начала 90х годов в России начало развиваться хосписное движение. Прошедшая в мае 1994 года конференция "Хоспис" как междисциплинарное медико-социальное учреждение: проблемы и пути развития" подвела итоги развития хосписного движения в нашей стране. Конференция организовывалась Главным медицинским управлением г. Москвы, Всероссийским обществом "Хоспис", Институтом философии РАН, Институтом человека РАН, а также Психологическим институтом РАО в сотрудничестве с рядом академических и медицинских организаций.
В предлагаемом вниманию читателя сборнике помещены некоторые материалы двух выше названных конференций - подготовленные авторами тексты докладов и тезисы выступлений, отредактированные составителями стенограммы выступлений, перепечатки из публикаций в прессе, некоторые правительственные распоряжения. С разрешения наследников публикуется небольшая работа отца Александра Меня, затрагивающая наиболее существенные стороны обсуждаемой проблемы.
Конференция "Смерть и умирание: опыт междисциплинарного обсуждения", а также работы по подготовке сборника к печати финансировались Российским Фондом фундаментальных исследований РАН. Проект "Биоэтика в России: проблемы и перспективы", код 93-06-10705.
[Главная страница] [Конференции]
Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
1999