Служба социальной адаптации кризисных семей · Семинар
Доклады и выступления

 
Роль детско-родительских отношений
в нервно-психическом здоровье ребёнка

Александр Эдуардович Колмановский
психолог отделения реабилитации НИИ ДОГ
 
Физическое благополучие ребёнка в большой степени зависит от его нервно-психического состояния. Значительное число болезней имеет психогенную этиологию (аллергия, часть сердечно-сосудистых и гастроэнтерологических заболеваний и др.). Получившая подтверждение в многочисленных научных данных, эта связь давно зафиксирована на уровне житейского знания в выражении "все болезни от нервов".

Психологическое состояние детей заметно влияет также на протекание тех заболеваний, которые имеют чисто соматическое происхождение. С эмоциональным состоянием ребёнка связана сопротивляемость организма, качество сна, аппетит, готовность детей сотрудничать с врачами. От эмоционального фона, на котором разворачивалось лечение, зависит формирование у детей доверия к медицине вообще, то есть готовность в будущем (даже и во взрослом возрасте) прибегать к профессиональной медицинской помощи.

Поэтому так важно понимать, от чего зависит само нервно-психическое состояние ребёнка, какие факторы ухудшают его и что может быть сделано для его оптимизации.

Важным фактором психологического состояния ребёнка являются его отношения с родителями. И на нынешнем семинаре не раз говорилось о том, что детям необходимо ощущать близость родителей, связанную с ней защищенность, чувствовать, что родители разделяют их переживания. Ребенок должен видеть, что родители не разочарованы тем, как он переносит страдания, боль, страх; что они уверены в его скором и полном выздоровлении, или - если неизбежна инвалидизация (скажем, ампутация конечности) - в том, что и в этом состоянии у ребёнка есть перспектива привлекательной и достойной жизни.

Здесь нельзя не коснуться проблемы информированности ребёнка о диагнозе. Существует две основных точки зрения на этот счёт. Западная (в основном американская) традиция настаивает на полной открытости врача перед пациентом, в том числе и ребёнком. Российская до последнего времени придерживалась большей скрытности, нежелания травмировать больного (а ребёнка - особенно). Можно сформулировать и третью позицию, а именно: возможность рассказать ребёнку об онкологическом диагнозе зависит от состояния его родителя. Как здесь уже отмечалось, врач может успокоить взволнованного родителя только в том случае, если сам спокоен и уравновешен. То же относится и к детско-родительской диаде: разгрузить испуганного ребёнка от стресса может только чувство уверенности, исходящее от родителя. Если же родитель сам находится в состоянии внутренней паники, если он нервно и испуганно требует от ребёнка исправного соблюдения протокола лечения и режима питания, то в такой обстановке известить ребёнка о его диагнозе означает ввергнуть его в состояние стресса, который редко бывает продуктивным.

Собственно говоря, детям необходимо чувство защищённости в отношениях со всеми значимыми взрослыми (медперсоналом, родственниками, друзьями). Но позиция родителей здесь не просто наиболее важна - она качественно иначе влияет на ситуацию. Дети, обеспеченные родительской поддержкой, оказываются достаточно устойчивыми при столкновении с безучастной или даже агрессивной позицией "внешних" взрослых - скажем, медсестер. И наоборот - если родитель не ведет себя сочувственно, то даже поддерживающие отношения "внешних" взрослых, как правило, не спасают ребёнка от внутреннего дискомфорта (хотя и облегчают его состояние).

До сих пор мы говорили о факторах, возникающих в ситуации болезни. Но есть ряд других, которые развиваются раньше, на протяжении всей жизни ребёнка, а в ситуации болезни обостряются и начинают играть большую роль. В первую очередь речь идёт о самопринятии ребёнка.

Под самопринятием правильно будет понимать вовсе не представления детей о собственных возможностях или, наоборот, ограниченностях. Самопринятие - это насколько дети считают себя виновными в своих неудачах и неправльностях. Ребёнок с пониженным самопринятием считает, что его проступки являются его виной и подлежат наказанию в том или ином виде: порицанию, лишению удовольствия и т.п. Ребёнок же с нормальным самопринятием считает проступки и неправильности своей бедой, а не виной, и ожидает в связи с этим сочувствия и помощи. Ребёнок с низким (иначе говоря, условным) самопринятием считает самого себя то хорошим, то плохим. Для ребёнка с нормальным самопринятием хорошими и плохими бывают только поступки, но не он сам (и не прочие люди).

В ситуации тяжелого заболевания указанная проблематика начинает играть особенно важную роль. Детям, как и примитивным народностям, свойственен так называемый "наивный анимизм", то есть приписывание всем природным явлениям одушевлённой обусловленности. Ничего не происходит "просто так". Человек примитивного племени никогда не согласится с тем, что сломал ногу случайно - это его покарали боги. Засуха происходит от того, что небо прогневалось на племя.

Так и заболевание воспринимается детьми, как кара за совершенные проступки и вообще за "недостойность".

Разумеется, это восприятие бессознательное, дети не станут объяснять себе этого в таких выражениях. Но если пытаться вербализовать их смутные представления, то они окажутся именно таковы: болезнь свалилась на меня за что-то.

Существует почти экспериментальная возможность проверить это соображение. Известно, что, когда высшие психические функции ослабевают в силу неких негативных обстоятельств - болезни, стресса, задачи повышенной сложности, - на поверхность выступают архаичные, онтогенетически более древние формы. Например, уставший или угнетённый человек начинает вслух разговаривать сам с собой. Это проступает наружу проговаривание, которое в детстве было способом планирования своих действий. Позже оно перешло во внутренний план, а затем вообще стёрлось.

Подобным образом можно трактовать то наблюдение, что многие взрослые, узнав о своей тяжелой болезни, совершенно отчетливо формулируют: "За что мне это?"

Помимо того, что анимизм является универсальным свойством примитивной психики (в частности, детской), представление ребёнка о карательной природе заболевания питается еще и повсеместно распространенными традициями воспитания. С самого раннего возраста дети слышат "сам виноват" по очень большому количеству поводов. "Упал в лужу? Не смотришь под ноги!" Эта практика воспитания глубоко укореняет в ребенке представление о том, что неприятности, которые с ним по жизни случаются, являются закономерным следствием его собственной неуспешности.

В клинических условиях приходится сталкиваться со следующим феноменом. Оказывается, критичность родителей, чьи дети проходят лечение от тяжелой болезни, не только не уменьшается (чего естественно было бы ожидать), но, напротив, возрастает. В этой ситуации родители с особенной требовательностью относятся к тому, как ребенок ест, разговаривает с врачом, подчиняется лечебным процедурам. Повышенная требовательность родителей сказывается и в ситуациях, не связанных напрямую с лечением - например, при прохождении психологического теста. У детей развивается ощущение, что родители почти все время ими недовольны. Возможно, это обострение родительской назидательности объясняется вполне понятным родительским страхом за ребёнка. Но детям от этого, к сожалению, не легче.

Для того, чтобы уменьшить стресогенное влияние на ребёнка госпитализации и тяжёлого лечения, необходимо дать ему почувствовать родительское безусловное принятие. То есть дети должны видеть, что родители относятся к их негативным обстоятельствам и поступкам не критически, не оценочно, а участливо. Вместо: "Немедленно марш в постель! Сколько можно тебе повторять, как это важно!", ребёнок должен был бы услышать: "Бедняга, каково же тебе всё время лежать! Как я тебя понимаю, как это противно".

Есть и такие традиционные черты отношения родителей к ребёнку, которые, оставаясь неизменными в ситуации заболевания и госпитализации, приобретают тем не менее особое "звучание" - увы, негативное. Например, весьма распространенной является проблема дефицита общения детей с отцами. Обычно это объясняется тем, что "папа много работает, домой приходит поздно, когда уже все спят". При этом мама ребёнка, рассказывая об этой ситуации, сожалеет о ней, но не видит здесь какой-либо серьезной проблемы.

Часто обнаруживается, что на самом деле папе просто трудно бывает общаться со своим ребёнком. Папа не знает, о чем говорить, и когда все же приходится общаться, начинает или натужно острить, или предлагает вместе посмотреть фильм, или сводит общение к формальному: "Ну, как дела в школе? Хорошие отметки? Смотри у меня".

Подобное папино отношение весьма нагрузочно для ребёнка, приводит к его большей или меньшей невротизации. Но вот ребенок заболевает, его кладут в клинику. Папа регулярно навещает его (ее), но ведь характер отношений не изменился (и не мог измениться, раз у папы не было навыка неформального общения). И теперь это вдвойне невротизирует больного малыша.

Итак, любое критическое или безучастное отношение взрослого к личности ребёнка понижает его самооценку, невротизирует его и в конечном итоге приводит к результатам, прямо противоположным тем, которых добивались.

Как представляется, все эти соображения важно учитывать и медицинским работникам. У них есть немалые возможности вполне эффективно регулировать детско-родительские отношения пациентов. Нередко, например, чья-то мама обращается к врачу или медсестре: "Скажите моей дочке, чтобы не капризничала и ела нормально!" На это можно ответить: "Ты что же маму не слушаешь?", или: "Вот будешь капризничать - не поправишься!" А можно, наоборот, сказать: "Ну что вы, она вовсе не капризничает, у нее просто аппетита нет".


 
 
Служба социальной адаптации кризисных семей
http://www.doktor.ru/onkos/krizis/   E-mail: grigoryts@fromru.com
© 2003. Все права защищены.

 
  
Hosted by uCoz