Опыт и перспективы учебно-воспитательной и оздоровительной работы студентов-волонтеров в детской клинике Онкологического научного центра РАМН
Л.П. Тупицына
Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина
г. Москва
Реабилитация является системой медицинских, социальных, профессиональных, педагогических и прочих мероприятий, направленных на предотвращение ограничений и социальной недостаточности, а также на развитие, восстановление и сохранение способностей больных и инвалидов выполнять целенаправленные действия для обеспечения активного участия в общественно-социальной жизни.
Успешная реабилитация предполагает гармонию внутреннего мира ребенка и среды его жизнеобеспечения. В связи с этим ведущей задачей медико-педагогической деятельности с длительно болеющими детьми в онкологической клинике является нравственно-эстетическое направление, формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни, навыков общественной деятельности, умений жить и работать в коллективе. В противном случае возможны дефекты социализации и значительное отставание детей по широте социальных контактов и активности в целом.
Студенты-волонтеры художественно-графического факультета МГПУ им. В.И. Ленина, интересующиеся проблемами здоровья, получив дополнительную подготовку и консультации специалистов, проводят занятия по искусству с детьми 6-9 лет, находящимися на лечении в детской клинике Онкологического Научного Центра РАМН.
Общение с миром искусства является для этих детей источником радостных переживаний. Занятия включают рисование, лепку, прикладное искусство, конструирование. Обучение проводится с учетом знания возрастных закономерностей развития организма, интересов и склонностей. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Рисование составляет преимущественный вид детского творчества и практической деятельности в возрасте 6-9 лет. По мере взросления ребенка - в возрасте между 10 и 15 годами - у него обычно наступает охлаждение к рисованию. Это охлаждение скрывает за собой переход рисования в новую стадию, высшую по своему развитию, которая становится доступна детям только или при благоприятных внешних стимулах, или при специальном даровании к этому виду творчества.
Занятия по искусству мы рассматриваем как способ подготовки детей, имеющих онкологические заболевания, к жизни, как педагогическое средство развития и воспитания. Во время рисования, лепки, выполнения аппликаций студенты-волонтеры учат ребенка организовывать свое время, доводить начатое дело до конца, выполнять его, как можно, лучше, формируют стремление узнавать новое, целенаправленно и организованно заниматься. Основная тема рисунков - окружающая жизнь. Передавать свои впечатления на бумаге для детей - большая радость. Во время занятий изобразительной деятельностью пытались расширить представления детей об окружающих их предметах, природе, людях, различных событиях общественной жизни, что, в конечном счете, как мы полагаем, может способствовать их лучшей социальной адаптации. Во время занятий вырабатывали навык правильной осанки, позы, что уменьшало статическую нагрузку, и, как следствие, психологическую.
В процессе строительно-конструкторских игр учили детей воплощать свои замыслы. Активное участие в этой игре-занятии нескольких детей формирует у них чувство значимости, что весьма важно для онкологических больных.
Доверительность отношений детей со студентами-волонтерами создает уникальные возможности для повышения самооценки детей, имеющих онкологические заболевания, формирования позитивных жизненных установок, создания новых систем ценностей, в том числе для предупреждения вредных привычек, формирования необходимых стереотипов здорового образа жизни.
Для широкого внедрения предлагаемой системы в клинике должна быть подготовлена определенная база. Нужны помещения для занятий творческой деятельностью, которые, в соответствии с их назначением, должны быть хорошо оборудованы. Для занятий необходимы соответствующие материалы, инструменты и принадлежности.
Опыт работы показал, что госпитальная педагогика требует специально подготовленных кадров. Важным элементом профессиональной готовности учителя к работе в клинике является осознание им специфики заболевания и характера деятельности по организации учебно-воспитательного процесса. Профессиональное овладение этой деятельностью целесообразно выделить в относительно самостоятельный раздел подготовки учителя, который включает медико-психологическое, педагогическое и методическое осмысление ситуации. Психологическая подготовка предполагает, прежде всего, определенную готовность педагога к изменению сложившихся стандартов в ведении занятий и владение основными умениями, такими, как:
- поддерживать у учащихся положительные мотивации к изучаемому материалу;
- формировать готовность к активной самостоятельной работе в условиях индивидуальной или групповой деятельности;
- помочь отдельным учащимся преодолеть психологический барьер, скованность и нерешительность.
Педагогическая подготовка предполагает овладение следующими основными умениями:
- организовывать различные формы учебной деятельности (парные, групповые, коллективные), взаимоконтроль и самоконтроль;
- вырабатывать у детей индивидуальный стиль самостоятельной работы при использовании средств обратной связи (сигнальные карточки, обучающие машины).
Методическая подготовка включает овладение такими основными умениями, как:
- прогнозирование возможных трудностей усвоения учащимися изучаемого материала;
- формирование у детей способности к самоконтролю и взаимоконтролю, адекватное использование средств обучения.
Специалист в области госпитальной педагогики должен уметь помочь и себе быть здоровым, уравновешенным, внутренне счастливым человеком, высоким профессионалом, умеющим общаться с различными людьми, адаптивным к среде жизнеобеспечения и к социуму.
[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела]
[Следующая статья]
Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
1999