Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


5. Вопросы госпитальной педагогики

 

Коллектив сверстников как условие социальной реабилитации

Л.А. Ефимова И.А. Корепанова
УВК № 1673 "Поддержка," школа № 359,
г. Москва

      Л.С. Выготский, в своих научных трудах отмечал, что для развития ребенка-инвалида имеет принципиальное значение не только характер его дефекта, нарушения работы того или иного органа или системы органов, но и последствия их, то есть то, как болезнь отражается на всем развитии в целом. Ребенок-инвалид с момента диагностирования болезни попадает в совсем иную систему отношений, нежели здоровый ребенок. Эта система отношений, в первую очередь определяется родителями и близкими родственниками, ориентируется на болезнь ребенка, на то, чтобы любой ценой вылечить его, облегчить его физические страдания. В результате, ребенок оказывается в ситуации, когда он все время что-то не может, ему что-то нельзя, ему что-то недоступно.

      Следствиями такого "социального вывиха" в развитии ребенка-инвалида можно выделить:

  • Малый репертуар возможных форм общения ребенка с окружающими, пассивность и потребительство в отношениях.
  • "Монологичность" ребенка-инвалида, незнание им точек зрения других людей (в самом широком смысле, а не только в когнитивном), некоторый эгоцентризм сознания.
  • Неспособность ребенка-инвалида выбирать стратегию собственного поведения, отвечать за свои поступки, неумение жить в ситуации выбора и многовариативности. Отсутствие опыта принятия решений в ситуациях, где это необходимо делать.
  • Незнание границ собственных возможностей. Ребенок, не испробовав все возможные виды деятельности, не "исследовав" себя, свой дефект, не отнесясь к нему как к чему-то данному, понятному и "неглавному" в себе, не может принять себя как "неинвалида".

      Таким образом, "социальные последствия дефекта" в развитии ребенка-инвалида состоят в невозможности его стать субъектом своей жизни. Тенденция к самостоятельности не получает должного развития, превалирует тенденция к общности со взрослым (Д.Б. Эльконин).

      Традиционно процесс реабилитации ребенка-инвалида строится по принципу целенаправленного воздействия, организованного взрослыми. Но для полноценного процесса реабилитации необходимо помимо отношений ребенок-взрослый (родитель, врач, педагог, психолог) создавать возможности для существования отношений ребенок-ребенок и стимулировать равноправное общение между детьми здоровыми и больными. Помимо общего развивающего эффекта это имеет и терапевтическое значение, позволяет ребенку-инвалиду преодолеть монологичность сознания, осознать границы своего дефекта и в общении с равным сверстником создать пути "социального преодоления " дефекта.

      Общение ребенка-инвалида со сверстником возможно в различных формах, в том числе и в коллективе. Представляет интерес анализ возможностей временного детского коллектива в условиях лагеря общения и оздоровления Детского ордена милосердия (программа Международной федерации детских организаций). Мы в данной работе не рассматриваем роль коллектива, клуба сверстников, в котором подросток общается, живет постоянно, однако заметим, что и клуб и лагерь являются теми коллективами сверстников, которые запускают, стимулируют саморазвитие. В лагере все процессы ускоряются, проблемы ребенка, его "социальный вывих" становятся более явными. Более очевидны также и процессы изменений, но они нестойки, и возвращение ребенка после лагеря домой, в интеграционный клуб позволяет не "бросить" изменения, а поддержать, закрепить их и развить. При этом наибольший эффект достигается в случаях, когда клуб и лагерь работают на единых основаниях

      Коллектив подростков, в который включен ребенок-инвалид, должен обладать определенными характеристиками, обеспечивающими и развивающими его универсальность. У данного коллектива должна быть своя цель и своя (свои) деятельность (-и) (отличные от цели и деятельности "помощь ребенку-инвалиду"). Ребенок-инвалид выступает в таком коллективе не как объект, не как средство или цель деятельности всех других членов коллектива, а равноправным субъектом деятельности, интересной всем членам коллектива, развивающей их склонности, способности и интересы. Жизнь в коллективе ставит любого ребенка в ситуацию выбора (от выбора партнера по общению и деятельности до выбора новой группы или коллектива), в ситуацию принятия решения и ответа за принятое решение. Взрослый, как необходимая фигура в таком коллективе, учитывает характеристику каждого его члена (индивидуальные особенности, в т.ч. особенности здоровья), и направляет деятельность коллектива таким образом, чтобы каждый мог найти в нем для себя "область реализации". Отношения в таком коллективе строятся на признании уникальности каждого ребенка, на снятии оценочных и "предметных" отношений к ребенку-инвалиду.

      Различный опыт общения подростков в коллективе здоровых и больных создает уникальную ситуацию - в нем формируется актив из подростков (вне зависимости от состояния их здоровья), создающий, сохраняющий и передающий основные нормы и ценности лагеря. Эта группа подвижна, открыта для вхождения новых членов. Актив - референтная группа для многих новых участников лагеря. И эта группа "заражает" типом своих отношений и ребят-инвалидов, и здоровых ребят, делает помощь и сотрудничество между всеми участниками жизни в лагере - нормой отношений.

      В таком коллективе любому подростку представлены все возможные позиции и роли в лагере, через ядро лагеря персонифицированы "пути развития" и развернут механизм собственного развития.

      Таким образом, необходимость выбора подростком своей позиции, своего отношения и участия в организации совместной деятельности становится для него своего рода школой, где проходя спектр разных позиции, ролей и отношений, ребенок находит себя, свои ценности, свои отношения и значимые для него виды деятельности. Помимо такого практического пути в Детском ордене милосердия есть еще одна возможность, позволяющая подростку определиться и выбрать для себя свою "позицию активности", а именно программа "Школа взаимной человечности" (Школа), которая проводится в лагере общения или независимо от него. Обучение в Школе предусматривает анализ и рефлексию подростками своей жизненной позиции, деятельности и проблем общения. Помимо этого участники программы обучаются средствам общения и помощи людям с разными видами инвалидности, способам организации совместной деятельности, деятельности, интересной и актуальной для всех ее участников.

      Подростку, в особенности подростку-инвалиду, Школа взаимной человечности дает потенциальную возможность и инструменты включения в значимую для него деятельность, и, следовательно, является одной из возможностей для его самореализации и самоутверждения. Кроме того, Школа создает условия для формирования у подростков активной социальной позиции.

      Если рассматривать более отдаленный эффект Школы взаимной человечности, то можно говорить о ранней, личностной ориентации подростков на осознанное получение профессий психолога, социального педагога и других, в практике которых "прожитое и прочувствованное" понимание проблем другого человека становится залогом эффективности решения проблем его.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz