2.
Квотирование рабочих мест для инвалидов |
|
Нормативные акты |
|
2.1. Федеральный закон от 20
июля 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации". Ст.21
|
|
2.2. Закон Российской Федерации
от 10 июля 1992 г.№3266-1 "Об образовании".
П.22 ст. 50 |
|
2.3. Закон г. Москвы от 12 ноября
1997 г. №47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве".
Ст.ст.1-4, 6 |
|
2.4. Положение о Комитете общественных
и межрегиональных связей города Москвы (утверждено Постановлением
Правительства Москвы от 9 июля 2002 г. № 514-ПП). П.п.1.1.,
2.3.15, 2.3.18, 2.3.20, 2.3.21 |
|
2.5. Положение о проблемных
и специальных комиссиях Московской городской Думы (утверждено
Постановлением Московской городской Думы от 3 июля 2002
г. № 204). П.3.3.3 |
|
2.6. Закон Московской области
от 20 сентября 1999 г. № 63/99-ОЗ "О квотировании рабочих
мест для инвалидов и молодежи в Московской области".
Ст.ст.1-6 |
|
2.7. Порядок квотирования рабочих
мест для инвалидов и молодежи в организациях, расположенных
на территории Московской области (утвержден Постановлением
Правительства Московской области от 23 ноября 2000 г. №
144/36). П.п.1.1., 1.3.
|
|
2.8. Трехстороннее (территориального)
соглашение между администрацией, профсоюзами и работодателями
Красногорского района на 2001-2002 гг. (принято к выполнению
Постановлением главы Красногорского района Московской области
от 18 апреля 2001 г. №430/4). П.п.1.2.6.,
1.3.5.
|
|
2.9. Дубненское городское трехстороннее
соглашение между органами местного самоуправления г. Дубны,
городским общественным советом по координации деятельности
профсоюзных организаций и работодателями г. Дубны на 2001-2002
годы
|
|
2.10. Региональное отраслевое
соглашение на 2000-2002 годы между Московским областным
профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности,
Правительством Московской области и объединением работодателей
отрасли Московской области"
|
|
2.11. Постановление главы
муниципального образования "Поселок Черноголовка Московской
области" от 17 августа 2000 г. № 406 "О квотировании рабочих
мест в муниципальном образовании "Поселок Черноголовка".
П.п.1-13
|
2.1. Федеральный закон от 20 июля 1995 года №181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
Статья 21. Установление квоты для приема на работу
инвалидов
Организациям, численность работников в которых составляет
более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу
инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников
(но не менее 2 и не более 4 процентов).
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации,
в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный
(складочный) капитал которых состоит из вклада общественного
объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования
рабочих мест для инвалидов.
Механизм установления квоты в организациях определяется
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной
квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно
вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную
плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах
установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями
указанной платы определяются органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
|
2.2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1
"Об образовании" |
Статья 50. Права и социальная защита обучающихся,
воспитанников
22. Государство обеспечивает создание механизма социальной
защиты детей и подростков, квотирование рабочих мест на
предприятиях для трудоустройства выпускников, детей - сирот,
детей с отклонениями в развитии и поведении; разрабатывает
и осуществляет целевые программы по обеспечению защиты прав,
охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм
дискриминации.
|
2.3. Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. №47 "О квотировании
рабочих мест в городе Москве" |
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и
организационные основы квотирования рабочих мест в городе
Москве для приема на работу инвалидов, а также создания
рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной
защите.
Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест
в городе Москве
Правовую основу квотирования рабочих мест для инвалидов
в городе Москве составляют Конституция Российской Федерации,
Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях, Законы Российской
Федерации "О занятости населения в Российской Федерации",
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
"Об образовании", "О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации", иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы,
Законы города Москвы "О государственных целевых программах
в городе Москве", "О социальном партнерстве", настоящий
Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы, принятые
в соответствии с настоящим Законом.
Статья 2. Условия квотирования рабочих мест
1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов,
признанных таковыми государственной службой медико-социальной
экспертизы, в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм
и форм собственности организуют в городе Москве квотируемые
рабочие места за счет собственных средств.
3. Выполнением квоты считается трудоустройство работодателем
инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора,
период работы по которому в текущем месяце составил не менее
пятнадцати календарных дней.
4. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной
квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно
вносят в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого
нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты
в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения,
установленного в Российской Федерации на день внесения платы.
Статья 3. Порядок установления квоты
1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории
города Москвы, у которых среднесписочная численность работников
составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема
на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной
численности.
2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты
исходя из среднесписочной численности работников, занятых
на территории города Москвы. Среднесписочная численность
работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
в области статистики. При расчете числа работников, трудоустроенных
в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения
до целого значения.
3. Общественные объединения инвалидов и образованные ими
организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества,
уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада
общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного
квотирования рабочих мест для инвалидов.
4. Работодатели, среднесписочная численность работников
которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной
квоты трудоустраивать молодежь в возрасте до 18 лет, а также
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов,
принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять
менее 3 процентов от среднесписочной численности работников.
Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей
1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного
органа исполнительной власти города Москвы информацию, необходимую
при создании квотируемых рабочих мест.
2. Работодатели в соответствии с установленными квотами
обязаны в течение месяца со дня их введения создать или
выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов.
3. Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится
работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченного
федерального органа исполнительной власти в сфере труда
и занятости и уполномоченного органа исполнительной власти
города Москвы в области социальной защиты населения, а также
общественных организаций инвалидов.
4. Работодатели, не выполнившие условий квотирования, обязаны
ежемесячно представлять уполномоченным органам информацию
(сведения) о наличии вакантных мест для приема на работу
инвалидов.
Статья 6. Городские программы по созданию рабочих
мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите
1. В целях трудоустройства граждан, особо нуждающихся в
социальной защите, и создания дополнительных специализированных
рабочих мест для инвалидов разрабатываются и реализуются
городские программы.
2. Категории граждан, для которых создаются рабочие места
в рамках городских программ, определяются Правительством
Москвы на основе анализа ситуации, складывающейся на рынке
труда города, с учетом рекомендаций Координационного комитета
содействия занятости населения Москвы.
3. Учет поступлений средств от работодателей и их целевое
использование в соответствии с настоящим Законом осуществляются
посредством формирования в составе городского бюджета Москвы
целевого бюджетного фонда.
|
2.4. Положение о Комитете общественных и межрегиональных
связей города Москвы (утверждено Постановлением Правительства
Москвы от 9 июля 2002 г. № 514-ПП) |
1. Общие положения
1.1. Комитет общественных и межрегиональных связей города
Москвы (далее - Комитет) является органом исполнительной
власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы,
осуществляющим исполнительно - координирующие функции по
взаимодействию с негосударственными некоммерческими организациями,
общественными объединениями, регулированию отношений в области
труда и занятости и по межрегиональным связям.
2. Основные задачи и функции
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет
следующие функции:
2.3.15. Разрабатывает предложения по основным направлениям
политики Правительства Москвы в сфере социально - трудовых
отношений, квотирования рабочих мест для инвалидов, охраны
труда и трудовой адаптации инвалидов, молодежи и других
категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.3.18. Организует и координирует работу по исполнению Закона
города Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве",
формирует составы Городской комиссии и совместно с префектами
административных округов территориальных комиссий по квотированию
рабочих мест.
2.3.20. Организует проведение экспертизы проектов договоров,
подготовленных работодателями, для последующего представления
их на рассмотрение Городской комиссии по квотированию рабочих
мест. 2.3.21. Готовит проекты и заключает договоры с работодателями
на основании решений Городской комиссии по квотированию
рабочих мест, осуществляет контроль за выполнением договоров.
|
2.5. Положение о проблемных и специальных комиссиях Московской
городской Думы, утвержденное Постановлением Московской городской
Думы от 3 июля 2002 г. № 204 |
3. Основные направления деятельности специальных комиссий
3.3. Комиссия по социально - трудовым отношениям и занятости
3.3.3. Законодательное регулирование трудовых отношений,
системы оплаты труда, занятости, квотирования рабочих мест
для инвалидов и молодежи, использования иностранной рабочей
силы.
|
2.6. Закон Московской области от 20 сентября 1999 г.
№ 63/99-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов и
молодежи в Московской области" |
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные
основы квотирования рабочих мест в Московской области
для обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
1. Квота - минимальное количество рабочих мест
для определенных настоящим Законом категорий инвалидов,
которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество
рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.
2. Работодатель - представляемая руководителем
или уполномоченным им лицом организация, которой установлена
квота.
3. Квотирование рабочих мест - выделение рабочих
мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной
квотой.
4. Невозможность выполнения организацией квоты для
инвалидов - отсутствие необходимого числа инвалидов,
зарегистрированных в службе занятости населения по месту
расположения организации и имеющих соответствующие показания
в индивидуальных программах реабилитации, для трудоустройства
на квотируемые рабочие места в данной организации или
отсутствие инвалидов среди зарегистрированных в службе
занятости населения лиц, ищущих работу.
5. Невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме
на работу инвалидов для трудоустройства на квотируемые
рабочие места либо непредставление организацией в установленном
законодательством Российской Федерации и законодательством
Московской области порядке информации о выполнении квоты
для приема на работу инвалидов.
Статья 2. Лица, для которых вводится квотирование
рабочих мест
Квотирование рабочих мест вводится для инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
Статья 3. Установление квот организациям
1. Квота для приема на работу лиц, указанных в статье
2 настоящего Закона, устанавливается организациям, расположенным
на территории Московской области, независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности.
2. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов
устанавливается организациям, численность работников в
которых составляет более 30 человек.
3. Общественные объединения инвалидов и образованные ими
организации, в том числе хозяйственные товарищества и
общества, уставный (складочный) капитал которых состоит
из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются
от квотирования рабочих мест для инвалидов.
4. Для каждой организации в пределах установленной квоты
для приема на работу инвалидов Правительством Московской
области устанавливается минимальное количество специальных
рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Специальные
рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются
за счет средств областного бюджета, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
5. Орган, осуществляющий контроль за квотированием рабочих
мест, а также порядок установления квоты в организациях
и контроля за квотированием рабочих мест для инвалидов
определяются Правительством Московской области.
Статья 4. Финансовое обеспечение
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
1. В областном бюджете отдельной статьей предусматриваются
средства на финансирование мероприятий работодателей по
созданию специальных рабочих мест для трудоустройства
инвалидов, а также на создание специализированных предприятий
(цехов, участков) для инвалидов.
2. Порядок расходования средств на финансирование мероприятий
работодателей по созданию специальных рабочих мест для
трудоустройства инвалидов, а также на создание специализированных
предприятий (цехов, участков) для инвалидов устанавливается
Правительством Московской области.
Статья 5. Размер и условия установления квот
1. Размер квоты для трудоустройства инвалидов устанавливается
организации в размере 3 процентов от среднесписочной численности
ее работников (но не менее 1 рабочего места).
2. Квота для обязательного трудоустройства инвалидов устанавливается
организациям на период не менее 1 года.
3. Об установлении квот работодатель информируется органом,
осуществляющим контроль за квотированием рабочих мест
для инвалидов, не менее чем за 3 месяца до начала их действия.
Статья 6. Права и обязанности работодателей
1. Работодатели, выполняющие квоту, установленную для
трудоустройства инвалидов, имеют преимущественное право
на размещение государственного заказа Московской области
при прочих равных условиях.
2. Работодатели вправе запрашивать и получать от органа,
осуществляющего контроль за квотированием рабочих мест,
информацию (сведения), необходимую при создании квотируемых
рабочих мест.
3. Работодатели вправе самостоятельно трудоустраивать
в счет установленных им квот лиц, для которых настоящим
Законом вводится квотирование рабочих мест.
4. Работодатели имеют право по согласованию с органом,
осуществляющим контроль за квотированием рабочих мест,
в счет установленных им квот использовать на договорных
условиях рабочие места в других организациях.
5. Работодатели обязаны в установленном порядке ежемесячно
представлять органу, осуществляющему контроль за квотированием
рабочих мест, информацию (сведения) о выполнении квот
для приема на работу инвалидов или внесении обязательной
платы при невыполнении или невозможности выполнения установленной
квоты.
6. Работодатели обязаны информировать орган, осуществляющий
контроль за квотированием рабочих мест, о движении квотируемых
рабочих мест в течение 10 дней со дня принятия решения
о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих
мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых
рабочих мест.
|
2.7. Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи в организациях, расположенных на территории Московской области (утвержден Постановлением Правительства Московской области от 23 ноября 2000 г. № 144/36) |
1.1. Квотирование рабочих мест устанавливается для:
- инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
1.3. Размер квоты устанавливается:
- для трудоустройства инвалидов - организациям, численность
работников в которых составляет 30 человек и более, - в
размере 3 процентов от среднесписочной численности ее работников
(но не менее 1 рабочего места);
- для трудоустройства молодежи - организациям численностью
от 50 до 100 человек - 1 рабочее место; организациям численностью
свыше 100 человек - 1 процент от численности работников
организации.
|
2.8. Трехстороннее (территориальное) соглашение между администрацией, профсоюзами и работодателями Красногорского района на 2001-2002 гг. (принято к выполнению Постановлением главы Красногорского района Московской области от 18 апреля 2001 г. №430/4) |
1.2. Администрация:
1.2.6. Принимает меры по реализации Закона Московской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области".
1.3. Работодатели:
1.3.5. Обеспечивают выполнение квоты для приема на работу инвалидов и молодежи, установленной Законом Московской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области", либо внесение обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты.*
* Данные положения дублируется иными трехсторонними соглашениями,
в частности, в (2.9.) Дубненском
городском трехстороннем соглашении между органами местного
самоуправления г. Дубны, городским общественным советом
по координации деятельности профсоюзных организаций и работодателями
г. Дубны на 2001-2002 годы, (2.10.) Региональном
отраслевом соглашении на 2000-2002 годы между Московским
областным профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности,
Правительством Московской области и объединением работодателей
отрасли Московской области и других трехсторонних
соглашениях, заключенных в Московской области между соответствующими
муниципальными образованиями и объединениями работников
и работодателей.
|
2.11. Постановление главы муниципального образования "Поселок Черноголовка Московской области" от 17 августа 2000 г. № 406 "О квотировании рабочих мест в муниципальном образовании "Поселок Черноголовка" |
В соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации,
Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации" (в редакции от 17.07.99), Федеральным законом
от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации", в целях реализации Закона Московской
области "О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи
в Московской области" от 20 сентября 1999 года № 63/99-ОЗ
для обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов
и молодежи, реализации ими права на труд, социальную защиту
от безработицы и в целях смягчения социальной напряженности
на рынке труда постановляю:
1. Установить квоту для обязательного трудоустройства инвалидов
и молодежи в возрасте от 16 до 18 лет предприятиям и организациям,
филиалам предприятий и организаций независимо от организационно
- правовых форм собственности, расположенных на территории
муниципального образования "Поселок Черноголовка" и зарегистрированных
в Фонде занятости Ногинского отдела занятости населения.
2. Обязательное квотирование рабочих мест установить:
- для трудоустройства инвалидов - организациям и предприятиям,
численность работников в которых составляет 30 человек и
более, в размере 3% от среднесписочной численности работников
(но не менее 1 рабочего места);
- для трудоустройства молодежи - организациям и предприятиям,
численность работников в которых составляет 50 человек и
более, в зависимости от среднесписочной численности работников
в следующих пропорциях;
- для предприятий и организаций численностью от 50 до 100
человек - 1 рабочее место;
- для предприятий и организаций численностью свыше 100 человек
- 1%.
3. В количество квотируемых рабочих мест включать рабочие
места, на которые уже трудоустроены инвалиды и молодежь.
4. Квота для трудоустройства инвалидов и молодежи устанавливается
сроком на 1 год с 1 октября 2000 года. Предприятиям и организациям:
5. Осуществлять выделение, аренду и создание квотируемых
рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи.
6. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной
квоты для трудоустройства инвалидов перечислять на специальный
счет Ногинского отдела занятости населения целевые средства
в размере одной минимальной оплаты труда за каждого нетрудоустроенного
инвалида в пределах установленной квоты.
7. Информацию о выполнении установленных квот для трудоустройства
инвалидов и молодежи ежемесячно представлять в Ногинский
отдел занятости населения.
8. При невыполнении установленных предприятиям и организациям
квот по трудоустройству инвалидов и молодежи определить
ответственность в виде уплаты следующих штрафов:
- за сокрытие или занижение обязательной платы за каждого
нетрудоустроенного инвалида установить штраф в размере сокрытой
суммы или недовнесенной суммы;
- в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах
установленной квоты установить штраф в размере средней заработной
платы, установленной по Ногинскому району;
- за невыполнение условий квотирования для трудоустройства
молодежи установить штраф в размере до 100 минимальных заработных
плат в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Уплата штрафов не освобождает работодателей, не выполнивших
установленной квоты, от внесения на специальный счет Ногинского
отдела занятости населения задолженности по обязательным
платам за каждого нетрудоустроенного в пределах установленной
квоты гражданина.
Инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Ногинску:
10. Взыскивать суммы штрафов с предприятий и организаций,
не выполнивших установленной квоты.
Ногинскому отделу занятости населения:
11. Открыть специальный счет для аккумулирования средств,
используемых целевым назначением для создания рабочих мест
для инвалидов и молодежи.
12. Средства по уплате штрафов за невыполнение квот для
инвалидов и молодежи расходовать целевым назначением на
создание рабочих мест для инвалидов и молодежи, профессиональное
обучение и профориентацию молодежи, реализацию программы
"Молодежная практика", организацию временных работ для подростков
и студентов. Управлению социально - экономического развития:
13. Определить преимущественное право на размещение областных
и районных производственных заказов при прочих равных условиях
для предприятий и организаций, выполняющих квоту, установленную
для трудоустройства инвалидов и молодежи.
|
|
|
|
|