Через обучение - к вере в выздоровление
(школьные занятия как эффективный метод психотерапии)
Г.М. Грядунова
Школа N1181,
ЦСПР больных детей и детей-инвалидов,
г. Москва
Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей своей душой,
И не считайте за чужого,
Какой бы ни был он чужой.
И. Северянин
У детей Российской Федерации трудностей предостаточно. Это и социальные, и семейные, и экономические, и школьные - лавина экспериментов. У больных детей - их еще больше.
Нужно ли учить больного ребенка? Этот вопрос встал передо мной много лет назад. Школа, директором которой я являюсь, уникальна:
- в 10 корпусах 6-7 этажных зданий РДКБ расположились 25 микрошкол;
- нет кабинетов (в привычном понимании этого слова);
- нет звонков, больших таблиц и других громоздких пособий, классных досок;
- особое расписание уроков;
- учитель в белом халате;
- сумка учителя иногда весит 10-15 кг;
- личная лаборатория учителя;
- звания школы: ''учитель-исследователь'' и ''педагог-реабилитатор''.
А наши дети, учащиеся с 1 по 11 класс, рано понявшие, что такое болезнь:
- различны по состоянию здоровья: плохо видящие, плохо слышащие, ходячие, временно прикованные к постели и со строгим постельным режимом и т.д.;
- с разным сроком пребывания в школе (от 3 недель, месяцев до нескольких лет. Например, Саша Поляков учился у нас с 1 сентября 1989 г. по 21 сентября 1996 г., не пропустив за 7 лет ни одного дня);
- с разным уровнем знаний (подготовки). Дети обучались в разнообразных учреждениях: в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов. Другие учащиеся пришли к нам из школ для детей с пониженной мотивацией к учебе. Болезнь не спрашивает, в каком типе школ ребенок учился.
Еще одно обстоятельство отличает нашу школу от других. Наши ученики любят учиться и любят своих учителей! Даже самые маленькие дети, кому по возрасту рано посещать занятия, приходят на уроки и сидят тихо-тихо, слушают или рисуют.
Дети через больничное окно быстро пересматривают свои жизненные позиции. В больнице телевизор - единственное, что связывает их с миром, зовут они его ''черным ящиком'' почему-то...
Природа заложила в ребенке большую жажду жизни, движения, познания. И вдруг он оказывается в замкнутых стенах больницы. Он оторван от семьи, от своих друзей, и не всегда, открыв глаза, после операционного наркоза, ребенок видит рядом маму.
Поэтому цель работы школы - не просто обучать и воспитывать, а способствовать выздоровлению, осознанному подходу к оценке состояния своего организма и образу жизни, который помогал бы сохранению, а главное, восстановлению здоровья. Ребенок уверен: если его учат, значит верят в то, что он будет жить, что ему пригодятся полученные знания. Он думает: ''Разве станут зря тратить время и силы?''. И ребенок прилежно учится до последнего.
Основным содержанием работы учителя является общение с детьми:
- умение снимать с них напряжение;
- умение поднимать настроение;
- совместные поиски;
- взаимные переживания.
Оторванные от дома, от друзей, порой сломленные хроническим недугом, дети замыкаются в себе. Педагогическое мастерство, доброта, такт, особая форма отношений учителя и ученика, создающие атмосферу непринужденности, открытости и психологического комфорта; заинтересованность в судьбе каждого ребенка - это определяющее в нашей работе.
Деятельность учителя и ученика строится на принципах и методах лечебной педагогики. Нами пересмотрены учебные программы по предметам, технология обучения, наглядность, разработаны памятки общения и обучения детей с различными видами заболеваний.
Нуждаются ли в педагогической помощи дети, имеющие онкологические заболевания, у большинства которых повышенные утонченность и интеллектуальность?
Да, нуждаются!
Ведь не секрет, что некоторые препараты могут вызвать агрессивность, которую легко можно снять в результате учебной (или другой) деятельности. И, вообще, эмоционально-настроенный врачом и учителем, ребенок лучше борется с болезнью, настраивая свою разбалансированную защитную систему на выздоровление.
Гибкая структура урока, блоковая подача материала, свободная организация занятий, дидактические цели урока, находящиеся в прямой зависимости от самочувствия ребенка, и триединая цель урока, проецируемая нами индивидуально на каждого ребенка - все это дает свои позитивные результаты.
Оригинальные виды наглядных пособий и раздаточного материала, изготовленные руками учителей, имеют особенности: они небольшого размера, привлекательные внешне, контрастны по изображению.
Опираясь на результаты тестирования, создаем (стараемся создать) индивидуальный план обучения и развития ребенка - выбираем те приемы и формы, которые соответствуют особенностям восприятия каждого ученика.
Коллектив преподавателей школы за учебный год в среднем оказывает педагогическую помощь 4400-4500 ученикам. У больных детей другие ценности, нежели у здоровых ребят. Отсюда и формы, и методы нашей работы нетрадиционные:
- медико-педагогические консилиумы;
- психолого-медико-педагогические консилиумы, консультации по микрогруппам, отделениям и индивидуальные;
- творческие месячники, дающие возможность упорядочить наработки, отобрать главное, укрупнить его, расставить необходимые акценты;
- уроки без учеников на заседаниях МО, помогающие выявить недостатки методической стороны урока, уменьшить нагрузку на ученика, сэкономить время учителя и т.д.;
- мартовские педагогические чтения, позволяющие проявить творчество и авторство каждому учителю;
- сквозное планирование учебного материала;
- открытые смотры индивидуальных наработок (постоянно действующая методическая выставка);
- свободная форма урока, основанная на грамотной импровизации, на умении применить свой профессиональный опыт в постоянно меняющихся условиях;
- межклассные, межпредметные и другие виды уроков;
- разновозрастные праздники к праздничным датам;
- тестирование, проводимое учителями в зависимости от условий обучения, состояния здоровья ребенка, уровня его знаний и т.д.;
- работа ''Школы вхождения в жизнь'' (эмоционально-эстетическая поддержка больных детей).
Если посмотреть на графическое изображение единого образовательного пространства РФ, видно, что самое большое место занимает - реабилитационное пространство.
Растет количество больных, бесприютных, агрессивных детей, нуждающихся в специализированной помощи - рождаются центры и школы надомного обучения, центры медико-психолого-педагогической реабилитации, детские приюты и другие учреждения, относящиеся к реабилитационному пространству. Отвечая на вызов времени, при нашей школе уже 5 лет имеется филиал ЦСПР больных детей и детей-инвалидов, успешно обучающихся на дому по технологиям, наработанным учителями школы.
[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела]
[Следующая статья]
Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000