5.
Переквалификация инвалидов |
|
Нормативные акты |
|
5.1. Рекомендация Международной
Организации Труда от 22 июня 1955 г. № 99 "О переквалификации
инвалидов"
5.2. Положение об организации профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных
граждан и незанятого населения (утверждено Постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации
и Министерства образования Российской Федерации от 13 января
2000 г. № 3/1). П.16
5.3. Перечень приоритетных профессий
рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую
возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках
труда (утвержден Постановлением Министерства труда Российской
Федерации от 8 сентября 1993 г. № 150)
5.4. Порядок организации профессионального
обучения граждан по направлению комитета (утвержден приказом
Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 24 апреля
2000 г. № 142). П.1.2
5.5. Распоряжение Премьера Правительства
Москвы от 26 июня 1995 г. № 605-РП "О социальной защите
граждан в период профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации по направлению Департамента труда
и занятости". П.1.1
5.6. Временный порядок работы с
безработными гражданами, желающими организовать собственное
дело (утвержден Приказом Комитета труда и занятости Правительства
Москвы от 15 сентября 1999 г. № 148)
5.7. Положение о профессиональной
ориентации и психологической поддержке населения в Российской
Федерации (утверждено Постановлением Министерства труда
и социального развития Российской Федерации от 27 сентября
1996 года №1). П.9.1.
5.8. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов
с высшим и средним профессиональном образовании (утверждено
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19
сентября 1995 года №942). П.п.6, 7 (см.пункт 4.1.4.)
|
5.1. Рекомендация Международной Организации Труда от
22 июня 1955 г. № 99 "О переквалификации инвалидов"
I. Определения
1. В целях настоящей Рекомендации:
а) термин "переквалификация" означает ту часть
постоянного и координированного процесса переобучения, которая
включает в себя предоставление инвалидам обслуживания, дающего
им возможность получить и сохранить подходящую работу, причем
это обслуживание включает, в частности, профессиональное
ориентирование, профессиональную подготовку и представление
подходящей работы;
b) термин "инвалид" означает всякого человека,
чьи возможности получения и сохранения подходящей работы
серьезно сокращены в результате повреждения его физических
или умственных способностей.
II. Охват переквалификации
2. Службы переквалификации должны быть доступными любому
инвалиду, независимо от возраста и от причины и характера
его инвалидности, при условии что он может быть подготовлен
к подходящей работе и что он имеет разумную перспективу
на получение и сохранение такой работы.
III. Принципы и методы профессионального ориентирования,
профессионального обучения и трудоустройства инвалидов
3. Должны приниматься все необходимые и осуществимые меры
для создания или развития специализированных служб профессионального
ориентирования для инвалидов, нуждающихся в помощи при
выборе или изменении своей профессии.
4. Процесс профессионального ориентирования должен включать,
в той степени, в какой это позволяют условия каждой страны,
и в зависимости от конкретных случаев:
a) беседу со специалистом по профессиональному ориентированию;
b) учет прежнего трудового опыта;
c) изучение школьного аттестата или любых других документов,
относящихся к учебе в заведениях общего или специального
образования;
d) медицинский осмотр в целях профессионального ориентирования:
e) соответствующие тесты по установлению способностей и
пригодности к работе и, если это желательно, другие психологические
тесты:
f) обследование личного и семейного положения данного лица;
g) определение пригодности и развития способностей путем
проведения соответствующих практических испытаний или другими
подобными методами;
h) профессиональный технический экзамен в устной или иной
форме во всех случаях, когда это представляется необходимым:
i) определение физических способностей данного лица в связи
с требованиями различных профессий и определение возможности
увеличения этих способностей:
j) предоставление сведений, относящихся к возможностям получения
работы и образования, с учетом профессиональной квалификации,
физических способностей, пригодности, предпочтения и опыта
данного лица, а также требований рынка занятости.
5. Принципы, меры и методы профессионального обучения, обычно
принимаемые для обучения трудоспособных лиц, должны применяться
к инвалидам в той степени, в какой это позволяют медицинские
и педагогические условия.
6. 1) Обучения инвалидов должно, по возможности, сделать
их способными заняться такой экономической деятельностью,
в которой они смогут использовать свою профессиональную
квалификацию или способности, учитывая перспективу получения
работы.
2) С этой целью профессиональное обучение должно.
a) координироваться с производимым после медицинской консультации
устройством на такую работу, выполнение которой в наименьшей
возможной степени затрагивалось бы инвалидностью или влияло
бы на инвалидность;
b) осуществляться всякий раз, когда это возможно и целесообразно,
в рамках прежней профессии инвалида или в профессии, близкой
к ней;
с) продолжаться до тех пор, пока инвалид не получит необходимых
навыков для нормальной работы на равных условиях с трудоспособными
рабочими, если он к этому способен.
7. Инвалиды должны во всех случаях, когда это возможно,
получать подготовку совместно с трудоспособными рабочими
и в одинаковых с ними условиях.
8. 1) Для обучения инвалидов, которые, особенно вследствие
характера или степени серьезности своей инвалидности, не
могут обучаться совместно с трудоспособными трудящимися,
должны создаваться или расширяться специальные службы.
2) Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно,
эти службы должны включать, в частности:
a) школы и центры обучения, в том числе интернаты;
b) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки
по определенным специальностям;
c) курсы повышения квалификации для инвалидов.
9. Должны быть приняты меры для поощрения предпринимателей
в деле обеспечения профессиональной подготовки инвалидов;
такие меры должны включать, в зависимости от обстоятельств,
финансовую, техническую, медицинскую или профессиональную
помощь.
10. 1) Должны приниматься меры для разработки специальных
мероприятий для трудоустройства инвалидов.
2) Эти мероприятия должны обеспечивать удовлетворительное
трудоустройство путем:
a) регистрации желающих получить работу;
b) регистрации их профессиональной квалификации, опыта
и желаний;
с) соответствующих бесед с ними;
d) определения, в случае необходимости, их способностей
с физической и профессиональной точек зрения;
е) поощрения предпринимателей к тому, чтобы они сообщали
компетентному органу власти о вакантных местах;
f) в случае необходимости установления контакта с предпринимателями,
с тем чтобы показать им способности инвалидов к труду
и обеспечить инвалидов работой;
g) оказания инвалидам помощи в использовании ими таких
услуг по профессиональному ориентированию, профессиональному
обучению, медицинскому и бытовому обслуживанию, которые
могут оказаться необходимыми.
11. Меры по испытательному контролю должны применяться,
для того чтобы:
a) проверить, дали ли устройство на работу или использование
средств профессиональною обучения или переобучения удовлетворительные
результаты, и определять ценность принципов и методов
профессионального ориентирования;
b) устранить, насколько это возможно, препятствия, способные
помешать инвалиду удовлетворительно устроиться на работу.
IV. Административная организация
12. Службы переквалификации должны организовываться и расширяться
компетентным органом или органами власти в рамках постоянной
и координированной программы и, по мере возможности, должны
использоваться существующие службы профессионального ориентирования,
профессионального обучения и трудоустройства.
13. Компетентный орган или органы власти должны обеспечивать
наличие достаточного персонала с соответствующей квалификацией,
занимающегося вопросами переквалификации инвалидов, включая
испытательный контроль.
14. Расширение служб переквалификация инвалидов не должно
во всяком случае отставать от расширения общих служб профессионального
ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства.
15. Службы переквалификации инвалидов должны организовываться
и расширяться, чтобы давать инвалидам возможность подготовиться
к работе на свой собственный счет во всех видах занятий,
а также получить и сохранить эту работу.
16. Административная ответственность за общую организацию
и расширение служб переквалификации инвалидов должна быть
возложена:
a) либо на один орган власти:
b) либо совместно на органы власти, ответственные за выполнение
различных частей программы, причем один из этих органов
должен нести основную ответственность за координацию такой
деятельности.
17. 1) Компетентный орган или органы власти должны принять
все необходимые и целесообразные меры для обеспечения сотрудничества
и координации между государственными и частными учреждениями,
занимающимися переквалификацией инвалидов.
2) Эти меры должны включать в зависимости от обстоятельств:
a) определение компетенции и обязанностей государственных
и частных учреждений;
b) предоставление финансовой помощи частным учреждениям,
эффективно занимающимся вопросами переквалификации инвалидов;
c) предоставление частным учреждениям консультаций по
техническим вопросам.
18. 1) Службы переквалификации инвалидов должны создаваться
и расширяться при содействии представительных консультативных
комитетов, создаваемых в национальном масштабе и, если необходимо,
в районном или местном масштабе.
2) В эти комитеты, в зависимости от обстоятельств, должны
входить:
a) представители органов и учреждений, непосредственно
связанных с переквалификацией инвалидов;
b) представители организаций предпринимателей и трудящихся:
c) лица, обладающие особой квалификацией в силу своих
знаний в области переквалификации инвалидов и заинтересованности
в этом вопросе;
d) представители организаций инвалидов.
3) Эти комитеты должны нести ответственность за консультации:
a) в национальном масштабе - по развитию политики и программ
переквалификации инвалидов;
b) в районном или местном масштабе - по применению мер,
проводимых в национальном масштабе, по их приспособлению
к условиям района или местности и по координации районной
и местной деятельности.
19. 1) Исследования, имеющие целью рассмотрение результатов,
достигнутых службами переквалификации инвалидов, и улучшение
указанных служб, должны поддерживаться и поощряться, особенно
компетентным органом власти.
2) Такие исследования должны включать общее и специальное
изучение трудоустройства инвалидов.
3) Эти исследования должны также включать научные работы
по различным системам и методам, играющим роль в переквалификации
инвалидов.
V. Меры поощрения использования инвалидами служб переквалификации
20. Должны приниматься меры для предоставления инвалидам
возможности полностью использовать все существующие службы
переквалификации инвалидов и обеспечения того, чтобы на
какой-нибудь орган власти была возложена ответственность
за оказание помощи лично каждому инвалиду для достижения
им максимальных успехов в переквалификации.
21. Эти меры должны включать:
a) сбор и распространение информации о существующих службах
переквалификации инвалидов, а также о тех перспективах,
которые эти службы дают инвалидам;
b) предоставление инвалидам соответствующей и достаточной
финансовой помощи.
22. 1) Эта финансовая помощь должна предоставляться на любой
стадии процесса переквалификации; она должна облегчить инвалидам
подготовку к работе по подходящей профессии и эффективное
сохранение этой работы, включая работу на собственный счет.
2) Она должна включать бесплатное использование инвалидами
служб переквалификации, пособия на содержание и возмещение
необходимых транспортных расходов в течение всего периода
профессиональной подготовки с целью получения работы, предоставление
денежных ссуд и пособий или снабжение необходимыми инструментами
и оснащением, а также протезными и любыми другими необходимыми
приспособлениями.
23. Инвалиды должны иметь возможность использовать все средства
переквалификации, не теряя при этом никаких пособий, предоставляемых
системой социального обеспечения на других основаниях.
24. Инвалидам, которые проживают в районах, где перспективы
занятости или возможности подготовки к выполнению какой-либо
работы ограничены, должны быть предоставлены все возможности
для профессиональной подготовки, включая обеспечение жилищем
и питанием, а также возможность для переезда, если они этого
пожелают, в районы, где существует больше возможностей в
области занятости.
25. Не должна проводиться никакая дискриминация на основании
инвалидности в отношении лиц, потерявших трудоспособность,
включая лиц, получающих пособие по инвалидности, в области
заработной платы и других условий труда, если их труд является
равноценным труду физически полноценных трудящихся.
VI. Сотрудничество между медицинскими учреждениями
и учреждениями по переквалификации инвалидов
26. 1) Должны осуществляться самое тесное сотрудничество
и координация деятельности между медицинскими учреждениями
и учреждениями по переквалификации инвалидов.
2) Это сотрудничество и эта координация должны быть направлены
на:
a) обеспечение того, чтобы медицинское обслуживание и,
если необходимо, предоставление соответствующих протезных
приспособлений способствовали последующей трудоспособности
этих инвалидов;
b) выявление инвалидов, нуждающихся в переквалификации
и способных воспользоваться ею;
c) создание условий для того, чтобы переквалификация инвалидов
предпринималась как можно скорее и в наиболее благоприятный
момент;
d) предоставление медицинских консультаций, если это требуется,
на всех стадиях переквалификации инвалидов;
е) определение трудоспособности инвалидов.
27. Каждый раз, когда это возможно, и при условии наличия
медицинского заключения переквалификация инвалидов должна
начинаться во время медицинского лечения.
VII. Меры, направленные на увеличение возможностей
получения работы инвалидами
28. В тесном сотрудничестве с организациями предпринимателей
и трудящихся должны приниматься меры с целью предоставления
инвалидам максимальных возможностей для получения и сохранения
подходящей работы.
29. Эти меры должны основываться на следующих принципах:
a) инвалиды должны иметь, на равных основаниях с физически
полноценными лицами, возможность доступа к той работе,
для которой они имеют квалификацию;
b) инвалиды должны иметь полную возможность принять подходящую
работу у предпринимателя по своему выбору;
c) должны подчеркиваться пригодность и способность инвалидов
к труду, а не их инвалидность.
30. Эти меры должны включать:
a) исследовательскую работу, позволяющую анализировать
и доказывать способность инвалидов к труду;
b) обобщение и систематическое распространение фактических
данных, касающихся, в частности, следующих вопросов:
i) сравнение труда инвалидов и физически полноценных лиц,
выполняющих одну и ту же работу, по качеству продукции
и производительности труда, количеству несчастных случаев
и неявок на работу, а также по трудовому стажу на данном
участке работы;
ii) методы отбора кадров, основанные на специфических
профессиональных требованиях;
iii) методы улучшения условий труда, включая приспособление
и изменение оборудования для облегчения найма инвалидов;
c) меры по освобождению отдельных предпринимателей от
увеличения страховых премий для возмещения за несчастные
случаи на производстве и за профессиональные заболевания;
d) меры, направленные на поощрение предпринимателей к
переводу на подходящую работу на их предприятиях трудящихся,
работоспособность которых изменилась в результате повреждения
их физических способностей.
31. Когда это соответствует условиям страны и проводимой
в ней политике, должно поощряться использование труда инвалидов
путем:
a) найма предпринимателями определенного процента инвалидов
на условиях, позволяющих избежать увольнения физически
полноценных трудящихся;
b) резервирования для инвалидов некоторых определенных
занятий;
c) принятия мер, дающих лицам, имеющим серьезную инвалидность,
возможность поступления на работу или отдающих им предпочтение
в некоторых профессиях, считающихся подходящими для них;
d) поощрения создания и облегчения деятельности кооперативов
инвалидов или любых других подобных организаций, управляемых
самими инвалидами или от их имени.
VIII. Льготные условия труда
32. 1) Компетентным органом или органами власти в сотрудничестве,
если необходимо, с частными организациями должны приниматься
меры к созданию и расширению льготных условий обучения и
предоставления работы для инвалидов, не способных поступить
на работу и работать в обычных условиях конкуренции на рынке
занятости.
2) Эти меры должны включать создание специальных мастерских
для инвалидов, а также специальные меры для тех инвалидов,
которые по физическим или психологическим причинам или в
силу географических условий не могут регулярно передвигаться
на работу и обратно.
33. Особые мастерские должны обеспечивать инвалидам под
эффективным медицинским и профессиональным наблюдением не
только полезную и оплачиваемую работу, но также возможность
приспособления к работе, повышения квалификации и, когда
это возможно, перехода на работу в нормальных условиях.
34. Для инвалидов, которые не могут выйти из дома, должны
разрабатываться и применяться особые меры, чтобы обеспечить
им под эффективным медицинским и профессиональным наблюдением
полезную и оплачиваемую работу на дому.
35. В тех случаях и в той мере, о какой заработная плата
и условия найма всех трудящихся вообще устанавливаются законодательством,
эти положения о заработной плате и условиях найма должны
применяться к инвалидам, пользующимся льготными условиями
труда.
IX. Особые постановления в отношении физически неполноценных
детей и подростков
36. Службы переквалификации для физически неполноценных
детей и подростков школьного возраста должны создаваться
и расширяться в тесном сотрудничестве между органами власти,
ведающими образованием, и органом или органами власти, ведающими
переквалификацией инвалидов.
37. В учебных программах должны учитываться особые проблемы
физически неполноценных детей и подростков и необходимость
предоставления им таких возможностей, как и физически полноценным
детям и подросткам, для получения общей и профессиональной
подготовки, наиболее соответствующей их возрасту, способностям,
пригодности и предпочтению.
38. Основной задачей служб переквалификации физически неполноценных
детей и подростков должно быть уменьшение в наибольшей степени
трудностей профессионального и психологического порядка,
которые вытекают из факта их инвалидности, а также предоставление
им всех возможностей для подготовки их к работе, наиболее
соответствующей их способностям, и поступлению на эту работу.
Использование этих возможностей должно влечь за собой сотрудничество
между медицинскими, социально-бытовыми и педагогическими
службами, с одной стороны, и родителями или опекунами физически
неполноценных детей и подростков, с другой стороны.
39. 1) Образование, профессиональное ориентирование, профессиональное
обучение, а также трудоустройство физически неполноценных
детей и подростков должны обеспечиваться в общих рамках
таких мер, предназначенных для физически полноценных детей
и подростков, и должны осуществляться всегда, когда это
возможно и целесообразно, в тех же условиях, которыми пользуются
физически полноценные дети и подростки, и совместно с ними.
2) Должны приниматься особые меры в отношении тех физически
неполноценных детей и подростков, которые по причине инвалидности
не могут пользоваться этими службами в тех же условиях,
что и физически полноценные дети к подростки, и совместно
с ними.
3) Эти меры должны включать, в частности, специальную подготовку
преподавателей.
40. Должны приниматься меры для обеспечения того, чтобы
дети и подростки, у которых в результате медицинского осмотра
обнаружены либо инвалидность или недостаток, либо общая
нетрудоспособность:
a) получили как можно скорее соответствующую медицинскую
помощь для устранения или уменьшения инвалидности или
недостатка, от которых они страдают;
b) поощрялись к посещению школы или ориентировались к
той деятельности, которая отвечает их желаниям и способностям,
и чтобы им предоставлялась возможность для подготовки
к такой профессии;
c) пользовались финансовой помощью, если это необходимо,
в период лечения, учебы и профессионального обучения.
X. Применение принципов переквалификации инвалидов
41. 1) Службы переквалификации инвалидов должны приспосабливаться
к особым нуждам и условиям каждой страны и прогрессивно
расширяться в соответствии с этими нуждами и условиями,
а также согласно принципам, изложенным в настоящей Рекомендации.
2) Это прогрессивное расширение должно иметь главной целью:
a) выявление и развитие трудовых качеств инвалидов;
b) предоставление им, в наибольшей степени, возможности
получения подходящей работы;
c) устранение в области профессиональной подготовки или
найма всякой дискриминации против инвалидов на основании
их инвалидности.
42. Прогрессивное расширение служб переквалификации инвалидов
должно поощряться с помощью Международного Бюро Труда, если
на то поступает соответствующая просьба:
a) путем предоставления, когда это возможно, технической
консультативной помощи;
b) путем организации широкого международного обмена опытом,
полученным в различных странах;
c) с помощью других форм международного сотрудничества,
направленных на организацию и расширение служб, соответствующих
требованиям и условиям различных стран, включая подготовку
необходимых кадров.
5.2. Положение об организации профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки безработных граждан
и незанятого населения (утверждено Постановлением Министерства
труда и социального развития Российской Федерации и Министерства
образования Российской Федерации от 13 января 2000 г. №
3/1)
16. Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется
по направлению органов по вопросам занятости в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение
имеют инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного
периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы,
жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной
службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также
граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не
имеющие профессии (специальности).
5.3. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих,
овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность
быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (утвержден
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от
8 сентября 1993 г. № 150)
Автоматчик игольно-платинных изделий
Автоматчик картонажного производства
Агент
Архивариус
Банщик
Библиотекарь
Бухгалтер
Видеотекарь
Весовщик
Весовщик-счетчик
Вышивальщик(ца) *
Вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров
Гравер *
Градуировщик
Делопроизводитель
Декоратор витрин
Диспетчер
Доводчик-притирщик
Дозиметрист
Живописец
Закройщик
Изготовитель *
Измеритель *
Инспектор
Киномеханик
Культорганизатор
Ковровщица
Кондитер
Контролер *
Концертмейстер
Комплектовщик *
Кружевница
Лаборант *
Лектор (экскурсовод)
Литейщик пластмасс
Лифтер
Маникюрша
Медицинская сестра по массажу
Медицинский регистратор
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Наборщик на наборно-печатающих машинах
Налоговый инспектор
Намотчик *
Обдирщик алмазов
Обработчик *
Огранщик алмазов в бриллианты
Обувщик *
Озеленитель
Оператор акустических испытаний
Оператор заправочных станций
Оператор теплового пункта
Оператор диспетчерской службы
Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Операционист банка
Организатор путешествий
Повар
Портье
Переводчик рисунков
Печатник циферблатов
Переплетчик (документов)
Портной
Приемщик заказов
Прессовщик изделий из пластмасс
Программист
Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной
аппаратуры
Распределитель работ
Распильщик алмазов
Резчик *
Ремонтировщик респираторов и противогазов
Ретушер
Руководитель кружка (коллектива, секции)
Садовник
Сборщик *
Сестра-хозяйка
Секретарь (-машинистка)
Склейщик-окрасчик очковых оправ из пластмасс
Слесарь механосборочных работ
Слесарь-сборщик *
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
*
Статистик
Станочник жестяно-баночного оборудования
Столяр
Смотритель музейный
Сортировщик *
Сторож (вахтер)
Суфлер
Счетовод
Таксировщик
Топограф
Учитель
Упаковщик изделий *
Фасовщица
Фильмотекарь
Фонотекарь
Фототекарь
Фотограф
Хранитель фондов
Художник *
Цветовод
Часовщик *
Чертежник
Чертежник-конструктор
Швея
Штамповщик
Экспедитор
Электромонтажник *
Ювелир *
Юрист
Примечание. При обучении инвалидов во всех типах учебных
заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания
к приему на обучение и рекомендации ВТЭК.
* - наименования группы профессий
5.4. Порядок организации профессионального обучения граждан
по направлению комитета (утвержден приказом Комитета труда
и занятости Правительства Москвы от 24 апреля 2000 г. №
142)
1.12. Право в приоритетном порядке пройти профессиональное
обучение имеют безработные инвалиды, безработные граждане
по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане,
уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих
и граждан, уволенных с военной службы, безработные из
числа выпускников общеобразовательных учреждений, а также
граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие),
не имеющие профессии (специальности).
5.5. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 26 июня
1995 г. № 605-РП "О социальной защите граждан в период
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации по направлению Департамента труда и занятости"
1. Департаменту труда и занятости (Сидоров В.А.):
1.1. Установить ежемесячную выплату дотации за пользование
услугами городского общественного транспорта в размере стоимости
проездного билета на метрополитене гражданам в период профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации (кроме
инвалидов III группы), размер стипендии которых в период
обучения не превышает минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным законом.
5.6. Временный порядок работы с безработными гражданами,
желающими организовать собственное дело (утвержден Приказом
Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 15 сентября
1999 г. № 148)
Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с
Законом Российской Федерации "О занятости населения
в Российской Федерации", Положением о Комитете труда
и занятости Правительства Москвы, Положением о порядке работы
органов службы занятости с безработными гражданами, желающими
организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидий,
утвержденным приказом Федеральной службы занятости России
от 30.03.93 № 37.
1. Общие положения
1.1. В системе мер по обеспечению занятости населения важное
место занимает государственная политика, направленная на
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан,
осуществляемой в рамках законности, содействие развитию
их способностей к производительному, творческому труду (ст.
5 Закона Российской Федерации "О занятости населения
в Российской Федерации", далее - Закон "О занятости").
Для обеспечения потребностей города в расширении производства
товаров и услуг и увеличения занятости путем развития предпринимательской
деятельности граждан в различных ее формах Комитет труда
и занятости Правительства Москвы (далее - Комитет) оказывает
содействие безработным гражданам, желающим организовать
собственное дело (далее - граждане).
1.2. Содействие включает в себя мероприятия по оказанию
консультативной и методической помощи безработным гражданам
в организации собственного дела, а также предоставление
им финансовой помощи в виде субсидий и компенсаций.
1.3. Субсидия предоставляется в виде разовой выплаты денежных
средств взамен причитающегося пособия по безработице и предназначена
для частичной компенсации расходов граждан, связанных с
организацией собственного дела.
Компенсация предполагает частичное или полное возмещение
расходов граждан, связанных с регистрацией малого предприятия
или предпринимательской деятельности гражданина.
1.4. Финансовая поддержка предоставляется за счет средств
Фонда занятости населения г. Москвы в соответствии с утвержденным
бюджетом Фонда по статье "Специальные программы занятости".
1.5. Снятие с учета гражданина, создающего малое предприятие,
и прекращение выплаты ему пособия по безработице производится
отделом, центром занятости (далее - Отделом) управления
труда и занятости административного округа Комитета по месту
жительства (далее - Управление занятости) с даты выдачи
свидетельства о регистрации предприятия.
Прекращение выплаты пособия и снятие с учета гражданина,
организующего предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, производится Отделом с даты регистрации
свидетельства о регистрации предпринимателя в налоговой
инспекции.
В случае прекращения деятельности малого предприятия или
предпринимательской деятельности гражданина ранее срока,
предусмотренного в договоре, гражданин имеет все права,
предусмотренные Законом "О занятости", за исключением
права на получение пособия по безработице. Этим правом гражданин
может пользоваться после окончания срока действия договора
"Об оказании содействия в создании малого предприятия
или предпринимательской деятельности гражданина" между
Комитетом и гражданином.
1.6. Подписание договора между Комитетом и безработным гражданином
считается для безработного гражданина предложением подходящей
работы со стороны службы занятости. Об этом в Отделе, где
состоит на учете безработный, производится соответствующая
отметка в установленном порядке.
1.7. До регистрации малого предприятия или индивидуальной
предпринимательской деятельности гражданин посещает службу
занятости в установленные сроки, а служба занятости производит
соответствующие отметки в документах установленного образца
после визы Управления активной политики занятости (далее
- Управление), подтверждающей работу безработного гражданина
по регистрации своего предприятия или индивидуальной предпринимательской
деятельности.
2. Условия предоставления субсидии и компенсации
2.1. Необходимыми условиями предоставления субсидии и компенсации
являются:
- регистрация гражданина в качестве безработного в Отделах
с правом получения пособия по безработице;
- достижение гражданином 18-летнего возраста;
- невозможность предоставления подходящей работы в течение
двух недель с момента регистрации;
- избрание вида деятельности, являющегося приоритетным
для города;
- привлечение личных сбережений в организацию собственного
дела в размере 25 процентов от суммы выделяемой субсидии
(безработный гражданин может вложить в организацию собственного
дела движимое или недвижимое собственное имущество (оборудование,
машины и др.), оцениваемое по рыночной стоимости на момент
заключения договора);
- заключение соответствующего договора между Комитетом
и гражданином;
- получение свидетельства на право заниматься предпринимательской
деятельностью или свидетельства о регистрации малого предприятия
в соответствии с заключенным с Комитетом договором.
2.2. Для получения субсидии гражданин (группа граждан) должен(ы)
представить следующие документы:
- технико-экономическое обоснование избранного вида деятельности
(бизнес - план), подтверждающее его эффективность;
- копию свидетельства о регистрации малого предприятия
или свидетельства на право заниматься предпринимательской
деятельностью;
- номер расчетного счета в учреждении банка, адрес и реквизиты
банка (для граждан, создающих малое предприятие);
- номер лицевого счета, адрес и реквизиты филиала МБ АК
СБ РФ г. Москвы (далее - сберегательного банка) (для граждан,
занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью).
2.3. Для получения компенсации гражданин (группа граждан)
должен(ы) представить документы, подтверждающие расходы,
связанные с регистрацией и произведенные им (ими) на:
- оплату госпошлины и регистрационного сбора за регистрацию
предприятия или предпринимательской деятельности;
- оплату госпошлины за свидетельствование подлинности
подписей на банковских карточках;
- изготовление печати и штампа;
- оплату за присвоение кодов ОКПО;
- заверение копий учредительных документов;
- оплату экспертизы уникальности названия предприятия;
- оформление юридического адреса и др.
2.4. Субсидии и компенсации предоставляются на основании
приказа Комитета в соответствии с заключенным договором.
Сумма субсидии и компенсации перечисляется на расчетный
счет предприятия, зарегистрированного гражданином, либо
на лицевой счет в сберегательном банке гражданина, занимающегося
индивидуальной предпринимательской деятельностью, и наличными
не выдается.
При создании предприятия группой граждан субсидии и компенсация
перечисляются общей суммой на расчетный счет предприятия.
2.5. С гражданином, направленным на обучение, договор может
заключаться после окончания обучения в случае повторной
регистрации в качестве безработного в Управлении занятости
с правом получения пособия по безработице.
2.6. Не рекомендуется заключение договора об оказании содействия
в организации собственного дела:
- с гражданами, которым до достижения пенсионного возраста
осталось 24 месяца и менее;
- с гражданами, организующими малые предприятия и которым
до срока окончания получения пособия по безработице осталось
3 месяца и менее;
- с гражданами, организующими индивидуальную предпринимательскую
деятельность и которым до окончания срока получения пособия
по безработице осталось 2 месяца и менее.
2.7. Финансовая помощь, консультационные и другие услуги
Комитетом оказываются предпринимателям, с которыми заключены
договоры на такие услуги, в течение 12 месяцев со дня заключения
договора.
2.8. Гражданам, ранее получившим финансовую помощь на организацию
собственного дела, вторично субсидия и компенсация не предоставляются.
3. Размеры субсидий и компенсаций
3.1. Гражданину, создающему собственное дело, субсидия выдается
в размере 12-месячного пособия по безработице, причитающегося
данному гражданину, с учетом доплат на лиц, находящихся
на содержании безработного.
Расчет субсидии в виде причитающегося 12-месячного пособия
по безработице производится с даты регистрации гражданина
в службе занятости в качестве безработного и назначения
ему пособия по безработице (в соответствии с Законом "О
занятости").
Для граждан, у которых пособие по безработице исчисляется
максимальным или минимальным размерами, расчет причитающегося
12-месячного пособия производится по данным, определяющим
размер пособия на момент подачи безработным заявки в Комитет.
3.2. Для граждан, ищущих работу впервые, стремящихся возобновить
трудовую деятельность после длительного (более одного года)
перерыва, а также граждан, уволенных по любым основаниям,
но не имеющих 26-недельного периода оплачиваемой работы
в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы,
субсидия выдается в размере 12-месячной минимальной заработной
платы, установленной законодательством (настоящий пункт
в данной редакции действует до вступления в силу Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
от 17.07.99 № 175-ФЗ).
3.3. Для граждан, организующих малые предприятия и создающих
рабочие места не только для себя, но и для лиц, направляемых
Отделами, условия договора могут предусматривать предоставление
дотации за каждого трудоустроенного по направлению Отдела,
но не более чем для 10 нанимаемых работников. Дотация выдается
в размере 75 процентов 12-месячного пособия по безработице,
причитающегося безработному, направленному Отделом. Выделение
дотации производится при условии приема на работу граждан
в установленном законодательством порядке на срок не менее
чем 12 месяцев и с полным рабочим днем. Предоставление дотации
производится на основании приказа Комитета, перечисляется
на расчетный счет предприятия и наличными не выдается.
3.4. Для групп граждан, создающих малое предприятие (являющихся
его соучредителями), размер субсидии определяется путем
суммирования субсидий, установленных для каждого гражданина
на условиях, изложенных в пунктах 3.1-3.3 настоящего раздела.
3.5. Из субсидий и дотаций, начисленных в соответствии с
пунктами 3.1-3.4 настоящего раздела, не удерживаются полученные
гражданином ранее (до заключения договора с Комитетом) сумма
пособия по безработице, а также сумма расходов на его обучение.
3.6. Компенсация расходов, связанных с регистрацией предприятия
или предпринимательской деятельности, может быть полной
или частичной.
Решение о компенсации расходов на регистрацию и ее размере
определяется Экспертным советом Комитета при рассмотрении
проектов организации собственного дела безработных граждан
(бизнес - планов).
4. Порядок работы с безработными гражданами, желающими
организовать собственное дело
4.1. При регистрации гражданина в качестве безработного
специалист Отдела, проводящий прием, обращает его внимание
на возможность получения содействия со стороны Комитета
в организации собственного дела и вручает ему памятку "Как
стать предпринимателем" (приложение № 10) с отметкой
в учетной карточке.
В первую очередь содействие со стороны Комитета оказывается
тем гражданам, которые уже выбрали вид деятельности, продумали
организацию собственного дела и уверены в эффективности
этой деятельности.
4.2. С гражданами, желающими организовать собственное дело,
специалист Управления занятости по работе с указанной категорией
граждан выявляет их возможности и способности к предпринимательской
деятельности, регистрирует их в специальном журнале и передает
сведения о них специалисту по выявлению нелегальной занятости
для проверки достоверности справок о средней заработной
плате, представленных гражданами в Отдел.
При этом предоставляется возможность ознакомиться:
- с действующим порядком и условиями предоставления Комитетом
финансовой поддержки безработным гражданам, желающим организовать
собственное дело;
- с имеющейся в Управлении занятости нормативной и методической
литературой по вопросам предпринимательства.
При оценке личных качеств потенциального предпринимателя
принимаются во внимание имеющаяся у гражданина профессия,
опыт работы, его финансовые возможности.
Для углубленной оценки предпринимательских способностей
граждан психолог Управления занятости проводит тестирование
и оформляет заключение о результатах тестирования (по установленной
форме).
По результатам психологического тестирования психолог рекомендует
(не рекомендует) занятие гражданином предпринимательской
деятельностью.
4.3. Гражданин, получивший положительный результат тестирования,
Управлением занятости направляется (в установленном порядке,
с рекомендательным письмом) в Управление для дальнейшего
консультирования.
При необходимости Управление занятости предоставляет справку
безработному гражданину о размере причитающегося 12-месячного
пособия по безработице по форме, приведенной в приложении
№ 4 или № 4а.
Справка по форме приложения № 4 или № 4а предоставляется
безработному гражданину только после того, как специалист
по выявлению нелегальной занятости проверит достоверность
справки о средней заработной плате гражданина.
В подтверждение достоверности справки о средней заработной
плате гражданина специалист по выявлению нелегальной занятости
визирует справку по форме приложения № 4 или № 4а.
4.4. Специалист Управления, проводящий прием граждан, желающих
организовать собственное дело, осуществляет следующие работы:
а) проводит собеседование с целью выявления возможного
или предполагаемого вида деятельности;
б) разъясняет:
- требования к предпринимателю (наличие общих знаний рыночной
экономики, профессии или специальных знаний, опыта работы
по выбранному виду деятельности);
- организационно - правовые формы предпринимательства;
- порядок создания малого предприятия, организации предпринимательской
деятельности;
в) знакомит:
- с приоритетными направлениями развития малого предпринимательства,
приведенными в приложении № 1, с условиями обучения основам
рыночной экономики;
- с порядком подготовки учредительных документов для создания
малого предприятия или получения разрешения на право заниматься
предпринимательской деятельностью;
- с порядком разработки технико-экономического обоснования
(бизнес - плана).
Примерное содержание технико-экономического обоснования
(бизнес - плана) малого предприятия, предпринимательской
деятельности приведено в приложении № 2;
г) оказывает консультативную помощь безработным гражданам
при оформлении ими документов, необходимых для получения
субсидии;
д) проводит предварительную проверку технико-экономических
обоснований (бизнес - планов) на соответствие установленным
требованиям.
В случае, если гражданин (группа граждан) предполагает(ют)
создать предприятие, необходимо обращать его (их) внимание
на обязательность того, чтобы он (один из них) исполнял
в течение срока действия соответствующего договора обязанности
директора этого предприятия.
4.5. При недостатке у потенциального предпринимателя знаний
или отсутствии необходимой профессии он может быть направлен
на обучение в соответствии с Порядком направления на профессиональное
обучение безработных граждан, утвержденным Комитетом.
4.6. Для заключения договора с Комитетом безработный гражданин
вправе обратиться в отдел содействия предпринимательской
деятельности безработных граждан Управления (далее - Отдел
содействия) с представлением заявки по форме, приведенной
в приложении № 3.
При этом безработный гражданин представляет технико-экономическое
обоснование (бизнес - план), отвечающее требованиям, изложенным
в приложении № 2 к настоящему Порядку, рекомендацию психолога,
справку по форме приложения № 4.
4.7. Отдел содействия регистрирует в специальном журнале
все поступившие заявки от безработных граждан и осуществляет
их рассмотрение, для чего:
а) проверяет представленные документы на соответствие установленным
требованиям, определенным настоящим Порядком. Перечень необходимых
документов указан в приложении № 6 к настоящему Порядку;
б) оказывает помощь безработным гражданам в оформлении представленных
документов при необходимости.
4.8. После проверки представленных документов Управление
в установленном порядке направляет письменные обращения
граждан в Экспертный совет Комитета для получения заключения
по технико-экономическим обоснованиям (бизнес - планам)
проектов малых предприятий и предпринимательской деятельности
гражданина.
В Экспертный совет Комитета включаются представители структурных
подразделений Комитета, деятельность которых непосредственно
связана с работой по содействию безработным гражданам, желающим
организовать собственное дело. К этим подразделениям относятся:
Управления занятости, Отдел финансового сопровождения договоров,
Управление бюджетного планирования, финансового учета и
отчетности, Нормативно - правовое управление, Управление
активной политики занятости.
В случае необходимости для работы Экспертного совета Комитета
могут быть привлечены эксперты со стороны (работники банков,
финансисты, экономисты, другие специалисты в области организации
предпринимательской деятельности, опытные предприниматели).
Затраты на оплату услуг экспертов, осуществляемых на договорных
условиях, относятся по статье "Специальные программы
занятости" бюджета Фонда занятости.
Решение о привлечении сторонних экспертов для оценки бизнес
- планов принимается руководителем Комитета.
Экспертный совет в своей работе руководствуется Положением
об Экспертном совете, утверждаемым приказом Комитета.
