Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


5. Вопросы госпитальной педагогики

 
Что такое госпитальная педагогика?

Е.А. Бабенкова
Институт возрастной физиологии РАО, Лаборатория физиолого-педагогической диагностики и коррекции трудностей в обучении, г. Москва

      По данным института возрастной физиологии Российской академии образования, более 60 % школьников имеют нарушения в состоянии здоровья. За последние годы (1990-1996 гг) численность практически здоровых детей снизилась с 75% до 30%.

      Особого внимания требуют часто, длительно и тяжело болеющие дети, которые болеют четыре и более раз в году и те, которые находятся на излечении в больнице (госпитале) более месяца. Отсюда и понятие ГОСПИТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Главной задачей госпитальной педагогики является реабилитация и адаптация в школе больных детей.

      Эта наука должна иметь в своем арсенале специфические методические и дидактические приемы. Психолого-медико-педагогическая реабилитация больного ребенка включает: 1. лечение ребенка в больнице или дома; 2. обучение его в госпитальной школе; 3. психолого-медико-педагогическая коррекция; 4. помощь родителей; 5. социальная помощь;. 6. обучение ребенка на дому; 7. адаптация его в общеобразовательной школе.

      Проблема психолого-медико-педагогической реабилитации требует взаимодействия многих специалистов. Во многих странах этой проблемой занимаются уже несколько десятилетий. С 1919 года в Европе создана Ассоциация госпитальной педагогики (НОРЕ), которая объединяет более чем 15 стран. В этих странах существует отработанная система обучения и реабилитации больных детей.

      В нашей стране проблеме часто, длительно и тяжело болеющих детей пока не уделяется должного внимания. Только в некоторых крупных клиниках России имеются школы. А в основном учителя приходят из обычной школы и обучают детей без соблюдения принципов госпитальной педагогики. Поэтому дети, возвращаясь после длительной болезни в школу, не успевают восстановиться, отстают в учебе. Процессы выздоровления затягиваются: появляется повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость и пр.

      Кто же должен помочь ученику восстановить свое здоровье? И не только детям, находившимся на лечении в больнице, но и детям, пропустившим занятия по болезни. Конечно же учителя, психологи, школьные врачи, врачи госпиталя.

      С чего же начинать обучение больных детей? Прежде всего педагог должен знать диагноз заболевания, его специфику, наличие назначений и рекомендаций врача, сроки реабилитации, особенности режима и организации школьных и домашних занятий. Это поможет ему выбрать правильную методику и тактику работы, определить интенсивность и длительность занятий.

      Педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Дети с онкологическими заболеваниями особенно нуждаются в индивидуальном подходе. Положительная мотивация обучения не вызывает сомнений. Зарубежный опыт подтверждает это. Например, в онкологической клинике г. Эссена (ФРГ) имеется школа, в которой работают три воспитателя и учителя-предметники: химии-биологии, физики-математики, родного языка и иностранного языка, литературы. Всего три учителя. Занятия учителя и воспитатели проводят во второй половине дня в классных комнатах или у постели больного. Педагоги создают такие психологические условия, при которых больные дети желают учиться, имеют потребность в знаниях, а также мотивацию: УЧЕБА - это ЖИЗНЬ! ЗНАНИЯ помогут мне справиться с моей болезнью! Я буду иметь ОБРАЗОВАНИЕ! Я вернусь в свою школу, в свой класс!

      Мотив - это побуждение к определенной деятельности. Общая социально-психологическая структура, применяемая к любой деятельности, может быть уложена в следующую схему: цель - мотив - способ- результат. Учителя должны организовать обучение так, чтобы потребность в знаниях имела оздоровительный эффект. В результате ребенок сознательно относится к своему здоровью, имеет собственное суждение и представление о болезни, а также положительное отношение к знаниям медицины и учебных предметов.

      ПРИНЦИПЫ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ:

  1. Индивидуальный подход к каждому больному ребенку.
  2. Учет психологических особенностей личности.
  3. Всесторонняя помощь в процессе обучения больного ребенка.
  4. Проведение медико-психолого-педагогической коррекции в целях эффективной реабилитации.

      Подготовка педагогов для работы с больными детьми должна быть организована на курсах повышения квалификации или в педагогических вузах, где можно будет получить сведения о специфике различных заболеваний. Учителя, работающие в госпитальной школе, должны быть милосердными, добрыми, заботливыми. Они должны помочь больному ребенку поверить в выздоровление, приобрести знания и умения, которые помогут ему восстановить свое здоровье.

      Особая подготовка учителей необходима для работы в онкологических клиниках. Психологический климат, создаваемый учителем в процессе обучения, стимулирует процесс выздоровления. Учитель возбуждает у учащихся стремление к жизни и убежденность в необходимости образования. Суть работы ученика должна состоять в неразрывной связи интеллекта с эмоциями и волей. Ученик усваивает хорошо только то, что затрагивает его, что возбуждает его чувства. Находясь в онкологической клинике, больной ребенок будет проявлять особый интерес к учебным предметам, при изучении которых можно найти ответы на волнующие его вопросы. Учение становится ЛИЧНЫМ ДЕЛОМ тогда, когда затронута и возбуждена его воля.

      В связи с этим необходима постановка вопроса перед министерствами образования и здравоохранения о поддержке разработки проекта, касающегося поиска путей решения проблем обучения часто, длительно и тяжело болеющих детей.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz