Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


4. Психологические вопросы онкопедиатрии

 

Психологические особенности эмоционально-ценностного самоотношения дошкольников в стадии ремиссии острого лимфобластного лейкоза

К.С. Асланян, О.Г. Борзова, М.П. Аралова, Е.В. Полевиченко
Областная детская больница,
Ростовский государственный медицинский университет,
Ростовский государственный университет,
г. Ростов-на-Дону

      Внезапно манифестировавшееся угрожающее жизни заболевание влечет за собой изменение условий и образа жизни ребенка и его семьи. Не менее существенным является то, что болезнь изменяет внутренний мир ребенка, вызывает у него примитивную тревогу, которая разрушает накопленный ранее опыт и изменяет существующие отношения.

      Изучались психологические особенности эмоционально-ценностного самоотношения дошкольников в стадии ремиссии острого лимфобластного лейкоза. В центре нашего внимания было то, как ребенок эмоционально воспринимает и переживает самого себя как носителя ценностных отношений.

      Испытуемыми стали две группы дошкольников по 15 человек в каждой. В первой группе - дети с острым лимфобластным лейкозом в стадии ремиссии, находящиеся на поддерживающей терапии. Средняя продолжительность заболевания составляла 18,7 месяцев. Дети наблюдались в дневном онкогематологическом стационаре Областной детской больницы г. Ростова-на-Дону. Вторая группа - их сверстники, не страдающие хроническими заболеваниями.

      Диагностика эмоционально-ценностной системы самосознания дошкольников продвинулась с помощью методики рисуночного типа, разработанной А.М. Прихожан и З. Василяускайте и условно названной ''Нарисуй себя'', включенного наблюдения и подробной индивидуальной беседы, а также Кинетического рисунка семьи (Авторы выражают благодарность дипломнице факультета психологии РГУ Собяниной О. за помощь в сборе материала).

      Анализ рисунков и данных бесед проводился (после исключения на основании всех диагностических показателей органических поражений ЦНС и несоответствия возрастным нормам) на проективном уровне. На материале рисунков прослеживалась проекция детских чувств, установок, мотивов, находящихся в подсознательном состоянии, что сопоставлялось с данными бесед.

      При анализе полученных результатов оказалось, что существенных содержательных различий в ценностных характеристиках самоотношения дошкольников в связи с заболеванием не было обнаружено ни в рисунках, ни на основании собеседования. Характеризуя ''плохого'' мальчика (девочку), здоровые дошкольники описывают их так: она очень некрасивая, балованая, жадный, может взять и срубить дерево и т.д.; болеющие - следующим образом: злой, обижает в садике, не делится, жадный, поломал машинку, его так воспитали, дерется и т.д. О ''хорошем'' мальчике (девочке) здоровые дошкольники говорят: никого не обижает, дарит маме цветы, всем помогает, будет поливать дерево, победит плохого и т.д.; болеющие - neaaoющим образом: на меня похожа, не жадничает, играет, не ломает машинку, добрый и т.д.

      Наибольшие различия в двух исследуемых группах дошкольников обнаружились по цветозаполнению рисунков и их цветовой насыщенности, что может свидетельствовать об эмоциональном состоянии детей, напряженности, расслабленности и т.д. Болеющие дошкольники в большинстве случаев (80%) при рисовании себя пользовались синим цветом (при этом рисуя '' хорошего '' и'' плохого'' мальчика/ девочку различными цветами). Использование синего цвета в рисунке может быть показателем потребностей в физическом и эмоциональном покое, пассивности, этот цвет свидетельствует о преобладании реакций пассивно - оборонительного характера. На основании включенного наблюдения и данных бесед можно предположить, что такое поведение является для наших испытуемых защитным, поверхностным, скрывающим за собой тревожность, дискомфортность и уязвимость. Следует отметить, что у всех детей с онкологическими заболеваниями наблюдается разной выраженности астенической симптомокомплекс.

      Отметим, что здоровые дети, рисуя себя, использовали, в основном, яркие тона и различные цвета: преимущественно красный и желтый, а также зеленый и синий. Это может свидетельствовать об активности этих детей, полноте и разнообразии их желаний и устремлений. Известно, что четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности.

      Другие характеристики рисунков имеют большой индивидуальный разброс, существенных групповых различий по основным аспектам рисунков не обнаружено: пространство листа, соразмерность деталей, их прорисованность и др.

      Обращаясь к данным бесед с болеющими детьми и результатам включенного наблюдения, отметим, что у них часто встречаются нарушения временной перспективы, интересов, любознательности по отношению к окружающему миру, мотивации достижения. Например, на вопросы ''Чему бы ты хотел научиться? Как ты думаешь, сможешь ли научиться этому? Что для этого требуется?'' болеющие дети отвечали: ''Научиться рисовать замки; не знаю; ничему; раньше у меня были длинные волосы, сейчас они только отрастают, после облучения опять опадут, хочу, чтобы выросли...''. Только два мальчика ответили: ''Хочу научиться водить машину; стать детским врачом''. Обращает на себя внимание большое разнообразие ответов здоровых детей: ''Стать воспитателем; дрессировать собаку; играть на пианино; водить машину; по канату лазить; работать лобзиком; рисовать картины; научиться танцам; водить лошадь; научиться каратэ...''.

      Обращают на себя внимание особенности самоотношения в семейном контексте тех болеющих дошкольников, у которых есть брат или сестра (имеющих больше, чем одного брата или сестру детей в нашей выборке не было). Такие дети на рисунке семьи изображают себя более изолировано: за пределами дома в то время, когда все члены семьи внутри; с краю листа; не рисуют себя вовсе, рисуют только себя одного (''Я один пошел в лес гулять''). На вопрос, кто из нарисованных членов семьи самый счастливый, они отвечали: ''Конечно, братик!'', ''Брат Дима'', на вопрос ''Почему?'' отвечали - ''Не знаю''.

      В данном случае может играть существенную роль тот факт, что братья и сестры являются близкими партнерами по общению, с которыми ведется постоянное внутреннее сравнение себя. У здоровых детей самоотношение в связи с наличием братьев и сестер в семье связано с различными факторами, обычно значимыми в семейной системе: очередность появления детей, их ''желанность'', принадлежность к полу и др.

      Полученные в ходе исследования психологических особенностей эмоционально-ценностного самоотношения дошкольников в стадии ремиссии острого лимфобластного лейкоза данные свидетельствуют о том, что онкогематологическое заболевание оказывает существенное влияние на развитие личности детей, их самоотношение и отношение к ним в семье.

      Все это еще раз убеждает нас в необходимости создания системы психологической реабилитации для описываемого контингента детей и их родителей.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz