Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


4. Психологические вопросы онкопедиатрии

 
Часто болеющий дошкольник: особенности родительского отношения

В. А. Ковалевский
Кафедра медицинской психологии Красноярской государственной медицинской академии,
г. Красноярск

      В последние годы все большую тревогу вызывают дети, страдающие тем или иным соматическим недугом. Особую категорию нуждающихся в серьёзной и продолжительной психолого-педагогической реабилитации составляют часто болеющие дети. Таковыми принято считать тех, кто страдает острыми респираторными инфекциями четыре и более раз в году (Организация наблюдения за детьми, часто болеющими ОРВИ, на педиатрических участках детских поликлиник г. Москвы. Информационное. Письмо ГУЗМ. М., 1993). Однако А. Г. Румянцев и В. Н. Касаткин (1996) выделяют следующие недостатки этого определения: во-первых, ОРВИ - основная причина частных заболеваний (62,7%), но не единственная (в эту же группу входят детские инфекции, отиты, синуситы и др.); во-вторых, необходимо учитывать обращения по поводу хронических заболеваний только в фазе обострения.

      Контингент часто болеющих детей (ЧБД) в детских дошкольных учреждениях составляет от 20 до 59% (Исаева Л. А. И др., 1990; Коза Н. М. И др., 1992; Яворская О.В. и др., 1992). По данным Д. И. Зелинской (1995), в 1993 году в России только 60% дошкольников были практически здоровы. В структуре заболеваний преобладают болезни органов дыхания (55,6%), патология нервной системы и органов чувств (9,2%), инфекционные и паразитарные заболевания (7,3%), болезни органов пищеварения (7,2%), травмы и отравления (5,3%) и др.

      В то же время известно, что именно заболевания, особенно хронические, стойко изменяющие реактивность детского организма, создают условия для появления нарушений в поведении и обучении. На сегодняшний день установлено, что имеются два вида патогенного влияния соматической болезни на психику: соматогенное /посредством интоксикационных воздействий на центральную нервную систему/ и психогенное /острая реакция личности на заболевание и его последствия/ (В. В. Ковалев, 1974; В. П. Зайцев, 1975 и др.).

      Требование к изучению того или иного психического феномена в его развитии в полной мере относится и к изучению личности в условиях хронического соматического заболевания. На важность подобного подхода указывали многие психологи (Выгодский Л. С., 1983; Леонтьев А. Н., 1975; Рубинштейн С. Л., 1976; Эльконин Д. Б., 1989; Анцыферова Л. И., 1981; Абульханова-Славская К. А., 1981; Зейгарник Б. В., 1986; Николаева В. В., 1987; Асмолов А. Г., 1990; Братусь Б. С., 1988 и многие другие). Так, А. Н. Леонтьев выделяет три основных параметра анализа личности: 1) широту связей человека с миром; 2) степень иерархизированности мотивов; 3) общую конфигурацию (структуру) мотивационной сферы (или общую структуру личности). По его мнению, факторы физического порядка в характеристику личности не входят, а являются лишь условиями формирования и изменения личности. Одним из таких факторов является какой-либо телесный (соматический) недуг. Сам факт заболевания, преломляясь через призму уже сформированных или формирующихся потребностей и мотивов, приобретает различный по своему индивидуальному наполнению личностный смысл, т. е. болезнь оказывается встроенной в систему смысловой сферы личности (Зейгарник Б. В., 1986; Николаева В. В., 1987; Тхостов А. Ш., 1991 и др.).

      Л. С. Выготский обращает особое внимание на важность решения вопроса о роли среды в развитии человека: "Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфичное для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте.((Выготский Л. С., 1984. Т. 4. С. 258).

      В исследовании мы поставили перед собой цель - изучить особенности родительского отношения к часто болеющим старшим дошкольникам детского сада № 268 г. Красноярска (по пятнадцать человек в контрольной и экспериментальной группах), так как общепризнанным в русле Л. С. Выготского о социальной ситуации развития является факт включения в неё семейного социума.

      В литературе, посвященной проблемам семейного воспитания, встречается различное понимание родительской позиции для родительского отношения. Так, А. С. Спиваковская (1987, 1989) понимает родительскую позицию как совокупность трех компонентов: представления родителя о ребенке, отношение к нему, характер обращения с ним. Структура родительского отношения к ребенку, по мнению Бодалева А. А. (1982), включает эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. В родительских установках, или позициях, которые влияют на воспитание детей, выделяют также мотивационный, ценностно-ориентационный, эмоциональный аспекты. Учитывается, что мотивы, ценностные ориентации и эмоциональные отношения в любой деятельности, в том числе и в деятельности воспитания, могут быть как осознанными, так и бессознательными.

      Нами была применена методика "Включенного конфликта (Баскина Ю. В., 1992), направленная на диагностику родительского отношения к детям 6-10 лет, позволяющая фиксировать как осознанный, так и неосознаваемый план родительского отношения, а также ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих составляющих родительской позиции.

      В группе родителей, имеющих часто болеющих старших дошкольников, наиболее часто был диагностирован один из дисгармоничных профилей родительской позиции - привязывающе-подавляющий, для которого было характерно принятие ребенка (ему чаще даются позитивные оценки) и наиболее частое употребление в отношении его прямых советов с разъяснением того или иного предлагаемого варианта поведения. Для данной категории родителей характерна уверенность в знаниях ребенка при низкой адекватности предсказаний ответов ребенка; к чертам характера и недостаткам своего ребенка они часто относятся как к трудноизменяемым, однако способность видеть переживания ребенка у них выражена незначительно; при обсуждении поведения ребенка у данных родителей чаще наблюдается переход к высказыванию собственных проблем.

      В коррекционной работе по поводу семейного воспитания необходимо учитывать три компонента: а) когнитивно-диагностический, предполагающий знание родителей о существующих стилях воспитания и определение стиля воспитания, присущего собственной семье; б) эмоциональный, отражающий отношения в семье через субъективное мнение ребенка о семейной ситуации и сравнение этого мнения с мнением родителей; в) поведенческий, выражающийся в построении новой структуры семейного воспитания и в перемене способов воспитания.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.02.2001

Информационная поддержка: Doktor.Ru      Техническая поддержка: REDCOM Internet Services

Hosted by uCoz