Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


5. Вопросы госпитальной педагогики

 
Посещение домашних школ для детей с онкологическими заболеваниями госпитальным учителем и врачом
Вклад в социальную и учебную интеграцию в процессе лечения и после него

W. Hacker, M. Klemm, E. Bopple
Universitats-Kinderklinik Tubingen,
FRG

      Дети школьного возраста, страдающие онкологическими заболеваниями, вынуждены пропускать много месяцев или даже более года школьного обучения. С целью поддержать контакт с их одноклассинками в течение этого времени и позволить успешно оссуществить интеграцию их в школу после окончания лечения мы, как врачи детского госпиталя, поддерживаем интенсивный контакт с их домашними школами и, если дети хотят, сопровождаем их в их школьные классы. Страхи, чувство опасности и пренебрежение, показываемые их одноклассниками и учителями, уменьшаются в процессе дискуссий устраиваемых в течение уроков с госпитальными учителями и докторами. При этом и и учителя и ученики узнают как вести себя с детьми с онкопатологией.

      На основании более чем 120 визитов или посещений домашней школы наш опыт показал, что подобные контакты вносят вклад в улучшение перспектив больных на будущее в плане уменьшения академических и социальных проблем и психосоциальной ситуации. Полезно применить приобретенные знания к другим, кроме описанных, группам больных хроническими заболеваниями.

 

Организация педагогического процесса в отделении реабилитации Института детской онкологии

А. Греф, Л.В Соколова, Е. А Слонимская
Институт детской онкологии и гематологии ОНЦ им Н.Н.Блохина РАМН г.Москва

      Для открывшегося под Москвой Центра реабилитации института детской онкологии нами разработана концепция педагогического процесса, его целевые задачи, базовые темы, предметное содержание и форма занятий. Ведется организация мастерских: музыкальной, хоровой, театральной, керамической, плетения из природных материалов, моделирование из древесины, ткачества. Предусмотрена репетиционная работа по математике, русскому и английскому языкам. К педагогическому процессу мы относим также спортивно-оздоровительные программы и работу в саду, организацию вечернего отдыха.

      Гранитные условия, определяющие организацию педагогического процесса: небольшое количество детей (30-35 человек в возрасте от 7 до 13 лет) и небольшой срок их пребывания в центре реабилитации (3-4 недели) - потребовали определенной цикличности от педагогических программ, а местоположение центра в усадьбе на территории старинного парка позволило в основу циклов положить народный (фенологический) календарь.

      Опираясь на индуктивную составляющую, преобладающую в мышлении ребенка, мы ставим работу в мастерских во главу образовательного процесса, при этом удовольствие, получаемое от работы в мастерских, позволяет поддерживать эмоциональный интерес к обучению.

      В педагогическом процессе нами выделены три уровня целевых задач реабилитации:

      1. Первый уровень задач связан с психологической реабилитацией средствами арт- и трудотерапии, которые включает как снижение стрессов и поиск средств невербального самовыражения при занятиях в мастерских, так и укрепление коммуникативных способностей личности и по отношению к детскому коллективу, и по отношению к педагогическому персоналу, и по отношению к членам семьи, которые могут принимать участие в работе мастерских.

      Для решения целевых задач этого уровня нами предлагается ребенку с одной стороны большое разнообразие мастерских, охватывающих весь комплекс эстетических средств искусства: движение, музыка, слово, цвет, обьёмная форма, с другой стороны весь названный комплекс лежит в сфере обязательных программ. Иными словами, ребенку не предлагаются на выбор те или иные мастерские, а предписано расписанием изучения всего комплекса их.

      Разнообразие занятий, чередующихся определенным порядком, создает условия для психологической реабилитации.

      2. Второй уровень целевых задач связан с образовательной реабилитацией, подготовкой ослабленного ребенка, вырванного на длительное время из нормального педагогического процесса в младшей и средней школе, к нормальному усвоению школьной программы.

      Для решения задач этого уровня мы используем как традиционные, так и оригинальные методики. По нашему мнению, работа в мастерских дает материал для изучения большинства школьных дисциплин как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. Так, например, работа в керамической мастерской позволяет затронуть вопросы всего комплекса естественных наук при поиске глины на территории усадьбы (география, биология), при подготовке из нее керамической массы, изготовлении изделий и их обжиге (физика, химия, математика); одновременно такие гуманитарные дисциплины как история, литература, русский язык, иностранный язык могут почерпнуть темы занятий в керамической мастерской.

      Очевидно, что реализация предлагаемой системы невозможна без взаимопонимания всех участников педагогического процесса: педагогов, ведущих различные мастерские, обслуживающего персонала, обучаемых детей а также требует четкого согласования работы мастерских и тщательной подготовки каждого часа занятий.

      Наряду с работами в мастерских, образовательная реабилитация предлагает организацию традиционной репетиторской работы по основным предметам общеобразовательной школы: русскому языку и математике, а также английскому языку. Индивидуальному репетиторству отводится строка в сетке занятий.

      3. Трудовая реабилитация предлагает усвоение обучаемым основополагающих навыков ручного труда. У многих детей, болеющих онкологическими заболеваниями, и впервые, возможно, соприкоснувшихся с ручным трудом, это может лечь в основу их социальной реабилитации. (Повышение внутреннего статуса - "Я могу!"). При организации программ трудовой реабилитации, мы опираемся прежде всего тысячалетний опыт традиционных ремесел (обработка природных материалов), выработавших органичные человеческой руке и материалу приемы работы, и на опыт народной педагогики, которая приемы труда (лепка, пиление, вязание узла) преподает через способ изготовления целостного изделия (свистулька, табурет, тростниковая кукла).

      Сочетание экологически чистой технологии, включающей взаимные требования человека и природных материалов (среды), и индуктивного способа познания предмета (от частного к общему), позволяет детям определенного возраста (вплоть до отроческого) очень быстро усваивать материалы работы в мастерских.

      Другая задача трудотерапии - профессиональная ориентация. Известно, что люди, прошедшие курс лечения в онкологических клиниках, испытывают затруднения как в профессиональной ориентации, так и в трудоустройстве. Ознакомление их с основными технологиями традиционного ремесла (керамика, деревообработка, плетение, ткачество), может дать толчок к более глубокому изучению предмета и, возможно, к дальнейшей профессионализации. Центр реабилитации, обладающий педагогами высокой квалификации, может обеспечить индивидуальные занятия в этом случае.

      Особое место в организации педагогического процесса занимает работа в саду. Жизнь на территории парка позволяет связать компоненты программы педагогической реабилитации в органичное целое, что практически невозможно осуществить при других условиях.

      Первый уровень целевых задач подкрепляется наблюдением за окружающей живой природой: лесными и парковыми растениями, насекомыми, птицами, дикими (например лиса и заяц) и домашними животными, прогулками по "экологической тропе", спортивными занятиями, отдыхом у костра и прочим.

      Целевые задачи образовательной реабилитации напрямую связаны с окружающей природой: с одной стороны обеспечение работы мастерских природным материалом связано с широким спектром образовательных дисциплин (например, добывание лозы, глины для керамики), с другой стороны народный (фенологический) календарь непосредственным образом организует и подчиняет себе весь быт и может стать осью всего педагогического процесса (народные приметы, правила и расписание работы в саду, тема занятий в мастерских и внеклассных игр и др.)

      Третий уровень - задачи трудовой реабилитации - очевидно могут быть решены при работе на земле (приобретения навыков ухода за садом, огородом, животными).

      Организация работы мастерских имеет в отделении реабилитации три особенности:

      а) посещение мастерских по расписанию является обязательной составляющей реабилитации;

      б) в мастерской не должно быть одновременно более 10-12 человек;

      в) занятия в мастерских ведутся дважды в день: утром и вечером по 1,5-2 часа. Обеспечить выполнение перечисленных требований возможно минимум семью преподавателями при их двухдневной работе с ночевкой, при этом ежедневно будут открыты две мастерские. Предложенный график работы принят в отделении ребилитации, причем описанна схема позволяет руководителю мастерской общаться с детьми почти полных двое суток и принимать участие во всем комплексе педагогической реабилитации (прогулки, образовательные занятия, игры, чтение на ночь и т. п.), что увеличивает эффективность работы в целом.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz