Служба социальной адаптации кризисных семей · Брошюры
6. Пенсионное обеспечение и компенсационные выплаты
 
 
6.1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря 2002 г.). Пункт 4

- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.)

- Разъяснение Минтруда РФ от 7 мая 2002 г. N 4 "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Минтруда РФ от 7 мая 2002 г. N 34)
 
Указание Минсоцзащиты РФ от 23 июня 1995 г. N 1-6-У
"О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном
государственном содержании"



В связи с поступающими запросами органов социальной защиты населения о порядке выплаты пенсий, назначенных на детей, находящихся на полном государственном содержании, Министерство сообщает следующее.

1. В соответствии с Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" (В дальнейшем именуется Закон РСФСР) на детей могут назначаться следующие виды пенсий:
пенсия по инвалидности;
пенсии по случаю потери кормильца;
социальные пенсии детям-инвалидам в возрасте до 16 лет;
социальные пенсии инвалидам с детства;
социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей.

Указанные виды пенсий назначаются и в период пребывания детей на полном государственном содержании.

При отсутствии у детей родителей, усыновителей, опекунов пенсионное дело оформляется на имя ребенка.

2. Законом РСФСР от 20.11.90 г. установлены два ограничения при выплате пенсий, назначенных на детей, находящихся на полном государственном содержании:

а) Согласно статье 73 указанного Закона детям, потерявшим обоих родителей, и умершей одинокой матери за период нахождения их на полном государственном содержании выплачивается 50 процентов пенсии по случаю потери кормильца, а другим детям - 25 процентов.
В таком же порядке выплачивается социальная пенсия, установленная на детей, потерявших родителей.

б) В соответствии со статьей 122 Закона РСФСР от 20.11.90 г. пенсионерам, независимо от основания назначения и вида пенсии, проживающим в домах для престарелых и инвалидов, выплачивается разница между суммой их пенсии и стоимостью содержания в доме, но не менее 20 процентов пенсии.

Этот порядок распространяется и на детей, находящихся в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения. Назначенные на них пенсии по инвалидности, а также социальные пенсии детям-инвалидам в возрасте до 16 лет и инвалидам с детства выплачиваются по правилам статьи 122 Закона РСФСР от 20.11.90 г.

Порядок выплаты пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий для детей, потерявших родителей, установленный статьей 73 Закона РСФСР от 20.11.90 г. применяется и в отношении детей, помещенных в детские дома-интернаты**.

Первый заместитель Министра А.Н.Хромушин
Зарегистрировано в Минюсте РФ от 30 июня 1995 г.
Регистрационный N 893
от 20.11.90 г.

ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ

- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.)

Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

2) женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

4) инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

7) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

См. перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции Российской Федерации соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

См. Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 85

9) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

См. Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 437

10) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

См. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781

О порядке включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, периодов работы в детских дошкольных туберкулезных санаториях см. постановление Минтруда РФ от 5 июня 2002 г. N 40

11) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

См. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781


12) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста;

См. Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447

13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

2. При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

См. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением СМ СССР от 3 января 1983 г. N 12

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ

- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.)

Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам

1. Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8 - 10 настоящего Федерального закона;

дети-инвалиды;

дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона;

граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7 - 10 настоящего Федерального закона;

граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7 - 10 настоящего Федерального закона.

2. Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

ПЕНСИИ ПО ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря 2002 г.). Статья 9

Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

О документах, представляемых при назначении пенсии по случаю потери кормильца пасынкам и падчерицам, см. также разъяснение Минтруда РФ от 19 апреля 2001 г. N 3, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 19 апреля 2001 г. N 34

10. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.

11. При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом применяется пункт 12 настоящей статьи.

12. В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Постановление Минтруда РФ от 19 апреля 2001 г. N 34 "Об утверждении разъяснения "О документах, представляемых при назначении пенсии по случаю потери кормильца пасынкам и падчерицам в соответствии со статьей 52 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"

Информационное письмо Минтруда РФ и ПФР от 22, 23 января 2001 г. N 321-16/06-25/664 О праве на пенсию по случаю потери кормильца для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях

Постановление Правительства Москвы от 14 ноября 2000 г. N 891 "О состоянии и путях решения проблем пенсионного обеспечения в г.Москве" (с изм. и доп. от 22 января, 28 мая 2002 г.)

2. О надбавке к пенсии по случаю потери кормильца.


2.1. В соответствии со статьей 70 Закона от 20.11.90 г. (в редакции Закона от 04.08.94 г.) введен новый вид надбавки детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, а также указанным детям умершей одинокой матери.

Размер этой надбавки равен социальной пенсии, предусмотренной п. "а" статьи 114 Закона, т.е. с 1 августа 1994 г. 21 850 руб.

Детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II группы, не являющимися круглыми сиротами или детьми умершей одинокой матери названная надбавка не начисляется.

2.2. При наличии права на надбавку на уход, например, у инвалида с детства I группы начисляются одновременно обе надбавки: вышеуказанная и надбавка на уход.

2.3. В соответствии со статьей 115 Закона от 20.11.90 г. к социальным пенсиям инвалидам с детства I группы, детям-инвалидам начисляется надбавка на уход. При этом имеется ссылка на статью 38 Закона. Однако статья 38 не содержит конкретной нормы и является отсылочной. Статья 21 не предусматривает в круге лиц, имеющих право на надбавку, детей-инвалидов, поскольку регулируемые ею нормы относятся к трудовым пенсиям, в то время как детям-инвалидам устанавливаются социальные пенсии.

Учитывая, что право на надбавку им определено наравне с инвалидами с детства I группы, размер надбавки указанным детям-инвалидам следует начислять, как и инвалидам I группы в размере социальной пенсии, предусмотренной п. "а" статьи 114.

2.4. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер надбавок определяется с учетом районного коэффициента.

Постановление Минтруда РФ от 19 апреля 2001 г. N 34 "Об утверждении разъяснения "О документах, представляемых при назначении пенсии по случаю потери кормильца пасынкам и падчерицам в соответствии со статьей 52 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое разъяснение "О документах, представляемых при назначении пенсии по случаю потери кормильца пасынкам и падчерицам в соответствии со статьей 52 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Министр труда и социального
развития Российской Федерации А.Починок

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. Регистрационный N 2754

Разъяснение Минтруда РФ от 19 апреля 2001 г. N 3 "О документах, представляемых при назначении пенсии по случаю потери кормильца пасынкам и падчерицам в соответствии со статьей 52 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Минтруда РФ от 19 апреля 2001 г. N 34)

В связи с запросами органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации о порядке применения статьи 52 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.351) Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет:

При назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с частью 2 статьи 52 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в подтверждение того, что обратившийся за этой пенсией является пасынком (падчерицей), необходимо удостоверить их нахождение на воспитании умершего (умершей) отчима (мачехи) или получение от него (нее) содержания.

Указанные обстоятельства подтверждаются фактом совместного проживания пасынка (падчерицы) и отчима (мачехи), удостоверяемого наличием соответствующей регистрации по одному месту жительства, либо фактом получения пасынком (падчерицей) содержания от отчима (мачехи), который при необходимости может быть установлен в судебном порядке.

Указанные обстоятельства подтверждаются фактом совместного проживания пасынка (падчерицы) и отчима (мачехи), удостоверяемого наличием соответствующей регистрации по одному месту жительства, либо фактом получения пасынком (падчерицей) содержания от отчима (мачехи), который при необходимости может быть установлен в судебном порядке.

Информационное письмо Минтруда РФ и ПФР от 22, 23 января 2001 г. N 321-16/06-25/664

В связи с принятием Федерального закона от 4 ноября 2000 года N 134-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Далее именуется Федеральный закон от 04.11.2000 г.), вступающего в действие с 1 января 2001, года Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Управление пенсионного обеспечения Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации рекомендуют принять во внимание следующую информацию.

В соответствии с Федеральным законом от 04.11.2000 г. обучающиеся, воспитанники в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Далее именуется Закон от 10.07.1992 г.) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Согласно статье 12 Закона от 10.07.1992 г. к основным типам образовательных учреждений, обучение в которых дает право на пенсию по случаю потери кормильца лицам старше 18 лет, относятся:

1) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
2) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
3) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
4) учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).


Виды образовательных учреждений определяются в типовых положениях об образовательных учреждениях соответствующего типа, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Тип, вид, организационно-правовая форма образовательного учреждения определяются по его наименованию и (или) Уставу.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования, права на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Далее именуется Закон от 20.11.1990 г.) не предусмотрено. При этом обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов по дополнительным образовательным программам имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

Лицам, которые в связи с вступлением в действие Федерального закона от 04.11.2000 г. с 1 января 2001 года приобретут право на пенсию по случаю потери кормильца, пенсия может быть назначена при наличии права со сроков, предусмотренных статьей 119 Закона от 20.11.1990 г., но не ранее даты вступления в действие Федерального закона от 04.11.2000 г., т.е. 1 января 2001 года.

Лицам, которым выплата пенсии по случаю потери кормильца была прекращена до 1 января 2001 года, соответствующая пенсия вновь назначается по обращению граждан, со сроков, предусмотренных статьей 119 Закона от 20.11.1990 г., но не ранее 1 января 2001 года.

Лицам, которые в связи с вступлением в действие Федерального закона от 04.11.2000 г. с 1 января 2001 года получают право на выплату пенсии по случаю потери кормильца или на прекращение выплаты, следует произвести соответствующее продление или прекращение выплаты пенсии в общеустановленном порядке.

Руководитель Департамента
по вопросам пенсионного обеспечения
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации Ю.В.Воронин

Начальник Управления
пенсионного обеспечения
Исполнительной дирекции
Пенсионного фонда
Российской Федерации А.Д.Скворцов


УДЕРЖАНИЕ ИЗ ПЕНСИЙ

Статья 26. Удержания из трудовой пенсии

1. Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

1) исполнительных документов;

2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением пункта 4 статьи 23 настоящего Федерального закона;

3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

2. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.

3. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии.

4. В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

5. В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, указанные в настоящей статье удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.


Письмо ПФР от 26 января 1998 г. N ЛЧ-09-28/512
"О доставке сумм алиментов, удержанных из пенсий
по исполнительным листам"


В связи с запросами, поступающими из региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, о порядке оплаты почтовых расходов при пересылке сумм алиментов, удерживаемых из пенсии на основании исполнительных листов, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.

При перечислении сумм алиментов, удержанных из пенсий по исполнительным листам, следует руководствоваться ст. 109 Семейного кодекса Российской Федерации, на основании которой суммы удержанных алиментов переводятся за счет лица, обязанного уплачивать алименты не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы или иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты. По данному вопросу дано разъяснение Министерством юстиции Российской Федерации (письмо от 29.12.97 N 06-25-38-97 прилагается).

Одновременно сообщаем, что Временная инструкция о порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания предприятиям, учреждениям и организациям, утвержденная Министерством юстиции Российской Федерации от 2.09.93 N 339, утратила свою силу в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя правления ПФР Л.Чижик

 
6.2. КОМПЕСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г.)

Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. N 332 "Об утверждении Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1013 "О порядке выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений" (с изм. и доп. от 5 сентября 2002 г.)

Распоряжение Мэра Москвы от 23 апреля 2001 г. N 392-РМ "Об увеличении размеров денежной компенсации на эксплуатационные расходы некоторым категориям инвалидов и родителям детей-инвалидов"

Распоряжение мэра Москвы от 2 декабря 1993 г. N 691-РМ "Об увеличении размера компенсации расходов на бензин и транспортное обслуживание некоторых категорий инвалидов"

Постановление Правительства Москвы от 11 августа 1998 г. N 616 "Об утверждении Временного порядка выплаты денежных компенсаций инвалидам при реализации индивидуальных программ их реабилитации"

Письмо Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 10 сентября 2001 г. NN 6556-АО, 02-08/10-2174П Об оплате исполнительными органами ФСС пострадавшему стоимости автомобиля "Ока"

Временный порядок взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение (утв. Минздравом РФ, Фондом социального страхования РФ и Минтруда РФ 18, 19 апреля 2000 г. NN 2510/4245-23, 02-08/10-943П, 2726-АО)


Постановление Правительства Москвы от 11 августа 1998 г. N 616 "Об утверждении Временного порядка выплаты денежных компенсаций инвалидам при реализации индивидуальных программ их реабилитации"

В целях реализации постановления Правительства Москвы от 17 марта 1998 года N 183 "О Комплексной целевой программе реабилитации инвалидов на 1998-2000 годы" (пункт 7) Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Временный порядок выплаты денежных компенсаций при реализации индивидуальных программ реабилитации, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации и гарантированным перечнем техническое средство реабилитации, услугу инвалид приобрел за собственный счет (приложение).

2. Комитетам социальной защиты населения, здравоохранения, образования:

2.1. Выплату денежных компенсаций, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, в 1998 году осуществлять в пределах средств, предусмотренных на реализацию соответствующих пунктов Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов на 1998-2000 годы.

2.2. Организовать систематическое изучение рынка товаров (технических средств) и услуг в сфере реабилитации и отбор, обеспечивающий эффективность использования при реализации индивидуальных программ реабилитации, экономное расходование бюджетных ассигнований, а также возможность приобретения самими инвалидами по доступным для них ценам.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

И.о. Премьера Правительства Москвы Б.В.Никольский


Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 11 августа 1998 г. N 616


Временный порядок
выплаты денежных компенсаций инвалидам при реализации
индивидуальных программ их реабилитации


1. В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее ИПР) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или предприятия, учреждения, организации.

Той же статьей названного Закона установлено, что если предусмотренное ИПР техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду бесплатно.

2. До принятия специальных решений на федеральном уровне выплата денежных компенсаций инвалидам в Москве при реализации ИПР производится только в отношении технических средств реабилитации (далее ТСР) и услуг, предусмотренных гарантированным перечнем реабилитационных мероприятий, услуг и технических средств, утверждаемых Правительством Москвы.

Гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, услуг и технических средств для инвалидов Москвы утвержден постановлением Правительства Москвы от 17 марта 1998 г. N 183

3. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы разъясняют инвалиду о его праве приобретать за собственный счет технические средства реабилитации, услуги, предусмотренные ИПР, и возможности компенсации денежных средств, затраченных на эти цели в размере стоимости средства, услуги, предоставляемых бесплатно соответствующими службами (органами, учреждениями, предприятиями, организациями, являющимися исполнителями каждого мероприятия ИПР).

4. Размер денежных сумм, подлежащих компенсации инвалиду (далее размер денежных компенсаций) за приобретенное им за собственный счет техническое средство реабилитации (ТСР), услугу, которые в соответствии с ИПР и Гарантированным перечнем должны быть предоставлены бесплатно, утверждаются ежегодно Правительством Москвы по предоставлению не позднее 1 мая.

Комитетом социальной защиты населения:
- на технические средства и услуги социальной реабилитации;
- на профессиональное образование в подведомственном Реабилитационном центре и учебных заведениях для инвалидов;
- на санаторно-курортные путевки, приобретаемые этим Комитетом.

Комитетом здравоохранения:
- на услуги по реконструктивной хирургии, включая операции на сердце, эндопротезирование;
- на технические средства медицинской реабилитации;
- на санаторно-курортные путевки для детей-инвалидов и для инвалидов в противотуберкулезные санатории.

Комитетом образования:
- на профессиональное образование в подведомственных учреждениях начального и профессионального образования, в которых обучаются (могут обучаться) инвалиды.

5. Размер денежных компенсаций на услуги и технические средства реабилитации (отечественного или зарубежного производства), предусмотренные гарантированным перечнем, определяется исходя из средней их стоимости (закупочные цены) в IV квартале календарного года.

6. Если предусмотренное ИПР и гарантированным перечнем техническое средство реабилитации или услугу инвалид приобрел за собственный счет, денежные компенсации выплачиваются ему из средств городского бюджета на указанные цели по представлению в соответствующий комитет письменного заявления и документов, подтверждающих оплату самим инвалидом денежных сумм на указанные цели.

7. Решение о выплате денежных компенсаций принимается, если при проверке исполнения соответствующих пунктов ИПР будет установлено, что инвалид не получил бесплатную услугу, аналогичное техническое средство того же назначения.

8. Денежные компенсации оплачиваются самим комитетом или по его поручению учреждением, которое определено в ИПР исполнителем данной услуги (предоставления ТСР).

9. Выплата денежных компенсаций осуществляется по безналичному расчету в пределах сроков предоставления услуги (ТСР), установленных в ИПР.

10. Настоящий Временный порядок регулирует выплату денежных компенсаций инвалидам при реализации ИПР на услуги и технические средства, предоставление которых гарантированным перечнем предусмотрено за счет средств городского бюджета.


Распоряжение Мэра Москвы от 23 апреля 2001 г. N 392-РМ
"Об увеличении размеров денежной компенсации на эксплуатационные расходы
некоторым категориям инвалидов и родителям детей-инвалидов"


В целях повышения уровня социальной защиты и улучшения транспортного обслуживания инвалидов:

1. Увеличить на 30 процентов и установить с 1 января 2001 года следующие размеры денежной компенсации на эксплуатационные расходы (бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним):

- инвалидам, имеющим мотоколяски - 670 рублей в год;

- инвалидам, в т.ч. инвалидам - участникам Великой Отечественной войны, родителям детей-инвалидов, получившим в установленном порядке транспортные средства бесплатно или приобретшим их на льготных условиях, в том числе с зачетом стоимости автомобиля или мотоколяски - 1430 рублей в год;

- родителям детей-инвалидов, приобретшим транспортные средства за наличный расчет по розничным ценам, при наличии у этих детей медицинских показаний на обеспечение автомобилями на льготных условиях - 1430 рублей в год;

- инвалидам (независимо от причины инвалидности), имеющим медицинские показания на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением бесплатно и приобретшим автомобили за наличный расчет по розничным ценам - 1430 рублей в год; - инвалидам Великой Отечественной войны 1-й и 2-й групп и другим инвалидам 1-й и 2-й групп, приравненным к ним по льготам и имеющим автомобили на правах личной собственности - 1430 рублей в год;

- участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами 1-й и 2-й групп вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), имеющим автомобили на правах личной собственности - 1430 рублей в год.

2. Комитету социальной защиты населения Москвы обеспечить выплату денежной компенсации на эксплуатационные расходы категориям инвалидов, предусмотренным п.1 настоящего распоряжения, за счет и в пределах бюджетных ассигнований, выделенных комитету на 2001 год.

3. Признать утратившим силу пункты 1, 3, 4, 5 распоряжения Мэра Москвы от 26 марта 1998 года N 286-РМ "О денежных компенсациях расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств, запасные части к ним и на транспортное обслуживание некоторым категориям инвалидов".

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы Ю.Лужков

 
6.3. СОЦИАЛЬНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного и рационального использования бюджетных средств.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;

формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Статья 5. Источники оказания государственной социальной помощи

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Периоды оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

О величине прожиточного минимума см. справку

Статья 8. Порядок назначения государственной социальной помощи

1. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

4. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи см. постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 152

Статья 9. Отказ в назначении государственной социальной помощи

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Статья 10. Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи

1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

3. Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Статья 11. Размер государственной социальной помощи

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъектов Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи

1. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2. Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль 17 июля 1999 года
N 178-ФЗ

 
 
Служба социальной адаптации кризисных семей
http://www.doktor.ru/onkos/krizis/   E-mail: grigoryts@fromru.com
© 2003. Все права защищены.

 
  
Hosted by uCoz