Служба социальной адаптации кризисных семей · Брошюры
2. Признание граждан инвалидами. Медико-социальная экспертиза
 
Нормативные акты
 
2.1. Положение о признании лица инвалидом (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. №965)

2.2. Примерное Положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. №965)

2.3. Положение о государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 17 июня 1997 г. №454)

2.4. Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 5608-АО, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 2510/9049-99-32, Фонда социального страхования Российской Федерации № 02-08/07-1960П от 18 августа 1999 года

2.5. Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы (утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.1997 г. №30, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.01.1997 г. №1)

2.6. Инструкция о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы (утверждена заместителем начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации23 августа 1999 г. № 18/39-1010)
 
2.1. Положение о признании лица инвалидом (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. №965)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом, которое осуществляется учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы (далее именуется - учреждение).

2. Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

3. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок - инвалид". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.09.2000 № 707).

4. Медико - социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

5. Руководитель учреждения назначает состав специалистов учреждения, проводящих медико-социальную экспертизу лица и принимающих экспертное решение о признании лица инвалидом.

Гражданин либо его законный представитель имеет право привлекать любого специалиста за счет собственных средств для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

6. Учреждение обязано ознакомить гражданина в доступной для него форме с порядком и условиями проведения медико-социальной экспертизы.

II. Порядок направления на медико-социальную экспертизу

7. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Лицо без определенного места жительства принимается на медико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения.

8. Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Форма направления учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

9. Орган социальной защиты населения может направлять на медико-социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Форма направления органа социальной защиты населения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

10. Учреждения здравоохранения и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.

III. Порядок проведения медико-социальной экспертизы


12. Медико - социальная экспертиза лица проводится по его письменному заявлению либо письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья.

13. Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения (клинико - функциональные, социально - бытовые, профессионально - трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

14. Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

15. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение.

Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения гражданину или его законному представителю.

16. В тех случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в 3-дневный срок в главное бюро медико-социальной экспертизы, которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке.

17. В случаях, требующих применения сложных видов экспертно - реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.

Программа дополнительного освидетельствования может предусматривать проведение дополнительного обследования в лечебно-профилактическом, реабилитационном или другом учреждении, получение заключения главного бюро медико-социальной экспертизы, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально - бытового положения лица и другие меры.

18. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного освидетельствования, специалисты учреждения принимают решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности.

19. Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.

20. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид" на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 820)

21. Причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов, после получения которых изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида.

22. В случае признания лица инвалидом специалистами учреждения, проводившими медико-социальную экспертизу, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Программа утверждается руководителем учреждения и в 3-дневный срок после ее разработки направляется в орган социальной защиты населения. Данные индивидуальных программ реабилитации инвалидов вводятся в банк данных главного бюро медико-социальной экспертизы.

23. Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения.

Заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельствования или приобщаются к нему.

24. Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня установления инвалидности.

25. Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования.

26. Лицу, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления отмечаются в листке временной нетрудоспособности или в справке, удостоверяющей временную нетрудоспособность, в тех случаях, когда листок временной нетрудоспособности не выдается.

IV. Порядок переосвидетельствования инвалидов

27. Переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом.

28. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - один раз в срок, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид". (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 820). Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.

29. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

30. Переосвидетельствование лиц, инвалидность которым установлена без срока переосвидетельствования, включая мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, проводится в случаях выявления в установленном порядке подложных документов, на основании которых установлена инвалидность.

31. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности.

32. Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков проводится по направлению учреждения здравоохранения в связи с изменением состояния его здоровья.

V. Порядок обжалования решений учреждений

33. Гражданин или его законный представитель в случае несогласия с экспертным решением бюро медико-социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в соответствующий орган социальной защиты населения.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми имеющимися документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

34. Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

35. В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

36. Решение учреждения может быть обжаловано в суд гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


 
2.2. Примерное Положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. №965)

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (далее именуются - учреждения), создаваемых в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в системе органов социальной защиты населения для проведения медико-социальной экспертизы лиц, нуждающихся в этом.

Положения об учреждениях утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании настоящего Примерного положения.

2. К учреждениям относятся бюро медико-социальной экспертизы (далее именуются - бюро) и главное бюро медико-социальной экспертизы (далее именуется - главное бюро).

3. Основными задачами учреждений являются:

- определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

- формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

- участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

4. Учреждения в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также положением об учреждениях.

Учреждения при установлении инвалидности руководствуются Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Правительством Российской Федерации.

5. Учреждения осуществляют деятельность во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, службой занятости и другими органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также с представителями общественных организаций инвалидов.

6. Решение об установлении инвалидности принимается коллегиально простым большинством голосов специалистов учреждения, проводивших медико-социальную экспертизу, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности.

7. Учреждения несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выполнение возложенных на них задач.

8. Учреждения в своей деятельности используют формы первичных учетно - отчетных документов и бланков строгой отчетности, утверждаемых в установленном порядке.

II. Организация деятельности учреждений

9. Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Расходы на содержание учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

10. Количество учреждений, а также их профили и штаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одно учреждение на 70 - 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально - демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться в расчете на иную численность населения и число освидетельствуемых в год граждан.

12. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного профиля (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм) и смешанного профиля. Для проведения медико-социальной экспертизы лиц в возрасте до 18 лет могут образовываться бюро специализированного профиля. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.09.2000 № 707)

13. В штатный норматив бюро входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медицинской сестры, медицинского регистратора и шофера.

При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи - педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.

14. В штатный норматив главного бюро входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально - средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно - статистического обеспечения.

В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно - реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи.

В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение.

15. Количество составов специалистов, входящих в штатный норматив главного бюро, определяется в зависимости от числа бюро, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, из расчета, как правило, 1 состав специалистов на 4 бюро.

Для проведения медико-социальной экспертизы граждан главное бюро может привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам.

16. Бюро:

- определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал; устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступления инвалидности;

- определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;

- определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего; определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах;

- формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию;

- оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию;

- формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов и представляет соответствующие сведения в главное бюро;

- принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

- предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

17. Главное бюро:

- проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их;

- проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования; - формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию;

- оказывает первичную реабилитационно-психологическую и профориентационную помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу;

- формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и представляет соответствующие сведения в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;

- принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

- предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста;

- оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро;

- осуществляет контроль за деятельностью бюро.

18. Учреждения для осуществления своих полномочий имеют право:

направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения.

III. Управление учреждениями

19. Управление учреждением осуществляется его руководителем.

20. Руководитель учреждения назначается на должность и освобождается от должности органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится учреждение.

На должность руководителя учреждения назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование.

21. Руководитель учреждения:

организует медико-социальную экспертизу и обеспечивает ее качественное проведение;

утверждает структуру, штатное расписание и должностные обязанности работников;

устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно - квалификационными требованиями, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда;

несет персональную ответственность за деятельность учреждения и проведение медико-социальной экспертизы граждан.

IV. Имущество учреждений

22. Учреждение в целях обеспечения реализации возложенных на него задач обладает имуществом, закрепленным за ним в установленном порядке собственником или уполномоченным им органом на праве оперативного управления.

23. Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование по назначению закрепленного за ним имущества.

24. Учреждению собственником или уполномоченным им органом предоставляются в соответствии с установленными нормативами помещения (преимущественно на базе лечебно-профилактических учреждений здравоохранения), позволяющие обеспечить свободный доступ к ним инвалидов, а также транспортные средства и оборудование, отвечающие санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности.


 
2.3. Положение о государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 17 июня 1997 г. №454)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 03.04.96 № 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы" и Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 № 965 "О порядке признания граждан инвалидами", и регулирует деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы Москвы (далее - государственная служба МСЭ).

1.2. В государственную службу МСЭ Москвы входят:

- учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, состоящие из районных (межрайонных) бюро медико-социальной экспертизы (далее - бюро МСЭ) и Главного бюро медико-социальной экспертизы Москвы (далее - Главное бюро МСЭ);

- отдел медико-социальной экспертизы (как структурное подразделение Комитета социальной защиты населения).

Учреждения государственной службы МСЭ Москвы создаются и функционируют в системе Комитета социальной защиты населения и являются некоммерческими организациями.

1.3. Общее руководство деятельностью государственной службы МСЭ в г. Москве осуществляет один из заместителей председателя Комитета социальной защиты населения.

1.4. Основными задачами государственной службы МСЭ являются:

- осуществление медико-социальной экспертизы с целью определения группы инвалидности, ее причин, сроков и времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию, и содействие в их реализации;

- формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

- участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

1.5. Государственная служба МСЭ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами города Москвы, распоряжениями Мэра и Вице - мэра, постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы, приказами и инструктивными документами Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Комитета социальной защиты населения Москвы, иными нормативно - правовыми актами, а также настоящим Положением.

При установлении инвалидности учреждения государственной службы МСЭ руководствуются Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Правительством Российской Федерации, классификациями и критериями, утверждаемыми в установленном порядке.

1.6. Государственная служба МСЭ осуществляет деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, военными комиссариатами, другими органами, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также с представителями общественных объединений инвалидов и ветеранов.

1.7. Решение об установлении инвалидности принимается, исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничений жизнедеятельности больного, коллегиально, простым большинством голосов специалистов бюро МСЭ, Главного бюро МСЭ, проводивших медико-социальную экспертизу, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также учреждениями и организациями всех форм собственности.

1.8. Специалисты, принимающие экспертное решение, несут ответственность за его качество и обоснованность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

За разглашение врачебной тайны работники бюро МСЭ, Главного бюро МСЭ, а также другие лица, принимавшие участие в медико-социальной экспертизе, несут ответственность в соответствии c законодательством Российской Федерации.

1.9. Государственная служба МСЭ в своей деятельности использует формы первичных учетно - отчетных документов и бланков строгой отчетности, утвержденных в установленном порядке.

1.10. Главное бюро МСЭ является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, самостоятельную смету, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.

1.11. Бюро МСЭ имеют печать и штампы со своим наименованием.

1.12. Положения о Главном бюро МСЭ и бюро МСЭ Москвы разрабатываются и утверждаются Комитетом социальной защиты населения.

2. Функции и права государственной службы МСЭ


2.1. Бюро МСЭ:

- определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал;

- устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причину, сроки и время наступления инвалидности;

- определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и нуждаемость в дополнительных видах помощи;

- определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и другими обстоятельствами, при которых законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего;

- формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию;

- оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, содействие в юридическом консультировании и в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию;

- формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, их потребностью в мерах социальной защиты, включая реабилитацию; в Главное бюро МСЭ представляет соответствующие сведения и государственную статистическую отчетность в установленном порядке;

- принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

- оказывает консультативную помощь врачам лечебно-профилактических учреждений, специалистам службы занятости, образования и других ведомств по вопросам медико-социальной экспертизы;

- представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста;

- ведет справочно - кодификационную работу по вопросам медико-социальной экспертизы.

2.2. Главное бюро МСЭ:

- проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро МСЭ, и в случае необоснованности этих решений изменяет их;

- определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах;

- проводит проверки решений бюро МСЭ и при наличии оснований изменяет их;

- оказывает консультативную помощь бюро МСЭ и освидетельствует по их направлению лиц в сложных экспертных случаях;

- оказывает консультативно - методическую помощь в формировании и корректировке индивидуальных программ реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, оказывает реабилитационно - психологическую и профориентационную помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу;

- формирует банк данных г. Москвы о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, их потребностью в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, представляет в Комитет социальной защиты населения соответствующие сведения и государственную статистическую отчетность в установленном порядке;

- анализирует уровень, структуру, динамику инвалидности и принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

- осуществляет контроль за качеством и достоверностью ведения бюро МСЭ учетно - отчетных документов, а также за организацией работы бюро МСЭ по выполнению возложенных на них функций;

- проводит работу по повышению квалификации работников учреждений государственной службы МСЭ, организует и принимает участие в организации и проведении, в том числе совместно с органами и учреждениями здравоохранения и других заинтересованных ведомств, конференций, семинаров, совещаний по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- организует внедрение в практику работы бюро МСЭ новых принципов и методов медико-социальной экспертизы, изучает, обобщает и распространяет положительные формы работы бюро МСЭ;

- оказывает консультативную помощь врачам лечебно-профилактических учреждений, специалистам службы занятости, образования и другим по вопросам медико-социальной экспертизы;

- представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста;

- рассматривает заявления, жалобы и предложения граждан по вопросам медико-социальной экспертизы в пределах своей компетенции;

- ведет справочно - кодификационную работу по вопросам медико-социальной экспертизы.

2.3. Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих полномочий имеют право:

- направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения диагноза, степени нарушения функций организма и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- запрашивать и получать от предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия экспертного решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения государственной службы МСЭ;

- проводить освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

- посещать предприятия, учреждения и организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения государственной службы МСЭ.

2.4. Отдел медико-социальной экспертизы:

2.4.1. Обеспечивает организацию деятельности учреждений государственной службы МСЭ с целью определения инвалидности и потребности инвалидов в различных видах социальной защиты.

2.4.2. Участвует:

- в формировании данных государственной статистической отчетности;

- в формировании системы учета инвалидов;

- в изучении состояния и динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих.

2.4.3. Организует разработку программ в области МСЭ и участвует в разработке программ профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию.

2.4.4. Осуществляет руководство и контроль за деятельностью бюро МСЭ, Главного бюро МСЭ в вопросах, отнесенных к их компетенции.

2.4.5. Рассматривает обжалования граждан решений Главного бюро МСЭ в соответствии с Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства России от 13 августа 1996 г. N 965.

2.4.6. Организует и проводит совещания, семинары, конференции по вопросам МСЭ.

2.4.7. Рассматривает жалобы, предложения и заявления граждан по вопросам МСЭ.

2.4.8. Проверяет деятельность подведомственных органов социальной защиты населения в части организации работы бюро МСЭ, участвует в разработке и осуществлении мероприятий по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.

2.4.9. Организует повышение квалификации работников учреждений государственной службы МСЭ.

2.4.10. Рассматривает предложения окружных управлений социальной защиты населения, Главного бюро МСЭ по кандидатурам на должность руководителя бюро МСЭ.

2.4.11. Составляет и представляет в планово - экономические структуры Комитета социальной защиты населения проекты планов и смет на содержание учреждений государственной службы МСЭ.

2.4.12. Обеспечивает внедрение в практику работы учреждений государственной службы МСЭ новых принципов и методов МСЭ, распространяет положительные формы и методы работы.

Положение об отделе МСЭ разрабатывается и утверждается Комитетом социальной защиты населения.

3. Организация деятельности учреждений государственной службы МСЭ

3.1. Учреждения государственной службы МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Комитета социальной защиты населения Москвы в установленном порядке.

3.2. Формирование сети районных (межрайонных) бюро МСЭ производится, исходя из численности населения, проживающего на территории Москвы, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета одно бюро МСЭ на 70 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8-2,0 тыс. человек в год.

3.3. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего, специализированного (для проведения медико-социальной экспертизы больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, болезнями органов кровообращения, онкологическими, эндокринными заболеваниями, последствиями травм, другими болезнями, а также для проведения медико-социальной экспертизы лиц в возрасте до 16 лет) и смешанного профиля.

3.4. В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей, в зависимости от профиля бюро МСЭ), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, психолог и другие. Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медицинской сестры, медицинского регистратора, санитарки.

3.5. В штатный норматив Главного бюро МСЭ входят:

- составы специалистов, принимающих экспертное решение;

- группы специалистов:

- по функциональной диагностике;

- по профориентации, организации труда инвалидов и юридическому консультированию;

- по социально - средовой адаптации инвалидов;

- по информационно - методическому и статистическому обеспечению.

В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Штатным расписанием предусматриваются также старшая медицинская сестра и медицинский регистратор.

Руководителем (председателем) состава назначается один из врачей, принимающих экспертное решение.

Количество составов специалистов, входящих в штатный норматив Главного бюро МСЭ, определяется по количеству бюро, осуществляющих деятельность на территории Москвы, из расчета 1 состав специалистов, принимающих экспертное решение, на 4 бюро МСЭ.

Для проведения медико-социальной экспертизы граждан Главное бюро МСЭ может привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам.

При Главном бюро МСЭ может быть создано стационарное отделение.

4. Управление учреждениями государственной службы МСЭ

4.1. Управление бюро МСЭ осуществляется руководителем (начальником) бюро МСЭ, являющимся одним из врачей, принимающих экспертное решение, который назначается на должность и увольняется с должности соответствующим управлением социальной защиты населения административного округа (ОУСЗН) по согласованию с Главным бюро МСЭ и отделом медико-социальной экспертизы Комитета социальной защиты населения. Прием и увольнение сотрудников бюро МСЭ осуществляется управлением социальной защиты населения административного округа по представлению начальника бюро МСЭ.

Установление ставок заработной платы (должностных окладов) работников бюро МСЭ на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно - квалификационными требованиями, определение видов и размеров надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, осуществляются ОУСЗН по представлению начальника бюро МСЭ.

Начальник бюро МСЭ обеспечивает организацию работы бюро МСЭ в соответствии с возложенными на него функциями, несет персональную ответственность за его деятельность и качество медико-социальной экспертизы граждан, утверждает должностные обязанности работников бюро МСЭ, вносит предложения в ОУСЗН о приеме и увольнении сотрудников и применении к ним мер поощрения и взыскания.

Должностные обязанности начальника бюро МСЭ утверждаются ОУСЗН по согласованию с начальником Главного бюро МСЭ.

4.2. Управление Главным бюро МСЭ осуществляет его руководитель (начальник).

Начальник Главного бюро МСЭ назначается на должность и освобождается от должности Комитетом социальной защиты населения Москвы. Прием и увольнение сотрудников Главного бюро МСЭ осуществляются начальником Главного бюро МСЭ, а заместителей начальника Главного бюро МСЭ и председателей его составов - по согласованию с Комитетом социальной защиты населения Москвы.

На должности начальников учреждений государственной службы МСЭ назначаются лица, имеющие высшее медицинское образование.

Начальник Главного бюро МСЭ - главный специалист по медико-социальной экспертизе:

- организует медико-социальную экспертизу в г. Москве и обеспечивает работу Главного бюро МСЭ в соответствии с возложенными на него функциями, несет персональную ответственность за его деятельность;

- утверждает по согласованию с Комитетом социальной защиты населения Москвы структуру и штатное расписание Главного бюро МСЭ;

- утверждает должностные обязанности работников и заместителей начальника Главного бюро МСЭ;

- устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников Главного бюро МСЭ на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно - квалификационными требованиями, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда;

- издает приказы в пределах своей компетенции;

- обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины;

- действует от имени Главного бюро МСЭ и представляет его во всех государственных, общественных и иных организациях, предприятиях, учреждениях;

- распоряжается в пределах своей компетенции имуществом и финансовыми средствами.

Должностные обязанности начальника Главного бюро МСЭ, дополнительные надбавки, доплаты и другие выплаты к его должностному окладу устанавливает Комитет социальной защиты населения Москвы.

5. Финансирование учреждений государственной службы МСЭ и их имущество

5.1. Расходы на содержание учреждений государственной службы МСЭ производятся за счет средств бюджета Москвы.

5.2. Имущество учреждений государственной службы МСЭ состоит из переданного вышестоящими органами, органами здравоохранения и другими организациями в оперативное управление для осуществления возложенных задач и функций.

5.3. Учреждения государственной службы МСЭ несут ответственность за сохранность и использование закрепленного за ними имущества.

5.4. Бюро МСЭ размещаются на базе городских и муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, а Главное бюро МСЭ - в специально выделенных помещениях, позволяющих обеспечить свободный доступ к ним инвалидов, отвечающих санитарно - гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности.

5.5. Для обеспечения медико-социальной экспертизы на дому или в стационаре специалисты Главного бюро МСЭ используют арендуемый транспорт, а специалисты бюро МСЭ доставляются транспортом лечебно-профилактического учреждения, направившего больного на экспертизу.


 
2.4. Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 5608-АО, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 2510/9049-99-32, Фонда социального страхования Российской Федерации № 02-08/07-1960П от 18 августа 1999 года

В связи с поступающими запросами о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу, а также в целях упорядочения преемственности в работе медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации разъясняют следующее.

При сроках временной нетрудоспособности более 30 календарных дней решение о дальнейшем лечении работающих лиц и продлении листка нетрудоспособности осуществляется клинико-экспертной комиссией, назначаемой руководством лечебно-профилактического учреждения.

При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе, эффективности проводимого лечения листок нетрудоспособности может быть продлен по решению клинико-экспертной комиссии до полного восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (при травмах, состояниях после реконструктивных операций, туберкулезе) - на срок не более 12 месяцев.

При неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе работающие граждане, в том числе инвалиды, должны быть направлены на медико-социальную экспертизу в максимально короткие сроки, не превышающие 4 месяцев временной нетрудоспособности. При этом лечащие врачи амбулаторно - поликлинических и больничных учреждений должны проводить с больным необходимую разъяснительную работу о цели проведения медико-социальной экспертизы и нуждаемости в длительном восстановительном лечении больного и в связи с этим в мерах социальной защиты.

В целях улучшения преемственности в работе клинико-экспертных комиссий медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы до направления работающих, являющихся временно нетрудоспособными (вне зависимости от сроков их временной нетрудоспособности), на медико-социальную экспертизу, следует шире использовать возможности предварительных консультаций для совместной оценки клинического и трудового прогнозов, выработки единой тактики в вопросах их реабилитации.

Учреждения медико-социальной экспертизы не должны отказывать в освидетельствовании лицам, имеющим непродолжительный период временной нетрудоспособности (до 1 - 2 месяцев), если при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе у них имеются ограничения жизнедеятельности, вызывающие необходимость социальной защиты.

Освидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы работающих граждан, в том числе инвалидов, направленных на медико-социальную экспертизу с листком нетрудоспособности, должно проводиться вне очереди в максимально короткие сроки.

Период временной нетрудоспособности работающих граждан, в том числе работающих инвалидов, независимо от даты оформления направления (форма № 088/у-97) клинико-экспертной комиссией лечебно-профилактического учреждения, сроков проведения медико-социальной экспертизы у лиц, признанных инвалидами, завершается датой регистрации направления на освидетельствование в бюро МСЭ (датой начала экспертизы).

В случае признания освидетельствованного инвалидом в строке "Освидетельствован во ВТЭК" листка нетрудоспособности руководителем учреждения МСЭ указываются даты начала и окончания экспертизы, в строке "Заключение ВТЭК" производится запись "Признан инвалидом ... группы" с указанием установленной группы инвалидности. По окончании медико-социальной экспертизы в графе "Приступить к работе" листка нетрудоспособности специалистом лечебно-профилактического учреждения производится запись "Признан инвалидом ... группы" с указанием даты установления группы инвалидности, которая должна соответствовать дате регистрации заявления освидетельствуемого с прилагаемыми к заявлению учреждением медико-социальной экспертизы документами. Период освидетельствования в учреждении МСЭ не включается в графы листка нетрудоспособности "Освобождение от работы".

В случае, если освидетельствованный не признан инвалидом, в строке "Заключение ВТЭК" листка нетрудоспособности производится запись "Инвалидом не признан". Период освидетельствования включается в графы листка нетрудоспособности "Освобождение от работы" и при отсутствии признаков временной нетрудоспособности работник выписывается к труду. При наличии признаков временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности продлевается в соответствии с п. 2.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. Записи скрепляются подписью руководителя и печатью учреждения МСЭ.

При отказе больного от направления на освидетельствование в бюро МСЭ в графах листка нетрудоспособности "Нарушение режима" и "Приступить к работе" записывается "Отказ от освидетельствования в бюро МСЭ" и листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа. При этом графа "Направление во ВТЭК" и бланк направления формы № 088/у-97 не заполняются. Зачет пропуска дней в графах листка нетрудоспособности "Освобождение от работы" не производится.


 
2.5. Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы (утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.1997 г. №30, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.01.1997 г. №1)

I. Классификации

1.1. Основные понятия.

1.1.1. Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

1.1.2. Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

1.1.3. Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

1.1.4. Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

1.1.5. Ограничение жизнедеятельности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

1.1.6. Степень ограничения жизнедеятельности - величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

1.1.7. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

1.1.8. Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

1.1.9. Социальная помощь - периодические и (или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

1.1.10. Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности.

1.1.11. Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

1.1.12. Реабилитационный потенциал - комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально - средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

1.1.13. Реабилитационный прогноз - предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.

1.1.14. Специально созданные условия трудовой, бытовой и общественной деятельности - специфические санитарно - гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, позволяющие инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом.

1.1.15. Профессия - род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой квалификации или работу, выполняемую более длительное время.

1.1.16. Специальность - вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки; определенная область труда, знания.

1.1.17. Квалификация - уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.

1.2. Классификация нарушений основных функций организма человека.

1.2.1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

1.2.2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

1.2.3. Нарушения статодинамической функции.

1.2.4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

1.3. Классификация основных категорий жизнедеятельности.

1.3.1. Способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.

1.3.2. Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности. 1.3.3. Способность к обучению - способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

1.3.4. Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

1.3.5. Способность к ориентации - способность определяться во времени и пространстве.

1.3.6. Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

1.3.7. Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально - правовых норм.

1.4. Классификации нарушений функций организма по степени выраженности.

Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма,

предусматривает выделение преимущественно четырех степеней нарушений:

1 степень - незначительные нарушения функций;

2 степень - умеренные нарушения функций;

3 степень - выраженные нарушения функций;

4 степень - значительно выраженные нарушения функций.

1.5. Классификации ограничений жизнедеятельности по степени выраженности.

1.5.1. Ограничение самообслуживания:

1 степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

2 степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень - неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.

1.5.2. Ограничение способности к самостоятельному передвижению:

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния;

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.

1.5.3. Ограничение способности к обучению:

1 степень - способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);

2 степень - способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;

3 степень - неспособность к обучению.

1.5.4. Ограничение способности к трудовой деятельности:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к трудовой деятельности.

1.5.5. Ограничение способности к ориентации:

1 степень - способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;

2 степень - способность к ориентации, требующая помощи других лиц;

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация).

1.5.6. Ограничение способности к общению:

1 степень - способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;

2 степень - способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень - неспособность к общению.

1.5.7. Ограничение способности контролировать свое поведение:

1 степень - частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;

2 степень - способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое поведение.

II. Временные критерии

2.1. Критерии определения групп инвалидности.

2.1.1. Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

- способности к самообслуживанию третьей степени;

- способности к передвижению третьей степени;

- способности к ориентации третьей степени;

- способности к общению третьей степени;

- способности контроля за своим поведением третьей степени.

2.1.2. Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

- способности к самообслуживанию второй степени;

- способности к передвижению второй степени;

- способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;

- способности к обучению третьей, второй степеней;

- способности к ориентации второй степени;

- способности к общению второй степени;

- способности контроля за своим поведением второй степени.

Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.

2.1.3. Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

- способности к самообслуживанию первой степени;

- способности к передвижению первой степени;

- способности к обучению первой степени;

- способности к трудовой деятельности первой степени;

- способности к ориентации первой степени;

- способности к общению первой степени.

Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.

2.2. Критерии установления инвалидности без срока переосвидетельствования.

Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.


 
2.6. Инструкция о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы (утверждена заместителем начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации23 августа 1999 г. № 18/39-1010)

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями нормативных документов по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов в Российской Федерации и определяет порядок направления подозреваемых, обвиняемых и осужденных (далее - лиц, содержащихся в учреждениях УИС ) на медико-социальную экспертизу, проведения освидетельствования и его документальное оформление, составления индивидуальной программы реабилитации инвалида, порядок обжалования решения учреждений медико-социальной экспертизы (далее - бюро медико-социальной экспертизы).

2. Освидетельствование лиц, содержащихся в учреждениях УИС, в бюро медико-социальной экспертизы проводится на общих основаниях в порядке, определяемом "Положением о признании лица инвалидом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965, и в соответствии с Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минздрава России от 29 января 1997 года № 1/30.

3. На медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях УИС, в случаях расстройства здоровья со стойкими нарушениями функций организма или последствиями травм, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и нуждающиеся в мерах социальной защиты.

4. Лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, подает на имя руководителя территориального бюро медико-социальной экспертизы через начальника учреждения УИС письменное заявление в произвольной форме.

5. Начальник ЛПУ УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях УИС, перед направлением на медико-социальную экспертизу в условиях лечебно-профилактических учреждений УИС, при необходимости в условиях медицинских учреждений территориальных органов здравоохранения для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений.

6. По результатам клинико - диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, врачи ЛПУ оформляют направление на медико-социальную экспертизу (ф. 088/У-97), утвержденную Приказом Минздрава России от 14.05.1997 № 141.

7. Администрация учреждения УИС формирует и представляет в территориальное бюро медико-социальной экспертизы личное дело, характеристику, медицинскую карту (историю болезни), направление на медико-социальную экспертизу и заявление лица, содержащегося в учреждениях УИС, о проведении освидетельствования, одновременно решается вопрос о времени и месте проведения освидетельствования. Если нарушения здоровья связаны с профессиональным заболеванием, для освидетельствования необходимо заключение территориального центра профессиональной патологии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

При наличии последствий трудового увечья представляется акт о несчастном случае на производстве в соответствии с приложением № 2 к Положению о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.1995 N 558 (ф. Н 1), или другой документ о несчастном случае, связанном с исполнением трудовых обязанностей. 8. Освидетельствование лица, содержащегося в учреждениях УИС, в зависимости от условий и имеющихся возможностей может проводиться непосредственно в учреждении УИС или в территориальном бюро медико-социальной экспертизы.

9. При освидетельствовании лица, содержащегося в учреждениях УИС, в территориальном бюро медико-социальной экспертизы администрация учреждения УИС обеспечивает его доставку на освидетельствование, присутствие начальника или врача ЛПУ УИС, начальника отряда или воспитателя (далее - представителей администрации) и надлежащую охрану в целях пресечения возможных эксцессов со стороны освидетельствуемого.

10. Территориальное бюро медико-социальной экспертизы рассматривает представленные документы, которые должны отражать клинико - функциональные, социально - бытовые, профессионально - трудовые, психологические и другие данные, проводит личный осмотр лица, содержащегося в учреждениях УИС, оценивает степень ограничения его жизнедеятельности и принимает решение о признании инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности.

В заседании бюро медико-социальной экспертизы принимают участие представители администрации.

11. Справка о результатах освидетельствования лица, содержащегося в учреждениях УИС, или справка о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах выдается ему под роспись.

12. Выписка из акта освидетельствования об установлении группы инвалидности учреждениями медико-социальной экспертизы в 3-дневный срок направляется в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

13. Выписка из акта освидетельствования о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, нуждаемости в дополнительных видах помощи выдается представителям администрации учреждения УИС для направления работодателю в соответствии с требованиями, изложенными в Порядке представления и оформления документов для назначения пенсии, утвержденном Минтрудом России 13.08.92 № 1654-РБ и Минсоцзащиты России 14.08.92 № 1-2761-18.

14. Индивидуальная программа реабилитации лица, признанного инвалидом, составляется в присутствии и при участии представителя администрации учреждения УИС и осуществляется в порядке, предусмотренном "Положением о признании лица инвалидом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 № 965.

15. Переосвидетельствование подследственных или осужденных производится в установленные сроки в порядке, определяемом "Положением о признании лица инвалидом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965.

16. Решение бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано подследственным или осужденным путем подачи письменного заявления на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы, проводившего освидетельствование, или в главное бюро медико-социальной экспертизы.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в органе социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по социальным вопросам или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


 
Служба социальной адаптации кризисных семей
http://www.doktor.ru/onkos/krizis/   E-mail: grigoryts@fromru.com
© 2003. Все права защищены.

 
  
Hosted by uCoz