Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


7. Разное

 

Социальная значимость ранней диагностики и профилактики ретинобластомы

Д.В.Залетаев, М.В.Немцова,
Медико-генетичекий центр РАМН,
г. Москва

      Ретинобластома является одним из наиболее часто встречающихся эмбриональных злокачественных новообразований у детей и является тяжелым инвалидизирующим заболеванием. За последнее десятилетие частота ретинобластомы возросла почти в три раза и составляет в настоящее время 1 на 10-13 тыс. живых новорожденных.

      Причиной заболевания являются мутации и структурные изменения в гене ретинобластомы. Только в 6-10% случаях она сопровождается видимой хромосомной патологией - делециями участка хромосомы 13q14.1, а в остальных 80-90% - субмикроскопическими аномалиями и мутациями в гене ретинобластомы (Rb 1. Наследственные (герминальные) мутации выявляются в 60-75% случаев различных форм опухоли, остальные случаи вызываются соматическими (ненаследственными) мутациями (20-30%) или структурными и функциональными нарушениями других генов (5-10%).

      В случае наследственных мутаций гена Rb 1 значительно повышается риск возникновения других злокачественных новообразований (остеогенная саркома с риском возникновения 300-500%, мелкоклеточный рак легких, фибросаркома, лейомиосаркома, липосаркома, нейроэндокринные опухоли) на протяжении последующей жизни пациента, поэтому те из них, кто несет герминальные мутации, требуют регулярного наблюдения в группах риска по развитию онкологического заболевания.

      Терапия ретинобластомы в настоящее время ведется достаточно успешно, что позволяет пациентам достигать репродуктивного возраста и ставить вопрос о прогнозе потомства. В связи с этим профилактика ретинобластомы является социально и экономически целесообразной.

      Важной проблемой онкогенетики является разработка и внедрение в практическое здравоохранение обследования на основе молекулярно-биологических технологий, позволяющих выявлять мутации гена ретинобластомы почти со 100% вероятностью и следовательно проводить эффективную профилактику заболевания.

      Использование такого подхода адекватно для профилактики и таких детских неоплазий, как нефробластома, нейробластома, рабдомиосаркома, остеогенная саркома и др.

 

Занятия оригами с детьми-инвалидами и их роль в психологической реабилитации детей

Н.Д. Острун
Фонд развития детского творчества "Т-Игра",
г. Москва

      Связь искусства и терапии, искусства и психологии известна давно и хорошо описана в различной медицинской и педагогической литературе. Сегодня много внимания уделяется арттерапии, ее методики применяются психологами, психотерапевтами и психиатрами. Различные виды искусства оказывают неоценимую помощь врачам в диагностике психических отклонений у человека, в терапии различных форм заболеваний, в психологической реабилитации больных. В литературе описаны попытки привлечь к работе врачей и живопись, и скульптуру, и танец. Такие опыты всегда дают положительный эффект. Больной получает возможность самовыражения, лечение проходит с большим эффектом.

      Такой вид искусства, как оригами существует уже более пятнадцати веков. Он хорошо изучен художниками, педагогами и математиками. Во всех странах оригами занимаются как дети, так и взрослые. Его преподают в детских садах и школах. Но обращение к оригами в медицинской практике практически не описано. Оригами, как особый вид искусства, практически не рассматривался врачами в качестве методики арттерапии. А ведь воздействие занятий оригами на больных, терапевтический эффект от таких занятий необычайно велик. Иногда только оригами может быть доступным пациенту.

      Данное сообщение - это попытка обобщить собственный практический опыт занятий оригами с различными группами детей, показать его положительный терапевтический эффект, наблюдаемый на протяжении нескольких лет работы с так называемыми "трудными" детьми и детьми-инвалидами.

      Прежде всего хотелось бы разделить понятие "ребенок-инвалид" на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Опыт работы с этой группой детей хорошо описан в специальной литературе и показано, что творческий потенциал таких детей огромен. Их работы представляют значительную художественную ценность. А эффект от работы сказывается на процессе лечения детей.

      Другая группа детей - это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Работа с такими детьми является серьезной педагогической и медицинской проблемой.

      Дети той и другой групп, с самыми разными диагнозами, в различном возрасте попадают на больничную койку порой на много месяцев, а то и лет. Их мир оказывается сужен до размеров комнаты, а число лиц, с которыми дети общаются, сокращается до двух-шести человек. Оригами в работе с такими детьми порой становится единственно возможным способом творческого развития. И этому способствуют несколько качеств этого вида искусства, присущие только ему.

      Во-первых, это абсолютная доступность оригами ребенку любого возраста, любой степени подготовки и любой возможности передвижения. Во-вторых, оригами не требует никаких специальных приспособлений, оборудования. Занятия могут проходить в любой обстановке. В-третьих, для творчества применима любая бумага, даже та, что является макулатурой. Оригамные занятия могут принимать любую форму: индивидуальные или групповые, игра или лекция, внимательное изучения техники и методик складывания или викторины и конкурсы с элементами фокусов. Выбирая любую форму работы, комбинируя их, педагог добивается решения самых различных воспитательных и терапевтических задач.

      Дети-инвалиды, лишенные привычного общения, порой замыкаются в себе. И попытки вывести их из этой изоляции вызывают негативную реакцию. Оригамные занятия способны вывести ребенка из депрессии. Они помогают ему самовыразиться. А практически мгновенный результат творческого поиска способствует развитию интереса ребенка к занятиям такого рода. Комбинирование различных форм работы с группами детей-инвалидов в больнице дает возможность проводить как индивидуальный тренинг, так и групповую терапию. Так, создание оригамного спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые дети полностью раскрепощаются, что сразу же сказывается на процессе лечения.

      Особое место занятия оригами занимают в работе с детьми с ограниченными возможностями передвижения. Развитие тонкой моторики впрямую воздействует на умственное и эмоциональное развитие ребенка. Обращаясь к этой сторону оригамного творчества, педагоги удачно применяют занятия оригами в работе с детьми, больными ДЦП.

      Работы детей не только влияют на психологический климат в помещении больницы в процессе складывания или творчества. Результат детского оригамного творчества является превосходным материалом для украшения довольно скудного интерьера больницы.

      Оригами не панацея. Однако занятия с детьми-инвалидами показали, что оригами во много предпочтительней других видов изобразительного творчества в больницах. А эффект применения особых методик оригамного преподавания часто превосходит иные формы работы. Так, именно систематические занятия оригами с детьми из, так называемого, "коррекционного класса" позволили 80% детей вывести из этого класса по результатам психологического обследования. Уровень их интеллекта повысился, поведение нормализовалось. И подобные положительные примеры не единичны.

      Таким образом, в данном сообщении представлен лишь первый опыт занятий оригами с детьми-инвалидами. Представляют интерес серьезные исследования по применению оригами в психологической поддержке детей с различными длительно протекающими инвалидизирующими заболеваниями, в том числе злокачественными опухолями.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
1.2001

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz