Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


5. Вопросы госпитальной педагогики

 
Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство школы
(из опыта работы школы №299)

Э.Ю. Бараль
Общеобразовательная средняя школа 299,
г. Москва

      В практике существует два способа разрешения проблем жизни ребенка с ограниченными возможностями: первый - широко распространенный, состоит в организации специальных учебных заведений для детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы впоследствии приспособить их к такой жизни, где их физические недостатки не сказываются. Этот способ замыкает социальное пространство человека, лишает его возможности вступить в широкий спектр живых человеческих отношений. В результате - ''инвалидное сознание'', т.е. противопоставление мира инвалида через здоровых детей, инфантилизм, эгоцентризм, отсутствие потребности в живой и напряженной духовной жизни, изолированность человека.

      Второй путь - распространен в высоко развитых странах и связан с проблемой интеграции, т.е. включением больного ребенка в обычный школьный коллектив, в жизнь обычной школы, в обычную жизнь. Это попытка для детей-инвалидов преодолеть преграды в развитии, овладеть социальными навыками, войти в мир здоровых людей. Мы занимаемся этой проблемой 5 лет!

      В школе за это время учились четверо слепых детей, двое слабовидящих, три ребенка, больных гемофилией, два колясочника (переломы позвоночника), 14 детей с тяжелыми последствиями ДЦП.

      Идея эксперимента была подсказана директором интерната N1 для слепых К. Кравцовым, который был знаком с подобным опытом в Бельгии. Так родился Россйско-фломанский проект ''Социальное образование''. Цель его: создать для учащихся с нарушениями зрения, слуха, двигательной сферы, имеющих нормальный уровень общего развития и коммуникативных способностей, возможность получить среднее образование в условиях обычной школы, постепенно включая их в обычную и нормальную жизнь обычных людей.

      За 5 лет накопился определенный опыт, позволяющий сделать некоторые выводы. Не в любую школу можно поместить слепого, слабовидящего или тяжело больного ребенка. В школе, куда они придут, должен быть создан определенный климат добра, сострадания, внимания к тем, кому трудно.

      Необходимо предварительное обучение социальных психологов, педагогов школы, руководителей тех классов, где будут обучаться дети-инвалиды. Это позволит сразу избежать многих ошибок, которые мы допускали ранее, и станет возможной организация помощи каждому ребенку в процессе обучения со стороны учителей, а также коррекционная помощь здоровых сверстников.

      Абсолютно необходим постоянный контроль врачей за состоянием здоровья интегрируемых детей, дабы чрезмерные задания, чрезмерное желание их стать вровень со своими здоровыми сверстниками не нанесли ущерба для их здоровья.

      Необходим постоянный контакт с семьями больных детей (семинары для них психологов школы, беседы с ними социальных педагогов, индивидуальные беседы с учителями, присутствие родителей на микропедсоветах по учебной деятельности их детей). Все это поможет правильно решать вопросы организации всего учебного процесса.

      Непременное условие разумной организации интеграции - постоянная воспитательная работа со всем коллективом учащихся и учителей школы по созданию атмосферы внимания, заботы, тепла, добра по отношению к детям-инвалидам, стремлению помочь им в преодолении трудностей.

      Необходимо самое активное вовлечение детей-инвалидов в разнообразную учебную и досуговую деятельность: участие их в спектаклях, в спортивных соревнованиях, в походах, в конкурсах, в коммунарских сборах, т.е. не просто ''вливание'' больного ребенка в коллектив, а превращение его в равноценную и неотъемлемую часть этого коллектива. Иначе больной ребенок будет чувствовать себя в школе чужим, инородным.

      Очень полезна и нужна связь с наукой. Получение консультаций, советов, критических замечаний со стороны научных сотрудников исследовательских институтов, возможность иметь научную оценку этапов интеграционной деятельности, совместное выявление трудностей, возникающих на пути и препятствующих решению проблем, для возможности их учета при дальнейшей трансляции.

      Результаты экспериментальной работы должны регулярно обсуждаться на педсоветах, с каждым учителем-предметником должны отрабатываться наиболее рациональные методы и приемы организации уроков в классах, где учатся дети-инвалиды.

      Таким образом, интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство школы возможна. Она дает многое и больным и здоровым детям. Подходить к решению вопросов интеграции нужно очень осторожно и трепетно, избегая ''массовых компаний''. Ученые, врачи и учителя в каждом конкретном случае могут решить вопрос интеграции, а это значит не просто поместить ребенка в коллектив здоровых детей, но и постоянно наблюдать этапы его развития, помогать ему, создавать хотя бы минимальную материальную базу для обеспечения обучения такого ребенка, совместно разрабатывать специальные методики в интеграционной деятельности.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz