Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


4. Психологические вопросы онкопедиатрии

 

Доктор кукла Лука Лукич
(Опыт работы по психологической реабилитации в отделении гематологии Детской клинической больницы № 1 г. Москвы при участии НИИ детской гематологии)

А. Греф, Л.В. Соколова
Детская клиническая больница №1
г. Москва

      С мая 1995 года нами разрабатывается и реализуется оригинальная методика психологической реабилитации детей, больных гематологическими заболеваниями, возраста от 2 до 15 лет. Новизна методики в том, что ребенку предлагается общение не со взрослым артистом-клоуном, как в клоунотерапи, и не с маленькой куклой, обычным персонажем куклотерапии, а с большой (90 см) открытоуправляемой театральной куклой, изображающей доктора-клоуна, которую ребенок идентифицирует с живым человеком, равным себе.

      При разработке концепции программы нами предполагалось, что кукла-доктор, одетая в грим клоуна, позволит смягчить шок, испываемый ребенком в момент прихода (особенно первого) в больницу, позволит снизить устойчивую негативную реакцию к длительному и болезненному врачебному вмешательству, поможет убедить ребенка в том, что больница к нему не враждебна, а лечение может быть не страшным.

      В представленной работе используются элементы игротерапии: доктор-кукла выполняет манипуляции, имитирующие врачебный осмотр и процедуры, однако, эти манипуляции имеют ярко выраженный пародийный, смеховой, клоунский характер (измерение "веселости" деревянным градусником, дыхания - мыльными пузырями, простукивание звучащим молоточком и прочее). Таким образом на смеховом уровне "проигрываются" стрессовые ситуации, в которых оказался ребенок, с тем, чтобы дать ему возможность выработать адекватную модель поведения в реальной ситуации, избавившись от страха.

      Элементы куклотерапии и арттерапии, используемые в нашей работе, позволяют рассказать ребенку доступным языком о том, что происходит с ним, о его болезни, об основах лечения и гигиены. В этом случае доктор-кукла выступает партнером в игре или беседе. Более того открытоуправляемая кукла, которую мы используем, за счет своей пластики, возможности мимировать, позволяет расширить сами пределы игры, построить игру "на равных" и даже ввести в игру образовательный элемент. Кукла поёт, может танцевать, может рисовать вместе с ребенком.

      Наша программа изначально была рассчитана на длительное общение с детьми, в Морозовской больнице мы работаем дважды в неделю более двух лет. Нами оказана психологическая помощь более чем ста детям, многие из них привыкают к кукольному доктору Луке Лукичу (имя кукле дано по имени художника, изготовившего её в мастерской Государственного театра кукол им. С. В. Образцова), ждут его посещения и даже переписываются с ним по выходе из больницы.

      Интересно отметить, что дети отождествляют куклу и кукловода (Ларису Соколову) и зачастую обращаются к кукловоду по имени Лука Лукич.

      Нашей программой предусмотрена психологическая помощь оказавшимися вместе с детьми в стрессовой ситуации родителям, в которой они нуждаются не менее своих детей, и не редко случалось, что кукловод был единственным специалистом, который её оказывал.

      Опыт работы в гематологическом отделении обнаружил неожиданные особенности доктора-куклы и новые возможности психотерапии. Выяснилось, что дети, находящиеся в больнице длительное время, общающиеся только с медицинским персоналом и родителями, страдают от отсутствия объекта любви, которым в этих условиях, как правило, не могут быть близкие, обслуживающие детей во время болезни, и потому поневоле причиняющие им боль. Невозможность излить свою любовь, удовлетворить потребность в ней, является, по нашим наблюдениям дополнительным источником стрессов и агрессивности. Отсутствие возможности выражения любви оказывается серьёзным тормозом на пути психологической реабилитации больных детей.

      Вне больницы психо-терапевтический эффект может иметь общение с домашними животными (если позволяет состояние ребенка), с братьями и сестрами. В больнице же партнером в общении, адекватным ребенку, и одновременно объектом любви может выступать и выступает доктор-кукла.

      Наш опыт работы говорит о том, что удивительный психо-терапевтический эффект работы куклы-доктора: снижение страха перед тяжелой операцией и уменьшение болевых ощущений после нее, снижение агрессивности и повышение аппетита, почти полное снятие шока при первом посещении больницы - связаны с одной стороны, с отождествлением ребенком куклы с живым человеком, равным ребенку, т. е. с человеком, к которому каждый ребенок указанного возрастного интервала обращается не как к патрону (взрослому) и не как к объекту опеки (младшему), а, подчеркиваем, относится как к партнеру психологически адекватному себе; и с другой стороны, "живая" кукла дает ребенку возможность адекватно выразить свою любовь, т. е. выразить ее не сдерживаясь, не боясь получить и нанести травму: прижимать, ласкать, лечить, кормить и т. д. Сочетание этих факторов, по нашему мнению, обладает синергетическим эффектом.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
12.2000

Информационная поддержка: Doktor.Ru

Hosted by uCoz