Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


4. Психологические вопросы онкопедиатрии

 

Метод работы психолога в онкопедиатрии

Н. А. Писаренко
МГУ,Факультет психологии,
г. Москва

      Глобальной задачей психологической службы в данном случае является сохранение нормального качества жизни ребенка. При этом наиболее эффективна психокоррекционная работа со всей семьей пациента (прежде всего с матерью). Реабилитационная работа осуществляется по схеме "психолог - семья - пациент". Психологическая реабилитация ребенка достигается быстрее и является более стабильной, если она подкрепляется эмоциональной стабильностью родителей, их готовностью участвовать в лечении ребенка

      Нами были обследованы в течение года 38 семей, имеющих детей в ремиссии (5 и более лет после окончания лечения); заметим, что такие семьи составляют около 2\3 общего числа обратившихся за психологической помощью. 22 "онкологические семьи" обратились к психологу, придя на консультацию в Кабинет социальной и психологической реабилитации отделения амбулаторной диагностики и лечения НИИ Детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. Следует отметить, что инициаторами обращения к психологу в подавляющем большинстве случаев были родители. 16 матерей предпочли анонимную консультацию по "телефону доверия".

      Первичным поводом для обращения к психологу в большинстве случаев являлись психологические проблемы ребенка, реже - проблемы родителей (в ходе дальнейшей работы это соотношение меняется: на первый план выходят именно личные проблемы родителей, чаще всего матери). Инсайты, связанные с осознанием собственных проблем родителя, представляются нам значительными этапами в личностном росте "онкологической семьи". Пик обращений приходится на период 5-8 лет после окончания лечения: собственно медицинские проблемы отходят на второй план, в то время как обостряются психологические проблемы родителей и ребенка.

      Представляется важным вопрос о методе и виде психологической помощи в детской онкологической клинике. Предпочтение директивного/ориентированного на клиента подхода зависит не только от индивидуального стиля психотерапевта, но и от требований ситуации. К хорошим результатам приводит использование директивно-установочного стиля, особенно на ранних этапах работы либо при одноразовом краткосрочном вмешательстве. Основными целями являются поддержка чувства самоуважения, любви к себе и ребенку, ответственности. Кроме того, такой подход позволяет преодолеть проблемы, порождаемые алекситимическим феноменом, в условиях, когда свободный, принимающий, клиент-центрированный подход оказывается неуспешным.

      Напротив, если мы имеем дело с потоком глубоких пугающих чувств, на первый план выходят эмпатические, принимающие методы (чаще всего подобные запросы исходят от родителей или старших детей в стационаре, так что в этом случае возможны неоднократные встречи). Создание в беседе безусловно принимающей атмосферы позволяет работать с потоком негативных переживаний, характерным для пациентов и их близких.

      Говоря о формальном построении встреч, следует отметить следующие важные условия:

  • заранее назначенное время поддерживает клиента в хаотичном и нестабильном мире больницы;
  • продолжительность встреч колеблется от 30 минут до 1,5 - 2 часов, оговаривается заранее, но может колебаться, особенно если мы имеем дело с ребенком;
  • недопустима позиция психолога в качестве посредника между больным и персоналом клиники, другими инстанциями, психолог является самостоятельной, нейтральной, независимой фигурой;
  • работа с семейной парой проводится раздельно;
  • запрос врача на психологическую помощь пациенту или члену семьи должен сопровождаться их согласием на беседу с психологом.

      Отмечается важная роль обращения к раннему опыту отношений при работе с парой мать-ребенок, как на вербальном, так и на поведенческом уровне. В тех ограниченных условиях, которые предоставляются в клинике, апелляция к раннему доболезненному опыту может стать основой, на которой проясняются и строятся дальнейшие отношения детско-родительской пары; вспомним, что болезнь ребенка провоцирует развитие регрессивных тенденций в семье, которые могут служить адаптации. Обучение телесному общению матери и ребенка может также снять коммуникативный барьер, помочь переживать боль и недомогания.

      Следует сказать несколько слов о визуальных методах работы. Рисунок (в том числе совместный рисунок), работа с картинками, визуализационные приемы и медитация могут широко применяться в работе с детьми. Это помогает расширить язык описания телесных состояний, снять страхи, связанные в первую очередь с телом, в целом развить диалог с миром (например, для адаптации ребенка к тяжелым состояниям во время химиотерапии).

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz