Всем миром против рака · Библиотека
Публикации об организации
 

Принять вызов


"Семья и школа" №12, 1997г.



Несколько лет назад я случайно открыла журнал "Ровесник" и увидела фотографию: две прелестные девчушки в ночных рубашках, лысые после химиотерапии, дерутся подушками на кровати, и на их лицах такое самозабвенное счастье и радость, что это просто потрясло меня. Так я впервые узнала про лагерь для детей с тяжелыми, угрожающими жизни заболеваниями, который в Америке открыл знаменитый актер Пол Ньюмен. Он на свои деньги устроил лагерь, где больные дети из разных стран могли бы собраться вместе, повеселиться и побаловаться от души, "повытворять черт знает что" (слова самого Ньюмена), чтобы снова почувствовать вкус жизни и начать бороться за нее с новыми силами.

"Дело не в том, что дети говорят: "Спасибо вам за то, что мы здесь прекрасно провели время". Дело в том, что они говорят: "Спасибо вам за то, что вы изменили мою жизнь"", - подчеркивает Ньюмен, основавший уже шесть таких лагерей.

Судьба подарила мне удивительно щедрый подарок: меня пригласили поработать добровольцем-переводчиком в Летний Лагерь Сорванцов в замке Барретстаун в Ирландии, куда приезжают серьезно больные дети со всей Европы. В этом году в нашу смену (10 дней) там одновременно с группой детей из Москвы (10 человек, которых отбирал Институт детской онкологии и которых мы сопровождали с чудесной Наташей, психологом) были дети из Белоруссии, Грузии, Испании - всего 75 человек. Программа Летнего Лагеря специально разработана для детей со злокачественными новообразованиями или серьезными болезнями крови.

По правде, вначале даже было страшно думать об этом, потому что я много видела детей в детской онкологии и сердце сжималось: чем я смогу помочь им? Но на первом же собрании в Институте детской онкологии я немного успокоилась: обычные дети, правда, более бледные, правда, слегка заторможенные, правда, очень тихие, почти не смотрят в глаза, с трудом отвечают на вопросы.

Из Москвы поехали дети, которые выписались из больницы несколько месяцев назад; у них уже волосы отросли после химиотерапии, анализы пришли более или менее в норму. Ужас болезни как бы позади. Наши самоотверженные врачи действительно делают чудеса, и все это должны знать: 70 процентов детей выписываются в состоянии стойкой ремиссии. Но это спокойствие кажущееся.
Душевные шрамы от перенесенных страданий гораздо глубже, чем следы от уколов и шрамы от операций: надо вернуться в детство, научиться снова радоваться жизни, перестать бояться, заполнить пустоту в душе, образовавшуюся за месяцы мучительной, зачастую почти неподвижной больничной жизни.

...По мере приближения к лагерю возникает ощущение, что едешь в сказку: дороги становятся уже, бесконечные повороты, появляются вековые аллеи, высокие стриженные зеленые изгороди, сочные зеленые дали, холмы, где царствуют овцы. Наконец появляются серые башни и стены замка, увитые осенним плющом. Нас окружают молодые ребята в вишневых футболках с силуэтом замка. У них ярко расписанные красками лица: цветы на щеках, завитушки на лбу. Смех, приветствия - и весь этот живой букет на фоне ошеломляющей чистой зелени лужайки.

Вещи грузят в тележки, а мы идем к врачу, в специальный домик, который называется "Медовый улей". Здесь на самом деле командуют врачи, но ничего похожего на холодную белую настороженность обычной больницы - от чего дети настрадались. Ребенок даже не успевает понять, что он был у врача.

После осмотра - в столовую. Дети здесь никогда не ходят одни. Их обязательно сопровождает сага (по-ирландски "друг"), наши дети их, естественно, называют вожатыми. Огромный зал, с большим камином и мягкими креслами около него, в дальнем углу бильярд и стол для пинг-понга, все увешано воздушными шариками, веселыми рожицами, ослепительно красивыми плакатами и яркими панно, разрисованными детьми. Шум, гам и хохот, летают бумажные шарики: все стараются попасть в клоуна, который ходит между сливочно-кремовыми деревянными столами и крепкими удобными скамьями и заигрывает с детьми. Масса детей с нежной восковой кожей голого черепа, некоторые на костылях, бездонные глаза, таящие печаль, но все это живет нормальной детской жизнью: шутки, смех, грохот тарелок, можно даже выбить барабанную дробь ложками. Никто никого не приструнивает, никаких "занудных" замечаний взрослых, никого не заставляют насильно есть.

После обеда расходимся по коттеджам: уютный белый домик, огромная общая комната с камином и круглым столом, все стены увешаны детскими рисунками, полки с книгами, всякими поделками, красками и фломастерами, проигрыватель с кассетами и лазерными дисками, игрушки. Большая спальня на десять человек. Отдельно душ и два туалета для детей, а кроме того, есть отдельный душ и туалет для взрослых. Все сверкает ослепительной белизной. И есть горячая вода, что очень кстати, поскольку на улице моросит мелкий холодный дождичек: стандартная ирландская погода, как нам объясняют. После ужина все так устали, что буквально валятся с ног, - но свято соблюдают уговор: принимают душ по очереди, чистят зубы - вовсю стараются быть на европейском уровне аккуратности. Тут выясняется, что у одной из белорусских девочек нет ноги, но подружки помогают ей: просто и естественно несут ее протез из ванной, а она, весело смеясь, ловко скачет за ними.

Очень важный принцип: никто не жалеет, никто не нянчится, не помогает чересчур. Иногда некоторых больных детей катают на тележках для гольфа - это здесь основное средство передвижения, но при этом еще куча детей будет висеть со всех сторон. Дети на костылях идут, хотя и медленно, вместе с группой, а не ковыляют сзади в одиночестве; наоборот, все стараются придерживаться их темпа. Маленьких (лет пять-шесть) юноши-сага носят на плечах: выглядит это до слез трогательно. Но самому ребенку не до слез: он ведь "всадник", а на "лошади" надо удержаться.

Главная идея Лагеря: предоставить детям право выбора, научить их радоваться каждому моменту жизни и ценить ее, научить их брать на себя ответственность за свою жизнь, перестать себя жалеть, стараться понять и почувствовать: "Я все могу" и преодолевать, преодолевать любые трудности, пусть для начала маленькие, и радоваться победам.

Каждая такая маленькая победа - это событие: самим убрать постель, принять душ, причесаться, отнести посуду, вытереть стол до сливочного блеска. Только тот, кто страдал от больничной беспомощности и был унижен рабством болезни, может осознать, как важно такое преодоление и возвращение независимости.

Весь день расписан по минутам. Активные занятия - катание на каноэ, верховая езда, стрельба из лука, рыбалка, приключения - чередуются с творческими и познавательными, но спокойными: искусство и ремесла, театр, творческое письмо, музыка. Каждое занятие - это победа над собой, своей немощью, своим страхом, своим неумением, своей неловкостью.

В Лагере Барретстаун смех звучит постоянно, сага специально разучивают всякие фокусы и шутки, а клоуны - непременные участники всяких карнавалов и праздников. Впрочем, вся жизнь в Лагере - сплошной праздник и развлечения.

Всякое тщательно продуманное и спланированное по минутам развлечение в Лагере - некое триединство.

Во-первых, это вызов, который надо принять и преодолеть больному ребенку: пролезть через сетку, удержаться на бревне, вскарабкаться на дерево, сыграть в футбол, грести в лодке, скакать на лошади, раскрасить футболку, выступить на сцене в театре, танцевать на дискотеке (на костылях!), развести огонь, поджарить на костре тосты. Это трудно и в то же время ужасно весело, интересно и заманчиво. Хотя все это сложные проблемы для ребенка, который долгое время провел в мире серьезных страданий и в больничном затворничестве. Дети должны и не могут не смеяться. Они созданы для этого. Они смеются, дурачатся, вытворяют всякие глупости и учатся через смех. Причем исключительно важно, что ребенок сам может выбрать то, что ему по силам, поскольку, будучи серьезно больным, он практически лишен права свободного выбора и не может делать, что хочет.

Во-вторых, успех в решении этой трудной, но обязательно веселой и на самом деле посильной задачи (если только преодолеешь страх, а в этом тебе помогут заботливые взрослые друзья) исключительно важен. Болезнь как бы рисует невидимый круг страха, который ребенок не решается и боится переступить: он привык уже болеть и всего опасаться. Но если он добился успеха и пролез через веревочную паутину, выстрелил из лука, поймал рыбку, взобрался по канату один раз, значит, он (или она) сильный и не такой уж безнадежный больной и он еще раз и еще много раз добьется таких же замечательных успехов. Хрупкая девочка, которая после химиотерапии боится всего на свете, впервые в жизни проехала три круга по озеру и гребла сама. Вылезая из каноэ, она вдруг понимает, что ей больше не страшно: ведь она проплыла по этому самому озеру под этим самым мостиком. Это ощущение преодоления и победы она возьмет с собой домой и больше уже воды бояться не будет. Она сделала колоссальный шаг к победе над своей болезнью.

В-третьих, это обсуждение вечером перед сном у камина с ребятами и сага: "Что ты чувствовал, что ты думал при этом, хочешь ли еще?" Дети начинают осознавать, что преодоление вызова приносит успех, а один успех ведет за собой другой, и если ты перешагнул преграду в одном месте, то сможешь этого добиться и в другом, более важном: добьешься здоровья.

Ужасно интересно наблюдать за приехавшими сюда работать молодыми юношами и девушками. Всем очень здесь нравится. Фармацевт: "Не ожидала, что так интересно работать с детьми". Программист: "Если бы я знал заранее, как замечательно быть с детьми, я никогда не занялся бы компьютерами". Секретарша: "Моя жизнь теперь изменится полностью". Врач: "Здесь учатся все: и молодые и старые".

На детей особенно благотворно действуют присутствие мужчин, девочки все время виснут на "клоуне" Юджине, ко-торый пользуется особой любовью. Нашим детям катастрофически не хватает мужского общества. Это чувствуется даже в поведении мальчишек. Но и они уже оживают, начинают озорничать, поддразнивать и задевать девочек - все явно стараются наверстать время, проведенное в больницах, среди боли, слез и страданий. Один мальчик все время старается сфотографировать девочку, которая ему явно нравится, а она старательно закрывает свое уже порозовевшее прелестное личико. В таком возрасте это удивительно чистые чувства: оказывается, они познакомились в прошлом году, когда оба были в санатории после больницы

Сегодня первое занятие в театре. Руководит юноша, актер, блистательно владеющий пантомимой, удивительно пластичный. Главная задача: тренировка воображения. Например, изобразить движение животного, двигаться под музыку, управлять своим телом, расслабляться по команде. Наши дети схватывают все на лету. Даже скептически настроенные мальчики с азартом включаются в игру. И этому очень помогают взрослые, которые стараются изо всех сил, но у детей все равно получается лучше.

После ужина весь лагерь обязательно поет всякие незамысловатые песенки без слов. Главное - ритм: хлопают себя по коленкам, по плечам, сначала тихо, потом орут от всей души и во все горло, так что в ушах звенит и прямо чувствуешь физически, как повышается настроение в столовой. И взрослые, даже солидный врач с брюшком, включаются в эту пьянящую радость жизни. Дети прямо на глазах сбрасывают с себя стресс страха и болезни, державший их в напряжении долгое больничное время. Кстати, психологи подчеркивают, что громкие крики действительно снимают стресс и исключительно полезно поплакать и даже вопить от всего сердца, не сдерживать вечно в себе боль и гнев. Можно покричать, например в ванне или в лесу, или колотить подушку, чтобы выплеснуть комок горя. Снять стресс помогают также физические нагрузки: помыть пол, постирать, дрова наколоть, да мало ли что. Здесь очень помогают детям эти песенки-вопилки и шумелки, которые наверняка показались бы нелепыми чопорному человеку.
Вечером по плану общелагерный костер, но поскольку идет дождь и холодно, все собираются в театре. Дети сидят на полу на огромных подушках всех цветов радуги. Юджин - психотерапевт и клоун с поразительной мимикой - веселит всех, пытаясь повторять слова детей на их родном языке; кстати, с совершенно верной интонацией. Каждую его шутку и выходку сопровождает заразительный хохот и свист. Игра: детей одевают в фантастические одежды огромных размеров, и надо засунуть под эту одежду как можно больше надутых воздушных шариков. Азарт нарастает, когда клоун начинает прокалывать шарики и все считают на разных языках. Гам стоит такой, что понять ничего невозможно, но цель достигнута - дети забыли про все на свете, кроме игры.

Клоун в центре зала вдруг кладет сложенные ладошки под щеку и начинает храпеть. Все ясно без слов: пора по коттеджам. Девять часов вечера, режим соблюдается неукоснительно. Красота угасающего дня завораживает: переполненные впечатлениями дети, обнявшись с сага, медленно разбредаются по коттеджам. Тихо шелестят мощные кроны деревьев, таинственно мерцают верхние этажи замка, где живут медсестры ("Там есть привидения!" - утверждают малыши), приветливо светятся фонари вдоль дорожек, звезды кажутся близкими.

Еще немного дети чирикают, затем наступает та волшебная тишина, когда дети спят, а взрослые отдыхают от звона детских голосов и чувствуют удивительную осмысленность своего существования.

Под Москвой сейчас открыто Отделение реабилитации Института детской онкологии и гематологии Онкологического Научного Центра РАМЕ для детей с онкологическими заболеваниями. Мы хотим организовать здесь такой же Лагерь для детей России. Мы просим всех, кто хочет увидеть, как улыбается ребенок, возвращающийся к жизни: помогите нам. Нужно все для организации образовательного досуга детей - игрушки, книги, краски, бумага, костюмы для будущего театра, аппаратура, материалы для ремонта. Нужны спонсоры, готовые поддержать эту идею. Нужны добровольцы, готовые приехать летом работать с детьми, нужны строители, которые могли бы помочь бесплатно отремонтировать помещение. Любые формы помощи будут приняты с искренней благодарностью.

Обращаться по телефонам: (095) 487-7078 (телефон-факс) - Григорий Янкелевич Цейтлин, заведующий отделением.

Рената Равич


 
Всем миром против рака - АНБО "Волшебный ключ"
http://www.doktor.ru/onkos/together/key.htm   E-mail: grigoryts@fromru.com
© 2002. Все права защищены.

 
Hosted by uCoz