Проблемы оказания помощи детям,
страдающим смертельно опасными заболеваниями
А.И.Тащева
Ростовский государственный университет
В 1991 году впервые в нашей стане на частные средства (НПП "Луч", г. Москва и двух ростовчан) была создана и существует исключительно за счет благотворительных взносов граждан и предприятий психологическая лаборатория в гематологическом центре Ростовской областной детской клинической больницы.
Выбор места организации лаборатории объясняется не только желанием облегчить безмерные физические страдания детей, но и тем, что многие их проблемы (всепоглощающие страхи, одиночество, длительная изоляция от сверстников и пр. ) могут решить только квалифицированные специалисты-психологи.
Психологи работают с каждым ребенком, находящимся на диспансерном учете гематолога; их родителями и медицинским персоналом центра.
Комплексный характер деятельности сотрудников лаборатории состоит также в принципиально новаторском совмещении самых различных форм и видов работы.
Их профессиональная работа (психодиагностика, психологическое консультирование психологическая коррекция и психопрофилактика) сочетается с организацией досуга детей (кружки по интересам, изучение и развитие творческих способностей ребят), с налаживанием и закреплением их социальных контактов с близкими, со стабилизацией их социальных связей с окружающими сверстниками и взрослыми. Все это служит мощным социально-психологическим фактором, поддерживающим установку ребят на жизнь; позволяет им избавиться от тяжелого ощущения социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения и бессмысленности их дальнейшей жизни. Названные проблемы отягощаются серьезными материальными трудностями, которые испытывают большинство семей наших детей, так как их матери, как правило, вынужденно увольняются с работы, чтобы ухаживать за тяжело больными ребятами. Но дети остаются детьми - они, как и их здоровые сверстники, нуждаются в сколько-нибудь приличной одежде, игрушках, книгах, сладостях и, конечно же, в дополнительном питании. Психологи поздравляют детей с днями рождения, дарят им подарки к праздникам, беседуют по поводу ухудшающегося самочувствия, улучшающегося настроения и т. д.
В собственно профессиональной деятельности психологи используют как традиционные, так и принципиально новые формы, методы и техники работы: от различных методик артистической терапии, визуализации проблем, куклотерапии до библиотерапии, элементов СПТ, ролевых игр и пр. При этом удается помочь детям, их родителям справляться с проблемами страхов (страх болезни, боли, смерти, одиночества и др. ), с проблемой меняющегося под воздействием болезни и лечения образа "физического я" (ребенок полнеет, лысеет, быстро растет), со сложностями принятия болезни, диагноз которой зачастую вызывает психологический стресс в семье; с принятием ответственности за лечение и выздоровление либо психологическое принятие приближающейся смерти. Психологи успешно работают с агрессией и дефектами общения детей, с другими проявлениями РТSD - синдрома, состояния хронического стресса, в котором больные пребывают все годы лечения. Предметом нашей деятельности являются и взаимоотношения ребят с их больными и здоровыми сверстниками, родителями, другими родственниками, с персоналом отделения, с чужими мамами, которые находятся рядом. Для выздоровления детей актуальными оказываются проблемы психологической и социальной реабилитации после пережитого хронического посттравматического стресса, а также множество трудностей, свойственных здоровым детям, имеющим дефекты в знаниях, дефицит этических, учебных и прочих навыков, оказавшимся в ситуации педагогической запущенности.
Названные проблемы могут существенным образом деформировать психологический статус любого человека, тем более ребенка и, конечно же, хотя бы частично, демонстрируют актуальность психологической помощи ребятам и их близким.
Психологи имеют развернутые психологические портреты детей, следят за динамикой их психологического статуса, выявляют качество и иерархию их проблем, работают над минимизацией и разрешением последних. Часть детских проблем и заявок на работу с ними называют медики.
Очень непростыми являются проблемы медицинского персонала гематологического центра: тяжесть соматического состояния большинства пациентов, сомнительные перспективы их выздоровления, относительно высокая смертность, иерархия собственных (обоснованных и нет, осознанных и нет) страхов, личные и семейные сложности сотрудников, адекватные и неадекватные формы психологической защиты от непростых проблем, возникающий в работе с тяжело больными детьми, их родителями и т. д.
Наряду с приведенными выше трудностями, у психологов лаборатории зафиксированы более выраженные, чем у медицинского персонала центра, проявления психологической истощаемости, "психологического сгорания". Причин этого состояния множество. Вместе с тем, нами эмпирически зафиксировано, что психологи, работая с ребенком, до 85% времени общаются с ним "глаза в глаза", вглядываясь, таким образом через "зеркало души" в душу страдальца и, следовательно, беря на себя тяжесть его психологических проблем. Врач же, при всей позитивности его отношения к ребенку, с разной степенью осознанности избегает смотреть в глаза страдающего; сердится, видя снова хнычущего, обижается, если ребенок не радуется его приходу... Врач смотрит в глаза больному максимум 10-15% времени общения с ним. Обычно это время, необходимое для определения цвета склер и коньюктивы глаз. Главный профессиональный интерес для врача представляют объективные характеристики состояния дитя, многочисленные результаты его исследований.
Психолог тоже не может работать без объективного инструментария, но он не может помочь человеку, не проникнувшись его болью, его субъективным представлением о страданиях, перспективах и т. д. Дети и их родители не смущаются своей "слабости", не бояться "упасть" в его глазах, попросив о помощи. Подобный стиль общения психолога с клиентом задается спецификой деятельности психолога, он является одним из важных диагностических признаков успешности деятельности лаборатории. Однако эта специфика общения с необходимостью требует создания для психологов условий работы, способствующих их психологической и социально-психологической реабилитации, достойной материальной оценки их труда.
[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела]
[В начало] [Следующая статья]
Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.02.2001