Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


4. Психологические вопросы онкопедиатрии

 

Влияние психологических особенностей детей с нейрохирургической патологией на реабилитационный процесс

С. Б. Гусарова,
Институт нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко Г. Москва

      Тяжелая, длительная болезнь, часто влекущая за собой инвалидность, безусловно оказывает сильное влияние на болеющего человека, его личность, внутренний мир, отношения с окружающими, адаптивность в социуме, качество жизни и т.д. Это становится особенно важно, когда речь идет о тяжело и долго болеющих детях, о том возрасте, когда личность находится только на стадии формирования.

      Болезнь влечет за собой как телесные, констатируемые врачом изменения, так и психологические. Поскольку речь идет о детях - пациентах нейрохирургической клиники, необходимо четко дифференцировать психологические особенности, обусловленные локальными поражениями головного мозга и общемозговой симптоматикой от ряда других, неспецифических, обусловленных тяжелой болезнью, длительным пребыванием в клинике и другими подобными факторами. К первой группе особенностей относятся нарушения высших психических функций, а именно:

  1. Общее нарушение активности и внимания. Для детей с этими дефектами характерна либо быстрая утомляемость, физическая и психическая истощаемость, аспонтанность, либо гиперактивность, неуправляемость поведения. Для них очень сложно даже короткое время концентрироваться на одном типе заданий. Им необходима повышенная эмоциональная вовлеченность в процесс обучения, для осуществления которой требуются постоянные смены мотивов, а также индивидуальная программа продолжительности и содержания занятий.
  2. Снижение памяти. Учитывая разнообразие дефектов памяти у нейрохирургических пациентов (по модальности, временным характеристикам и т.д.) любой учебный процесс полезен как путь индивидуальной реабилитации. Регулярное обучение в этом случае как правило не приводит к получению систематического образования, но осуществляется расширение интеллектуальных и социальных контактов.
  3. Нарушения когнитивных функций. Этот дефицит может проявляться в неравномерности развития восприятия, конструктивной деятельности, пространственного мышления, речи, логики, способности к абстракции. Чем грубее выражены нарушения когнитивных возможностей ребенка, тем менее он обучаем в любой образовательной модели, тем больше профессионализма требуется для достижения минимальной информированности ребенка о себе и окружающем мире.
  4. Нарушение двигательных функций. Это целый спектр дефектов моторики от слегка измененной походки и легких манипулятивных дискоординаций до практически полной неподвижности. При этом инлектуальные возможности могут оставаться практически сохранными. Двигательные нарушения могут приводить к резкому ограничению социальных контактов, возможности получения новых впечатлений, а также к обеднению общения и способов самовыражения.
  5. Эмоционально-личностные нарушения. Дети, перенесшие нейрохирургическое вмешательство, нередко обладают повышенной лабильностью эмоций, контроль которых, и без того затруднительный в этом возрасте, становится невозможным. Другой крайностью в спектре эмоциональных расстройств является уплощение, обеднение эмоциональной сферы. Для педагогов, обучающих ребенка с подобным дефицитом, основной задачей является формирование мотивов при отсутствии экспрессии со стороны ребенка.

      Существуют и другие, неспецифические особенности наших пациентов, с которыми часто приходится сталкиваться, не относя их непосредственно к нейрохирургической патологии. Такого рода психологические факторы очень важны для социально-психологической реабилитации. Поле этих проблем ребенка выходит за рамки составления конкретных обучающих программ, но внимание к ним и их коррекция необходимы, если иметь в виду психологическую адаптацию в социуме. К такого рода факторам относятся следующие:

  1. Отношение ребенка к своей болезни. Оно может колебаться от ипохондрического до анозогнозического типа (т.е. отрицания своей болезни). Важно выработать у пациента адекватное отношение к своей болезни. В противном случае восстановительный процесс будет иметь неблагоприятный прогноз.
  2. Особенности поведения. В большей степени следует обращать внимание на те его аспекты, которые касаются поведенческих стратегий по преодолению болезни. Необходимо формировать и закреплять новые или актуализировать спонтанные индивидуальные психотехники преодоления болезни (например: преодоление болевых симптомов и т.п.).
  3. Детско-родительские отношения. Тяжело болеющий ребенок находится в полной физической и психологической зависимости от близких ему взрослых. Известно, насколько важное влияние на ребенка оказывают поведенческие паттерны родителей, но в ситуации болезни некоторые из них могут оказаться весьма неблагоприятными для лечебно-восстановительного процесса. Своевременная коррекция позволяет уменьшить их негативное влияние на ребенка.
  4. Тревога и страхи. Эти психические образования могут быть ситуативными и адекватными. Ребенок, перенесший удаление опухоли мозга, с большим или меньшим основанием, бессознательно или осознанно живет под угрозой рецидива. Тревога как характеристика личности требует к себе другого отношения людей, занимающихся развитием ребенка. Для успешного восстановления, воспитания и образования необходима дифференцировка этих психических черт и их своевременная коррекция.

      Катамнестическое исследование, т.е. исследование в отдаленном после хирургического вмешательства периоде детей с нейрохирургической патологией, проводимое группой психологов Института нейрохирургии только начинается. Но и сейчас уже очевидна взаимосвязь между проблемами психологической адаптации в социуме, качеством жизни пациентов и особенностями их патологического процесса. В ряду основных аспектов можно выделить следующие:

  1. Инфантильные формы поведения пациентов.
  2. Ограничение сферы общения и социальных контактов.
  3. Изменение самооценки, ее занижение, неадекватность, неустойчивость. Недостаточное развитие самосознания, слабая структура представлений о себе.
  4. Нарушение способности к обучению, освоению новых знаний, умений, навыков.
  5. Нарушение взаимоотношений с противоположным полом.
  6. Эмоциональные проблемы (агрессия, аутоагрессия и др.).
  7. Страх угрозы рецидива.

      Часто бывшие пациенты сохраняют сильную зависимость от лечебного учреждения на протяжении длительного периода времени, или на всю жизнь, особенно это касается такого узкоспециализированного высокотехнологичного учреждения, каким является нейрохирургическая клиника. Для полноценной социально-психологической адаптации пациентов клиник подобного рода необходима преемственность реабилитационных программ, осуществляемых командами профессионалов (рабочими группами), выработка обучающих и коррекционных комплексов, формирование социальной инфраструктуры для полноценной жизни взрослеющих пациентов, обучение специалистов и т.д.

      Сейчас активно развивается научное направление, связанное с созданием новых подходов в образовании. Появилось и продолжает появляться большое количество альтернативных образовательных программ, методологических основ и новых образовательных технологий. Разработка учебно-реабилитационных программ для детей-инвалидов и, в частности, для детей с нейрохирургической патологией, должна проходить при совместном участии психологов, педагогов, дефектологов, врачей и других специалистов. Только совместная содружественная деятельность расширит возможности получения образования и социализации, которые являются необходимым продолжением лечебного процесса, его реабилитационной составляющей.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz