Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


4. Психологические вопросы онкопедиатрии

 

Об опыте проведения групп психологической поддержки

Е.Н. Сухановская, М.А. Бялик
НИИ Детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН,
Московское общество помощи онкологическим больным и лицам групп риска,
г. Москва

      В 1992 - 1993 г в клинике НИИ Детской онкологии и гематологии (НИИ ДОГ) ОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН сотрудниками и волонтерами проводились группы психологической поддержки по методике - "группы взаимопомощи в исцелении через смену установок" психиатра Джеральда Джампольски из Калифорнии для детей больных онкологическими заболеваниями и их родителей.

      Работая с детьми, больными онкологическими заболеваниями, он обнаружил, что дети, чувствующие страх, изолированность, раздражение от своей болезни, могут обрести покой, любовь и чувство осмысленности собственной жизни, если начинают делиться своими чувствами и помогать другому ребенку. Этот подход оказался настолько успешным, что в 1975 г. в Калифорнии был создан Центр Психологической Поддержки под руководством доктора Джампольски, где в настоящее время работают группы поддержки для больных - взрослых и детей; для потерявших близких; для людей, переживших горе; для инвалидов; просто для людей, имеющих личностные проблемы; для персонала больниц и различных организаций, работающих с людьми и т.д.

      Концепция психологического исцеления основывается на вере в то, что мы сами можем выбирать мир, а не конфликт, любовь а не страх. Психологическое исцеление- это процесс избавления от болезненного, испуганного отношения к действительности. Когда мы избавляемся от страха, остается только любовь. Здоровье определяется как душевный покой, а исцеление как процесс избавления от страха.

      Все, кто приходит в группу поддержки, включая ведущих, приходят, чтобы обрести мир в душе и любовь без осуждения, к самим себе и другим людям. Каждый, когда осваивает процесс психологического исцеления, считается учеником и учителем друг для друга. Основы этой концепции сформулированы в "Принципах психологического исцеления", "Руководящих положениях для проведения групп", "Определении психологического исцеления" и в "Модели ведения групп", которые используются в работе.

      Ведущими групп, или фасилитаторами, могут быть все желающие помочь себе и другим справиться с трудностями и обрести покой и мир в душе, почувствовать себя более счастливыми. В основном ими становятся люди, связанные по работе с социальной сферой или пережившие личное горе - болезнь или потерю. При этом фасилитатор обязательно сначала сам должен быть участником группы поддержки или пройти специальный тренинг.

      Фасилитаторы могут предлагать разные уровни поддержки в группе для каждого ее члена. Со временем, когда в группе развивается единство и согласованность, ее участники сами обеспечивают взаимную поддержку и тогда роль ведущего может уменьшаться.

      Перед фасилитатором стоят определенные задачи.

      В апреле 1992 года сотрудники Центра Психологической Поддержки под руководством Каролины Смит были приглашены в Москву в НИИ ДОГ и в течении месяца проводили обучающие семинары и группы поддержки с детьми, находящимися в клинике, и их родителями. В результате была подготовлена группа фасилитаторов, которые продолжили эту работу.

      Детские группы

      Дети, больные серьезными заболеваниями, лежащие в клинике, испытывают страх, боль, изолированность, раздражение в связи со своей болезнью, другие тяжелые чувства, которыми им под час не с кем поделиться и которые они часто скрывают. Они могут не знать диагноз, но они знают, что серьезно больны, что их друзья в отделении тоже больны и могут выздороветь, а могут и умереть (и умирают). Дети видят и знают, как переживают их родители. Они жалеют друг друга, оберегают, и при этом не всегда делятся своими тяжелыми чувствами и тем самым не дают возможность быть друг с другом откровенными, помогать друг другу справляться с болью, страхами и одиночеством..

      Задачей работы в группах было - дать возможность детям поговорить о своих тяжелых чувствах, страхах, затруднениях, поделиться друг с другом опытом преодоления этих страхов, проработать их в рисунках, играх, научиться делиться этими чувствами друг с другом и родителями.

      Детские группы проводились 1 раз в неделю. В них участвовали дети с 5-ти до 15-ти летнего возроста, которые находились на лечении в клинике разный период времени. Дети приходили на занятия добровольно, по желанию. Вновь прибывающим предлагали побыть на одном занятии, а затем, если понравится, приходить еще.

      Обычно в группе в среднем было 7-10 человек, но иногда приходило всего 3-4, а иногда до 17 детей. Занятия проходили по общей методике (см. ниже). Если приходило мало детей, тема (чувства) прорабатывалась с каждым персонально и глубже. Если детей было много, они по ходу занятия могли разбиваться на микрогруппы.

      В конце занятия каждому давалось домашнее задание. Например, сделать что-то хорошее другому и в следующий раз рассказать о своих чувствах, связанных с этим поступком. Помогая друг другу, дети начинают испытывать покой и любовь и чувство осмысленности собственной жизни.

      Родительские группы

      Группы для родителей в НИИ ДОГ проводились реже. Это происходило по разным причинам, основными из которых были следующие: родители были очень заняты уходом за детьми, не привыкли к такому организованному общению и побаивались его, опасались, что не смогут далее сдерживать свои тяжелые чувства, справляться с ними и т.д.

      Боязнь раскрытия своего страха, боли и отчаяния не только детям, но и близким, друзьям, т.е. всем тем людям, которые могли бы быть опорой и поддержкой всей семье, становилась первой из серьезных проблем, которые обсуждалась в группе.

      В группах родителей участвовало также в среднем 7-10 человек. Они проводились в целом по общей схеме. Однако основное время уделялось рассказам о чувствах, проблемах и опыте их переживания. Иногда после обсуждений рисовали свои чувства и работали с этими рисунками.

      В качестве домашнего задания предлагалось ведение дневника, работа с "Принципами" и др.

      Опыт проведения групп поддержки в клинике НИИ ДОГ показал возможность подобной работы с госпитализированными детьми и их близкими. Аналогичные группы целесообразно организовывать и среди семей, имеющих детей в разные сроки ремиссии, находящихся на диспансерном наблюдении.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz