Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


4. Психологические вопросы онкопедиатрии

 

Практическая психотерапия у детей с онкологическими заболеваниями

В.А. Шилко, И.А. Турабов
Областная клиническая больница,
г. Архангельск

      Психотерапевтическая помощь детям с онкологической патологией оказывается в нашей больнице с 1994 года, и направлена она на устранение проявлений болезни, изменение отношения больного ребенка к своему состоянию, самому себе и окружающему миру.

      Одна из важнейших задач психотерапевта состоит в создании оптимальных условий для самораскрытия пациента, так как только подобный контакт позволяет заглянуть в потаенные уголки его психики.

      В практической психотерапии используются два ведущих способа исследования особенностей личности. Это психодиагностический метод с широким применением различных психологических тестов и клинический способ, основу которого составляет подробный, целенаправленный расспрос пациента с акцентом на раскрытие всех основных сфер его психики. В основе психотерапии лежат принципы реального анализа жизни пациента. Важным дополнением в исследовании особенностей личности ребенка является тест Люшера, а также его модификация - метод цветовых выборов. В качестве диагностики используется и проективный рисунок.

      Психотерапевтическая работа строится по двум направлениям: работа с ребенком и с его родителями (или родственниками). При работе со взрослыми мы используем метод диагностики межличностных отношений, который представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, а также тест-опросник родительского отношения (А.Я. Ворга, В.В. Столин). Это позволяет определить характер общения с пациентом и подобрать методы лечения. При лечении используем индивидуальную, семейную и групповую гипнотерапию, эриксоновский гипноз и терапию, групповую, позитивную и рациональную психотерапию, нейролингвистическое программирование, клинические ролевые игры, психоанализ, психотерапию, музыкотерапию, терапию творческим самовыражением и игровую психотерапию. При этом широко применяются слайды, рисунки, пластилин, куклы, подушки, бумага с клеем. В 1995 году налажено взаимодействие с театром кукол, артисты которого регулярно выступают со спектаклями перед больными детьми.

      Дети, находящиеся на лечении по поводу онкологических заболеваний, постоянно получают эмоциональные травмы, что ведет к прерыванию разумного отражения происходящего. Бичем 20-го века является психосоматическая дезадаптация в двух ее основных формах: психосоматических заболеваниях и неврозах. Астенический синдром является самым ярким и самым сокрушительным проявлением психосоматической дезадаптации. Задача психотерапевта - помочь справиться с психотравмирующими обстоятельствами, выяснить психологические причины страданий пациента.

      Конкретное содержание психотерапевтической помощи онкологическому больному зависит от ряда обстоятельств: отношения самого больного к факту выявления у него онкологического заболевания, периода или этапа лечебно-диагностического процесса, атмосферы онкологического учреждения, взаимоотношения больного с медицинским персоналом, членами семьи, родственниками, убежденности пациента в правильности проводимого лечения, результатов терапии, особенностей личности пациента и т.д.

      Подход к больному строго индивидуальный, с учетом личностных особенностей, его высокой ранимости. Поэтому психологическая поддержка, усиление надежды больного на хороший результат лечения, благополучный исход заболевания очень важны. Необходимо успокоить больного, помочь ему преодолеть негативные явления психики, вызванные помещением в больницу, отрывом от привычного социального окружения, объяснить ему необходимость предстоящей операции, внушить надежду на ее благополучный исход.

      Сложны вопросы оказания психотерапевтической помощи инкурабельным больным. В этом случае мы стремимся избавить ребенка от состояния тревоги, страха, агрессии, отчаяния перед смертью, вселить в него спокойствие.

      В работе с больными наиболее часто используем позитивную (34,4%) и семейную психотерапию (13,7%), Эриксоновский гипноз (9,8%), терапию творческим самовыражением (4,8%). Проводимая работа позволяет существенно улучшить результаты противоопухолевого лечения.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz