Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


5. Вопросы госпитальной педагогики

 

Школа равных возможностей

М.М. Федюшина, Л.А. Ефимова
УВК N1673 "Поддержка" для детей-инвалидов,
г. Москва

      Для ребенка с тяжелым, инвалидизирующим заболеванием и его семьи за проблемами медицинскими, как правило, оказывается и множество других. Круг общения его часто ограничивается взрослыми: семьей, врачами. У них мало (или нет) друзей, сверстники относятся к ним настороженно, а могут даже и высмеивать. Этой категории детей трудно получить полноценное образование в силу неразработанности системы обучения их как в общеобразовательной школе, так и дому.

      У большинства детей с тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями встает проблема психологической реабилитации, формирования адекватного отношения к своему заболеванию и связанными с ним ограничениями, проблема получения профессии.

      Как правило, ребенок с тяжелым заболеванием оказывается ''выключенным'' из нормальной жизни общества, становится потенциальным членом того "другого мира", мира инвалидов, который отгорожен от большого мира "нормальных" людей не только стенами специализированных учреждений и архитектурной средой, но и укоренившимся в сознании большинства людей мнением, что "инвалид" - это ''убогий, бесполезный человек", которому нужны лечение, пенсия, и гуманитарная помощь.

      В 23 статье Конвенции о правах ребенка говорится: "неполноценный в умственном и физическом развитии ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества".

      "Достойная жизнь" - это получение полноценного образования в соответствии с физическими и интеллектуальными возможностями, доступность инфраструктуры и архитектурной среды, возможность работать и приносить пользу не только себе, но и обществу в целом.

      Образование является одним из важнейших условий, определяющих судьбу ребенка-инвалида, обеспечивающих его интеграцию в общество. Ребенку с ограниченными возможностями необходимо создать условия для возможности обучения вместе со сверстниками в обычной школе, возможности получения аттестата без специальных отметок

      Школа, которая примет детей, страдающих тяжелыми, хроническими, инвалидизирующими заболеваниями, должна быть адаптивной, динамичной, всесторонне поддерживающей их. Для больных детей подбираются режим и индивидуальные программы обучения, позволяющие им мягко переходить из зоны ближайшего родительского окружения и из больничной зоны в школьный коллектив и дальше в зависимости от адаптации в нормальную жизнь. Следует обеспечивать особую гибкость при формулировании любых положений, касающихся возраста, приема и перевода детей из класса в класс, а также при проведении экзаменов для учащихся-инвалидов.

      Такая школа, по нашему мнению, имея статус общеобразовательной, организует совместную работу педагогов (включая социальных), медиков, психологов, и иметь при этом соответствующее штатное расписание и особую материальную поддержку.

      Учебно-воспитательный комплекс N1673 "Поддержка" был открыт в микрорайоне Строгино 14 сентября 1992 года в целях обеспечения условий для всестороннего развития детей-инвалидов и детей с комплексными нарушениями здоровья (при сохранном интеллекте), создания эффективной системы социальной адаптации их в общество.

      В школе обучается более 100 школьников с заболеваниями: сахарный диабет, бронхиальная астма, гемофилия, эпилепсия, порок сердца, детский церебральный паралич, злокачественная опухоль и т.д.

      Школа начинает работу с детьми в группе детского сада, продолжая их обучение в системе средней школы. Учебная программа учитывает состояние здоровья, интеллектуальные возможности и интересы учащихся. Большинство детей учатся в школе в малых группах или индивидуально, им подбирается индивидуальный режим и программы обучения.

      Важно отметить. что в зависимости от состояния здоровья дети могут менять форму обучения и/или переходить в обычные школы. Комплектование классов производится по направлению поликлиник и на основании решения медико-педагогической комиссии школы. В течении всего учебного года в школе ведется коррекционная и лечебно-оздоровительная работа, проводятся занятия лечебной физкультурой, массаж.

      Социально-психологические особенности детей-инвалидов требуют особенно тщательной организации процесса обучения, общения и досуга. Воспитательная среда школы создается совместно педагогами, учащимися и их родителями. В школе проводится много внеурочных мероприятий и праздников. Система кружков не только создает возможности для творчества, но и дает возможность получить допрофессиональную подготовку по таким направлениям, как рукоделие, работа на компьютере или видеосъемка.

      По инициативе детей при школе открыт детский клуб "Зеленая дверь", целью которого является создание условий для формирования социально активной личности, предоставление любому ученику школы возможности для полноценного общения в коллективе сверстников, раскрытия его творческих способностей, профориентации и подготовки к дальнейшей жизни. Работа ведется в разновозрастных группах, в ней участвуют и те дети, которые обучаются на дому.

      Широкий выбор различных видов деятельности дает возможность ученикам школы не только найти дело по душе, но и реально оценить свои силы, научиться сотрудничеству и сотворчеству.

      Сочетание в рамках одного учреждения различных подходов и методов в обучении и реабилитации, усилий разных специалистов создают равные возможности для развития всех детей, вне зависимости от специфики их заболеваний и психологических возможностей.

      Первые пять лет работы школы не только подтвердили необходимость существования образовательного учреждения такого типа, но и выявили ряд проблем его становления:

  • отсутствие разработок и методических рекомендаций по оптимальной организации учебно-реабилитационного процесса в соответствии со спецификой заболевания ребенка;
  • сложность координации усилий родителей, специалистов и самого ребенка;
  • выход школы за пределы стандартов и нормативов, как в программах и методах обучения, так и в потребности в кадрах, материально-технической базе;
  • пассивная позиция родителей, их стремление переложить ответственность за судьбу ребенка на школу, необходимость преодоления потребительства;
  • недостаток квалифицированных кадров, подготовленных для работы с детьми-инвалидами не только методически, но и психологически.
[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz