3.1. Стандартные правила обеспечения равных возможностей
для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций на ее сорок восьмой сессии 20 декабря
1993 года (резолюция 48/96))
23. Термин "реабилитация" означает процесс,
имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального
физического, интеллектуального, психического и/или социального
уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им
тем самым средства для изменения их жизни и расширения
рамок их независимости. Реабилитация может включать меры
по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации
утраты или отсутствия функций или функционального ограничения.
Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской
помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности,
начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая
целенаправленной деятельностью, например, восстановлением
профессиональной трудоспособности.
Правило 3. Реабилитация
Государствам следует обеспечить предоставление инвалидам
услуг по реабилитации, с тем чтобы позволить им достигнуть
и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности
и жизнедеятельности.
1. Государствам следует разрабатывать национальные программы
реабилитации для всех групп инвалидов. В основе таких программ
должны лежать фактические потребности инвалидов и принципы
всестороннего участия в жизни общества и равноправия.
2. В подобные программы следует включать широкий диапазон
мер, в частности базовую подготовку для восстановления
или компенсации утраченной функции, консультирование инвалидов
и членов их семей, развитие самообеспечения и предоставление,
по мере необходимости, таких услуг, как осуществление
оценки и предоставление рекомендаций.
3. Все инвалиды, в том числе с высокой степенью инвалидности
и/или множественной инвалидностью, нуждающиеся в реабилитации,
должны иметь доступ к ней.
4. Инвалиды и их семьи должны иметь возможность участвовать
в разработке и осуществлении мер, связанных с их реабилитацией.
5. Все службы реабилитации должны находиться в общинах,
в которых проживают инвалиды. Однако в определенных случаях
и в конкретных учебных целях могут, если это целесообразно,
организовываться специальные временные курсы по реабилитации,
при обучении на которых инвалиды будут проживать в соответствующих
учреждениях.
6. Следует поощрять участие инвалидов и их семей в работе
по реабилитации, например в качестве преподавателей, инструкторов
или консультантов.
7. При разработке или оценке программ реабилитации государствам
следует использовать опыт организаций инвалидов.
3.2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Глава III. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов
1. Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических,
педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных
на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким
расстройством функций организма. Целью реабилитации являются
восстановление социального статуса инвалида, достижение
им материальной независимости и его социальная адаптация.
2. Реабилитация инвалидов включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной
терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит
из профессиональной ориентации, профессионального образования,
профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит
из социально - средовой ориентации и социально - бытовой
адаптации.
Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации
инвалидов
Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов - гарантированный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств
федерального бюджета.
Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов и порядок
ее реализации утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реабилитационные технические средства и услуги предоставляются
инвалидам, как правило, в натуральной форме.
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный
на основе решения Государственной службы медико-социальной
экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных
мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных
и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,
компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению
определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной
власти, органами местного самоуправления, а также организациями
независимо от организацонно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит
как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду
бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой
реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия,
в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие
лица или организации независимо от организацонно-правовых
форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной
программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного
федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида
рекомендательный характер, он вправе отказаться от того
или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий,
а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе
самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным
техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили,
кресла - коляски, протезно - ортопедические изделия, печатные
издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру,
сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом,
другими аналогичными средствами.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации
техническое или иное средство либо услуга не могут быть
предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее
средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему
выплачивается компенсация в размере стоимости технического
или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены
инвалиду.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы)
от индивидуальной программы реабилитации в целом или от
реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие
органы государственной власти, органы местного самоуправления,
а также организации независимо от организацонно-правовых
форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение
и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере
стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых
бесплатно.
Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов
Государственная служба реабилитации инвалидов - совокупность
органов государственной власти независимо от ведомственной
принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений
различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской,
профессиональной и социальной реабилитации.
Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов
осуществляется Министерством социальной защиты населения
Российской Федерации.
Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс
реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными
программами.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных
и территориальных потребностей создают сеть реабилитационных
учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской,
профессиональной и социальной реабилитации инвалидов,
организуют производство технических средств реабилитации,
развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных
реабилитационных учреждений, а также фондов различных
форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении
реабилитации инвалидов.
Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется
за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации, федерального и территориальных
фондов обязательного медицинского страхования, Пенсионного
фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования
Российской Федерации (в соответствии с положениями об
указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством
Российской Федерации. Финансирование реабилитационных
мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений,
допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных
средств.
Порядок организации и деятельности Государственной службы
реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской
Федерации.
3.3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года
№124-ФЗ
Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной
медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний,
медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу,
в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию
детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями,
и санаторно - курортное лечение детей.
3.4. Федеральный закон "О физической культуре и
спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 года
№80-ФЗ
Статья 18. Организация физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий с инвалидами
1. Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено
на повышение их двигательной активности и является непременным
и определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной
адаптации инвалидов.
2. Организация занятий физической культурой и спортом в
системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе
детей с отклонениями в физическом развитии, профессиональная
подготовка социальных работников, работников физкультурно-спортивных
организаций, методическое, медицинское обеспечение и врачебный
контроль осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями
здравоохранения, учреждениями социальной защиты и организациями
физической культуры и спорта в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической
культуры и спорта, Олимпийский комитет России, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области физической
культуры и спорта, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные
объединения совместно с физкультурно-спортивными объединениями
инвалидов участвуют в организации физкультурно-оздоровительной
работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов - инвалидов
и обеспечении направления их на всероссийские и международные
спортивные соревнования.
3.5. Примерное положение "Об индивидуальной программе
реабилитации инвалида" (утверждено Постановлением Министерства
труда и социального развития Российской Федерации от 14
декабря 1996 г. № 14)
I. Общие положения
1. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее
- ИПР) - перечень реабилитационных мероприятий, направленных
на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной,
профессиональной деятельности в соответствии со структурой
его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с
учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния,
психофизиологической выносливости, социального статуса и
реальных возможностей социально - средовой инфраструктуры.
2. В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых инвалиду
реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения
и исполнители.
3. В соответствии со статьями 11, 12, 16, 18, 20, 23 Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" ИПР является обязательной для соответствующих
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
а также организаций, предприятий, учреждений независимо
от организацонно-правовых форм и форм собственности, учреждений
государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственных
реабилитационных учреждений, образовательных учреждений,
которые определены исполнителями конкретных реабилитационных
мероприятий.
4. ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида
(или его законного представителя).
5. ИПР выдается инвалиду в виде единой формы (карты) установленного
образца.
6. При реализации ИПР обеспечиваются последовательность,
комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных
мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью
проведенных мероприятий.
7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
имеют право утверждать региональный порядок разработки
и реализации ИПР.
II. Порядок и условия разработки ИПР
8. ИПР разрабатывается учреждениями государственной службы
медико-социальной экспертизы.
9. При первичном или повторном освидетельствовании граждан
с целью определения инвалидности учреждения государственной
службы медико-социальной экспертизы в обязательном порядке
определяют необходимость и целесообразность проведения реабилитационных
мероприятий.
10. При необходимости и целесообразности проведения реабилитационных
мероприятий специалисты учреждения государственной службы
медико-социальной экспертизы обязаны объяснить освидетельствуемому
лицу цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые
последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую
запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.
11. В случае согласия на проведение реабилитационных мероприятий
инвалид (или его законный представитель) подает заявление
на имя руководителя учреждения государственной службы медико-социальной
экспертизы с просьбой о разработке ИПР, которая должна быть
сформирована не позднее месячного срока после подачи указанного
заявления.
12. Разработка ИПР состоит из следующих этапов: проведение
реабилитационно - экспертной диагностики, оценка реабилитационного
потенциала, реабилитационный прогноз и определение мероприятий,
технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить
нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению
бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
13. Разработка ИПР осуществляется специалистами учреждения
государственной службы медико-социальной экспертизы с привлечением
(в случае необходимости) специалистов учреждений здравоохранения,
службы занятости и других органов и учреждений, осуществляющих
деятельность в сфере реабилитации, с обязательным участием
заявителя.
14. В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно
- экспертной диагностики, инвалид может быть направлен для
разработки или коррекции ИПР в вышестоящее учреждение государственной
службы медико-социальной экспертизы.
15. Сформированная ИПР подписывается руководителем учреждения
государственной службы медико-социальной экспертизы и инвалидом
(или его законным представителем), заверяется печатью учреждения
государственной службы медико-социальной экспертизы и выдается
инвалиду на руки.
16. В случае отказа инвалида (или его законного представителя)
подписать составленную ИПР программа приобщается к акту
освидетельствования в учреждении государственной службы
медико-социальной экспертизы и не выдается на руки инвалиду.
17. Копия утвержденной ИПР в 3-дневный срок пересылается
в орган социальной защиты населения.
III. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации
18. Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия,
учреждения независимо от их организацонно-правовых форм
и форм собственности, учреждения государственной службы
реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные
учреждения, образовательные учреждения.
19. Координация реализации ИПР и оказание необходимого содействия
инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.
20. Оценка результатов проведения мероприятий медицинской,
социальной и профессиональной реабилитации осуществляется
специалистами учреждения государственной службы медико-социальной
экспертизы при очередном освидетельствовании инвалида или
в порядке его динамического наблюдения.
21. Итоговая оценка результатов реализации ИПР выносится
после коллегиального обсуждения соответствующими специалистами,
утверждается руководителем учреждения государственной службы
медико-социальной экспертизы и доводится до сведения инвалида
в доступной для него форме.
22. В случае несогласия с содержанием ИПР инвалид (или его
законный представитель) может подать письменное заявление
в вышестоящее учреждение государственной службы медико-социальной
экспертизы.
23. Главное бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской
Федерации не позднее месячного срока со дня получения заявления
выносит окончательное решение.
24. Руководители предприятий, учреждений, организаций, не
выполняющие мероприятия, определенные в ИПР, несут ответственность
в соответствии с положениями статей 16, 21, 22, 24, 32 Закона
Российской Федерации "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" и другими законодательными
актами Российской Федерации.
25. В случае возникновения конфликтной ситуации между
инвалидом (или его законным представителем) и исполнителями
ИПР спор разрешается в судебном порядке по заявлению истца.
IV. Финансирование индивидуальной программы реабилитации
26. Финансирование ИПР осуществляется за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных
внебюджетных фондов и других источников, не запрещенных
законодательством Российской Федерации.
27. За счет средств федерального бюджета финансируются:
проведение реабилитационных мероприятий, предоставление
технических средств и оказание услуг, входящих в федеральную
базовую программу реабилитации инвалидов.
28. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
мероприятия по медицинской реабилитации проводятся в рамках
федеральной базовой программы обязательного медицинского
страхования населения Российской Федерации за счет средств
федерального и территориальных фондов обязательного медицинского
страхования.
29. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
финансируются: проведение реабилитационных мероприятий,
предоставление технических средств и оказание услуг, определенных
в ИПР, за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 28,
29 настоящего Примерного положения.
30. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
за счет средств предприятий, учреждений и организаций независимо
от их организацонно-правовых форм и форм собственности финансируется
создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
вследствие производственной травмы или профессионального
заболевания в рамках ИПР.
31. Финансирование реабилитационных мероприятий, предоставление
технических средств и оказание услуг за счет средств физических
лиц (в том числе и самих инвалидов) осуществляются в соответствии
со статьей 11 Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации".
При этом инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости
реабилитационного мероприятия, технического средства, оказания
услуги, которые должны быть предоставлены ему в соответствии
с ИПР.
32. Допускается финансирование ИПР на основе кооперирования
бюджетных и внебюджетных средств.
Приложение
к Примерному положению об индивидуальной программе реабилитации
инвалида, утвержденному Постановлением Министерства труда
и социального развития Российской Федерации от 14 декабря
1996 г. N 14: >>>
Индивидуальная программа реабилитации инвалида;
Программа медицинской реабилитации;
Программа профессиональной реабилитации;
Программа социальной реабилитации;
Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации
инвалида.
3.6. Приложение к Постановлению Губернатора Московской
области от 2 ноября 1998 г. №342-ПГ "Об утверждении индивидуальной
программы реабилитации инвалида"
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной
власти, органами местного самоуправления, а также организациями
независимо от организацонно-правовых форм и форм собственности
(статья 11 Федерального закона Российской федерации "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 № 181-ФЗ)
Индивидуальная
программа реабилитации инвалида >>>
3.7. Положение о государственной службе реабилитации
инвалидов г. Москвы (утверждено Постановлением Правительства
Москвы от 8 июня 1999 г. №514)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Государственной службе реабилитации
инвалидов г. Москвы разработано в соответствии со ст. 12
Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995
года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" и распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 февраля 1996 года № 210-р.
1.2. Положение регулирует порядок деятельности Государственной
службы реабилитации инвалидов г. Москвы, направленной на
обеспечение комплексной реабилитации инвалидов с целью интеграции
их в общество.
1.3. Государственная служба реабилитации инвалидов г. Москвы
в своей деятельности руководствуется федеральными законами
и указами Президента Российской Федерации, нормативными
правовыми актами органов законодательной и исполнительной
власти Российской Федерации и города Москвы, отраслевыми
инструктивно - методическими документами по вопросам реабилитации
и занятости инвалидов, а также настоящим Положением.
1.4. Государственная служба реабилитации инвалидов г.
Москвы осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с Государственной службой медико-социальной экспертизы
Москвы, а также с различными организациями независимо
от организацонно-правовых форм и форм собственности, в
том числе:
- обеспечивающими условия для беспрепятственного передвижения
и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
средствам связи и информатики;
- производящими технические средства и приспособления
для инвалидов;
- обеспечивающими занятость инвалидов;
- предоставляющими услуги в сфере реабилитации инвалидов,
включая санаторно - курортное лечение, протезно - ортопедическую
помощь, занятия физической культурой и спортом, досуговые
мероприятия для инвалидов;
- с общественными объединениями инвалидов;
- другими организациями.
2. Структура Государственной службы реабилитации инвалидов
г. Москвы
2.1. Государственная служба реабилитации инвалидов г. Москвы
представляет собой совокупность органов исполнительной власти
независимо от ведомственной принадлежности, органов местного
самоуправления и реабилитационных учреждений, обеспечивающих
проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации
инвалидов - жителей Москвы.
2.2. К органам исполнительной власти, входящим в Государственную
службу реабилитации инвалидов г. Москвы, относятся городские
отраслевые департаменты и комитеты (здравоохранения, образования,
труда и занятости, социальной защиты населения, по культуре,
физической культуры и спорта); префекты и отраслевые органы
управления административных округов; районные Управы.
2.3. Работу по реабилитации инвалидов по соответствующим
направлениям осуществляют:
- Комитет здравоохранения г. Москвы и подведомственные ему
территориальные органы - в области медицинской реабилитации;
- Московский комитет образования и подведомственные ему
территориальные органы - в области общего и профессионального
образования инвалидов и дошкольного воспитания детей-инвалидов.
Профессиональную реабилитацию инвалидов также осуществляют
Комитет труда и занятости и Комитет социальной защиты населения;
- Комитет социальной защиты населения Москвы, Комитет
по культуре Правительства Москвы, Комитет физической культуры
и спорта Правительства Москвы и подведомственные им территориальные
органы - в области социальной реабилитации.
Компетенция органов окружного и районного уровней, входящих
в Государственную службу реабилитации инвалидов г. Москвы,
их задачи, функции определяются положениями, утверждаемыми
городскими отраслевыми органами исполнительной власти.
Префекты обеспечивают координацию и контроль за деятельностью
администраций районов, входящих в административный округ,
территориальных подразделений и служб отраслевых органов
городской администрации в области реабилитации инвалидов.
Районные Управы в пределах своих полномочий организуют работу
по реабилитации инвалидов в районах.
2.4. В Государственную службу реабилитации инвалидов г.
Москвы наряду с органами исполнительной власти входят реабилитационные
учреждения различного уровня, различной ведомственной принадлежности
и функциональной направленности, непосредственно реализующие
программы медицинской, профессиональной, социальной реабилитации
инвалидов.
Деятельность реабилитационных учреждений, их конкретные
задачи и функции определяются положениями, утверждаемыми
соответствующими органами исполнительной власти, входящими
в состав Государственной службы реабилитации инвалидов г.
Москвы.
2.5. Координацию деятельности Государственной службы реабилитации
инвалидов г. Москвы осуществляет Комитет социальной защиты
населения Москвы.
2.6. Государственная служба реабилитации инвалидов г.
Москвы осуществляет деятельность по реабилитации инвалидов
в тесном взаимодействии с Координационным советом по делам
инвалидов при Правительстве Москвы.
3. Основные задачи и функции
3.1. Основными задачами Государственной службы реабилитации
инвалидов г. Москвы являются:
- реализация государственной политики в области реабилитации
инвалидов, участие в разработке целевых региональных программ
по реабилитации инвалидов;
- развитие с учетом потребностей города сети реабилитационных
учреждений, в том числе негосударственных, и повышение эффективности
их работы по медицинской, профессиональной и социальной
реабилитации инвалидов;
- координация деятельности органов и учреждений различных
ведомств, входящих в Государственную службу реабилитации
инвалидов г. Москвы;
- совершенствование производства технических средств реабилитации,
развитие услуг для инвалидов, сохранение и поддержка действующих
предприятий, применяющих труд инвалидов, создание новых
рабочих мест для инвалидов;
- подготовка кадров для реабилитационных учреждений и повышение
их квалификации.
3.2. В целях выполнения основных задач осуществляются следующие
функции:
3.2.1. Комитет здравоохранения г. Москвы обеспечивает организацию
медицинской реабилитации инвалидов в городе, для чего:
- осуществляет руководство и контроль за деятельностью учреждений
здравоохранения по вопросам медицинской реабилитации инвалидов;
- участвует в разработке целевых комплексных программ по
профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов;
- принимает меры к расширению сети реабилитационных учреждений
с учетом потребностей инвалидов;
- организует лицензирование и сертификацию учреждений, организаций,
предприятий, осуществляющих медицинскую реабилитацию;
- устанавливает совместно с другими заинтересованными ведомствами
городские стандарты медицинской реабилитации инвалидов при
различных заболеваниях и дефектах в соответствии с региональной
базовой программой реабилитации инвалидов Москвы;
- анализирует потребности инвалидов Москвы в видах и средствах
медицинской реабилитации инвалидов, а также услугах и технических
средствах для ее проведения;
- разрабатывает программы кадрового обеспечения, подготовки
и повышения квалификации кадров подведомственных учреждений
в области медицинской реабилитации;
- разрабатывает совместно с другими органами управления
городские реабилитационные нормативы;
- организует формирование банка данных о потребностях инвалидов
в медицинской реабилитации в соответствии с индивидуальными
программами реабилитации (ИПР);
- участвует в создании межведомственного информационного
пространства по проблемам реабилитации инвалидов;
- проводит анализ эффективности реабилитационных мер;
- взаимодействует с общественными организациями инвалидов
в сфере медицинской реабилитации;
- организует представление статистической отчетности в установленном
порядке.
3.2.2. Московский комитет образования обеспечивает организацию
профессиональной реабилитации инвалидов в городе, для чего:
- организует общее и профессиональное образование инвалидов;
- осуществляет руководство и контроль за деятельностью учреждений
общего и профессионального образования, а также дошкольного
воспитания по вопросам реабилитации инвалидов;
- участвует в разработке целевых комплексных программ по
профессиональной реабилитации инвалидов;
- организует и развивает сеть реабилитационных учреждений,
осуществляющих реабилитацию в сфере дошкольного воспитания,
общего и профессионального образования, в том числе детей-инвалидов;
- организует лицензирование и сертификацию учреждений, организаций,
предприятий, осуществляющих профессиональную реабилитацию;
- разрабатывает региональный компонент государственных образовательных
стандартов для инвалидов;
- анализирует потребности инвалидов Москвы в профессиональной
реабилитации, разрабатывает совместно с другими ведомствами
перечни профессий (специальностей) для профессионального
обучения инвалидов с учетом рынка труда;
- организует подготовку кадров по психолого - медико-социальной
реабилитации инвалидов (педагогов, психологов, специалистов
по социальной работе, логопедов);
- осуществляет инновационную политику в области технологии
обучения инвалидов;
- участвует в создании межведомственного информационного
пространства по проблемам реабилитации инвалидов;
- проводит анализ эффективности реабилитационных мер;
- взаимодействует с общественными организациями инвалидов
в сфере профессиональной реабилитации;
- организует представление статистической отчетности в установленном
порядке.
3.2.3. Комитет труда и занятости Правительства Москвы в
сфере реабилитации инвалидов:
- осуществляет анализ рынка труда в Москве, подготавливает
предложения по его регулированию применительно к инвалидам,
обеспечивает меры по сохранению, созданию и адаптации рабочих
мест для инвалидов, включая специальные рабочие места;
- участвует в разработке и реализации городских целевых
программ, специальных соглашений по содействию профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов;
- устанавливает совместно с другими заинтересованными ведомствами
городские реабилитационные стандарты (перечень реабилитационных
мероприятий, услуг и технических средств, входящих в региональную
базовую программу реабилитации инвалидов) в части профессиональной
реабилитации;
- организует работу по профессиональному консультированию,
профессиональной ориентации, профессиональному обучению
инвалидов, взаимодействует с другими заинтересованными ведомствами
в указанных направлениях;
- подготавливает предложения по совершенствованию работы
по профессиональной реабилитации и содействию занятости
инвалидов;
- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации
кадров службы занятости в части профессиональной реабилитации
инвалидов;
- содействует в создании и развитии (во взаимодействии с
заинтересованными ведомствами) городских учреждений профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов;
- организует работу по научно - методическому обеспечению
профессионального обучения инвалидов;
- участвует в создании межведомственного информационного
пространства по проблемам реабилитации инвалидов;
- проводит анализ эффективности реабилитационных мер;
- взаимодействует с общественными организациями инвалидов
в сфере профессиональной реабилитации и занятости;
- организует представление статистической отчетности в установленном
порядке.
3.2.4. Комитет социальной защиты населения Москвы обеспечивает
социальную реабилитацию инвалидов, для чего:
- осуществляет руководство и контроль за деятельностью учреждений
социальной защиты населения по вопросам социальной реабилитации
инвалидов;
- принимает меры к расширению сети реабилитационных учреждений
с учетом потребностей инвалидов, содействует созданию негосударственных
реабилитационных учреждений;
- устанавливает совместно с другими заинтересованными ведомствами
городские стандарты социальной реабилитации инвалидов при
различных заболеваниях и дефектах в соответствии с региональной
базовой программой реабилитации инвалидов Москвы;
- обеспечивает контроль за реализацией ИПР;
- анализирует потребности инвалидов Москвы в видах и технических
средствах социальной реабилитации инвалидов, формирует заказы
на их производство;
- способствует развитию производства технических средств
реабилитации инвалидов на предприятиях Москвы и Московского
региона;
- обеспечивает протезно - ортопедическую помощь, предоставление
инвалидам технических средств реабилитации, предоставление
путевок на санаторно - курортное лечение (неработающим инвалидам);
- содействует созданию и развитию в Москве специализированных
предприятий, применяющих труд инвалидов, надомных видов
труда и других форм занятости инвалидов;
- разрабатывает программы кадрового обеспечения, подготовки
и повышения квалификации кадров подведомственных учреждений
в области социальной реабилитации;
- создает банк данных об инвалидах Москвы и их потребностях
в социальной реабилитации;
- участвует в создании межведомственного информационного
пространства по проблемам реабилитации инвалидов;
- проводит анализ эффективности реабилитационных мер;
- взаимодействует с общественными организациями инвалидов
в сфере медицинской реабилитации;
- организует представление статистической отчетности в установленном
порядке.
Комитет социальной защиты населения Москвы как межведомственный
координатор в сфере реабилитации инвалидов г. Москвы:
- обеспечивает взаимодействие всех органов и реабилитационных
учреждений, входящих в Государственную службу реабилитации
инвалидов г. Москвы;
- анализирует совместно с другими органами состояние работы
по реабилитации инвалидов и представляет ежегодный доклад
Координационному совету по делам инвалидов при Правительстве
Москвы;
- разрабатывает совместно с другими органами комплексные
региональные базовые программы реабилитации инвалидов и
представляет их в установленном порядке на утверждение в
Правительство Москвы.
3.2.5. Комитет по культуре:
- участвует в разработке и реализации городских целевых
программ реабилитации инвалидов в части организации для
них культурно - досуговых мероприятий;
- участвует в процессе реабилитации инвалидов путем создания
условий для развития их творческих способностей, посещения
культурно - зрелищных учреждений и др.
3.2.6. Комитет физической культуры и спорта Правительства
Москвы:
- участвует в разработке и реализации городских целевых
программ реабилитации инвалидов по вопросам, относящимся
к сфере физической культуры и спорта;
- организует физкультурно-спортивные мероприятия для инвалидов,
способствует развитию инваспорта;
- осуществляет подготовку инструкторов по физической культуре
и спорту, специализирующихся на работе с инвалидами;
- осуществляет инновационную политику в области технологий
медико-социальной реабилитации инвалидов в сфере физической
культуры и спорта.
4. Порядок финансирования и отчетность
4.1. Финансирование мероприятий по медицинской, профессиональной,
социальной реабилитации инвалидов осуществляется за счет
средств городского бюджета, средств Московского городского
фонда обязательного медицинского страхования, Московского
регионального фонда социального страхования Российской Федерации,
Фонда занятости г. Москвы (в соответствии с положениями
об указанных фондах), фондов финансовых ресурсов административных
округов, районов и других внебюджетных источников финансирования.
4.2. Мосгоркомстатом и Комитетом социальной защиты населения
совместно с другими заинтересованными органами, входящими
в Государственную службу реабилитации инвалидов г. Москвы,
разрабатываются формы первичного учета и отчетности, а
также порядок представления информации об оказании инвалидам
реабилитационных мероприятий (услуг) и обеспечении их
техническими средствами реабилитации.
3.8. Положение о порядке отбора и направления на стационарное
лечение и медицинскую реабилитацию в ЦМСР ДЦП подростков
и взрослых инвалидов с последствиями ДЦП (уиверждено Приказом
Комитета здравоохранения г. Москвы от 23 июля 2002 г. №368)
1. Общие положения
1.1. В соответствии с законодательством РФ, действующими
нормативными документами МЗ РФ и Комитета здравоохранения
Москвы, Концепцией комплексной реабилитации и социального
обслуживания больных ДЦП в г. Москве, утвержденной 27.05.99
Вице - мэром Москвы В.П. Шанцевым, уставом ЦМСР ДЦП на госпитализацию
в ЦМСР ДЦП принимаются подростки и взрослые с последствиями
ДЦП с их личного согласия или согласия их опекунов.
1.2. Отбор пациентов для госпитализации в ЦМСР ДЦП осуществляется
врачебно - отборочной (отборочной) комиссией ЦМСР ДЦП, в
т.ч. в учреждениях Комитета социальной защиты населения
Москвы с выездом на место.
1.3. Отбор подростков и взрослых инвалидов с последствиями
ДЦП в ЦМСР ДЦП осуществляется в соответствии с направлением:
- лечебно - профилактических учреждений г. Москвы (для жителей
г. Москвы);
- Комитета здравоохранения Москвы (для жителей Московской
области и других регионов РФ).
1.4. На каждого вновь обратившегося пациента оформляется
медицинская карта амбулаторного больного (ф. 003/у), каждому
повторно обратившемуся пациенту делаются соответствующие
записи в имеющейся медицинской карте амбулаторного пациента.
1.5. При госпитализации в ЦМСР ДЦП пациент обязан предъявить:
- направление на консультацию с заключением врачебно - отборочной
комиссии, заверенное печатью ЦМСР ДЦП;
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- письменное согласие пациента или опекуна на госпитализацию
в ЦМСР ДЦП.
1.6. Сроки лечебно - реабилитационных мероприятий в ЦМСР
ДЦП подростков и взрослых инвалидов с последствиями ДЦП,
подлежащих медицинской реабилитации, в зависимости от тяжести
заболевания устанавливаются:
- до 45 дней - 2 курса в год - интенсивный курс медицинской
реабилитации для подростков и взрослых в возрасте до 20
лет с легкими неврологическими расстройствами и сохраненным
интеллектом;
- до 60 дней - 1 курс в год - курсовое лечение инвалидов
с выраженными двигательными нарушениями и сохраненным или
легким нарушением интеллекта;
- до 90 дней - 1 курс в год - медицинская реабилитация
инвалидов в возрасте старше 20 лет со значительными двигательными
нарушениями или легким нарушением интеллекта.
2. Показания для госпитализации в ЦМСР ДЦП
2.1. Госпитализация в ЦМСР ДЦП осуществляется в:
- неврологическое реабилитационное отделение для больных
с последствиями детского церебрального паралича, самостоятельно
передвигающихся и себя обслуживающих;
- отделение постоянного проживания для подростков и взрослых
инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича,
самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих.
2.2. В неврологическое реабилитационное отделение для больных
с последствиями детского церебрального паралича, самостоятельно
передвигающихся и себя обслуживающих, ЦМСР ДЦП госпитализации
подлежат подростки и взрослые инвалиды с последствиями ДЦП,
подлежащие медицинской реабилитации, при наличии:
- легкой степени двигательных расстройств;
- невысокой степени трудовой и бытовой дезадаптации;
- сопутствующих заболеваний, связанных с основным заболеванием
(синдром вегетативной дисфункции, нарушение функции внутренних
органов дислокационного генеза);
- поражений периферической нервной системы - вторичных миелопатий
и радикулопатий, в том числе туннельных синдромов;
- поражений опорно - двигательного аппарата, подлежащих
коррекции неоперативным путем, - артрозов, вертеброгенных
болевых синдромов и др.
2.3. В отделение постоянного проживания для подростков
и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального
паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не
обслуживающих, госпитализируются подростки и взрослые
инвалиды с тяжелыми формами старше 15 лет (передвигающиеся
в инвалидных колясках, нуждающиеся в постоянном постороннем
уходе), не обладающие способностью к самообслуживанию,
с полным или частичным нарушением речи, с нормальным интеллектом
или отставанием в интеллектуальном развитии.
3. Противопоказания к госпитализации
3.1. В неврологическое реабилитационное отделение для больных
с последствиями детского церебрального паралича, самостоятельно
передвигающихся и себя обслуживающих, госпитализации не
подлежат подростки и взрослые инвалиды с последствиями ДЦП
при наличии:
- невозможности самостоятельной ходьбы (передвижение в
инвалидной коляске);
- имбицильности и идиотии;
- психопатоподобного поведения;
- психозов различного генеза;
- частых судорожных припадков;
- активного туберкулеза;
- венерических заболеваний;
- онкологических заболеваний любой стадии;
- нарушений функции тазовых органов;
- бациллоносительства (дифтерии, острых кишечных инфекций,
других острозаразных болезней);
- генерализованной формы грибковых заболеваний;
- алкоголизма, токсико- и наркомании;
- СПИДа.
3.2. Не госпитализируются в ЦМСР ДЦП в отделение постоянного
проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми
формами детского церебрального паралича, самостоятельно
не передвигающихся и себя не обслуживающих, подростки и
взрослые инвалиды с последствиями детского церебрального
паралича, самостоятельно передвигающиеся и себя обслуживающие,
подростки и взрослые инвалиды, самостоятельно не передвигающиеся
и себя не обслуживающие, при наличии:
- всех сопутствующих заболеваний (гриппа, ангины и других
инфекционных заболеваний);
- гипертонической болезни в стадии декомпенсации;
- ишемической болезни сердца, стенокардии напряжения III-IV
ФК;
- перенесенного инфаркта миокарда давностью до 1 года;
- туберкулеза в любой стадии и форме;
- сахарного диабета в тяжелой степени в стадии декомпенсации;
- злокачественных новообразований;
- шизофрении;
- венерических заболеваний;
- трофических язв;
- чесотки;
- СПИДа, -
учитывая, что эти заболевания могут повлиять на здоровье
подростков и взрослых, получающих реабилитацию в учреждении,
а также в случае если перечисленные заболевания в период
декомпенсации не позволят проводить реабилитацию пациентов.
|