4.9. Экспертный совет Комитета оценивает эффективность,
реальность представленных безработными гражданами проектов,
соответствие сферы деятельности приоритетным направлениям
развития малого предпринимательства в г. Москве и дает заключение
о целесообразности (нецелесообразности) осуществления проектов.
В своем решении Экспертный совет Комитета определяет также
размер компенсации расходов, связанных с регистрацией предприятия
или предпринимательской деятельности гражданина (полностью,
частично).
Решение Экспертного совета Комитета, оформленное протоколом
в установленном порядке, служит основанием для оформления
проекта договора между Комитетом и безработным гражданином.
4.10. При положительном решении Экспертного совета Комитета
о целесообразности реализации представленного проекта (бизнес
- плана) Управление готовит проект договора с безработным
гражданином, в соответствии с которым он обязуется организовать
собственное дело, а Комитет - выдать субсидию.
В случае неудовлетворительной оценки Экспертным советом
Комитета представленного проекта (нецелесообразности реализации
проекта) Управление уведомляет безработного гражданина об
отказе в выдаче субсидии. По желанию безработного гражданина
данное уведомление может быть направлено ему в письменной
форме за подписью председателя Комитета или его заместителя.
5. Порядок оформления договора с безработным гражданином
об оказании содействия в создании малого предприятия или
в организации индивидуальной предпринимательской деятельности
гражданина
5.1. Договор с безработным гражданином об оказании содействия
в создании малого предприятия или в организации индивидуальной
предпринимательской деятельности гражданина заключается
в соответствии с утвержденными типовыми формами, приведенными
в приложениях № 7 (вариант 1) и № 8 (вариант 1) к настоящему
Порядку.
5.2. На основании заключения Экспертного совета Комитета
Управление подготавливает проект договора между Комитетом
и безработным гражданином об оказании содействия в создании
малого предприятия или проект договора об оказании содействия
в организации индивидуальной предпринимательской деятельности
гражданина и осуществляет согласование проекта договора
с соответствующими структурными подразделениями Комитета.
Проект договора оформляется в двух экземплярах, визируется
Управлением, подписывается гражданином и передается на согласование
в установленном порядке.
В случае создания малого предприятия группой безработных
граждан договор подписывается всеми гражданами - учредителями
предприятия (соответственно увеличивается количество экземпляров
договора).
5.3. Рассмотрение и согласование проекта договора осуществляются:
5.3.1. Управлением занятости (Отделом), где зарегистрирован
безработный гражданин, в части:
- наличия права гражданина на получение пособия по безработице;
- невозможности предоставления подходящей работы в установленном
порядке;
- правильности установленного размера субсидии;
- визирования проекта договора.
5.3.2. Отделом финансового сопровождения договоров в части:
- правильности экономических расчетов, содержащихся в
бизнес - планах, и их соответствия выделяемым финансовым
средствам;
- визирования проекта договора.
5.3.3. Управлением бюджетного планирования, финансового
учета и отчетности в части:
- наличия соответствующих финансовых ресурсов по статье
"Специальные программы занятости";
- визирования проекта договора.
5.3.4. Нормативно - правовым управлением в части:
- проведения правовой экспертизы проекта договора на соответствие
действующему законодательству, другим нормативным правовым
актам;
- визирования проекта договора.
5.4. Устанавливаются следующие сроки рассмотрения и согласования
проекта договора структурными подразделениями Комитета:
- Управлением занятости (Отделом) - 3 дня;
- Управлением бюджетного планирования, финансового учета
и отчетности - 3 дня;
- Отделом финансового сопровождения договоров - 3 дня;
- Нормативно - правовым управлением - 3 дня.
Общий срок рассмотрения и согласования проекта договора
не должен превышать двух недель.
5.5. От Комитета договор подписывает председатель Комитета
или лицо, им уполномоченное.
5.6. Управление регистрирует заключенный договор, подшивает
один экземпляр (с визами согласования) в дело, а второй
(вторые) передает гражданину (группе граждан).
5.7. Управление передает в десятидневный срок в Управление
занятости копию заключенного договора и информирует о дате
регистрации гражданином (группой граждан) предприятия или
предпринимательской деятельности. Отдел снимает безработного
гражданина с учета в установленном порядке (п. 1.7 настоящего
Порядка).
5.8. Управление бюджетного планирования, финансового учета
и отчетности перечисляет денежные средства в соответствии
с условиями договора и в указанные сроки на основании приказа
по Комитету и в соответствии с п. 1.4 настоящего Порядка.
5.9. Проект приказа по Комитету, предусмотренный в п. 2.4
настоящего Порядка, подготавливается и оформляется Управлением
в установленном порядке по мере наступления сроков перечисления
субсидий и компенсаций в соответствии с заключенным договором.
К проекту приказа прилагаются договор с визами согласования
(подлинник), все документы, предусмотренные приложением
№ 6 к настоящему Порядку (первые экземпляры), решение Экспертного
совета Комитета (выписка из протокола), а также копии документов,
предусмотренных договором.
После подписания приказа руководством Комитета приказ передается
в Управление бюджетного планирования, финансового учета
и отчетности для исполнения.
Копии приказа рассылаются в соответствующее Управление занятости
(с приложением копии договора и свидетельства о регистрации
предприятия или индивидуальной предпринимательской деятельности),
Управление (с приложением копий полного комплекта документов),
Отдел финансового сопровождения договоров (с приложением
копий договоров, свидетельств о регистрации).
Управление ежеквартально до 15 числа месяца, следующего
за отчетным периодом, направляет в Управления занятости
сводную информацию по заключенным договорам.
5.10. Управление осуществляет контроль за исполнением договорных
обязательств со стороны гражданина (группы граждан).
5.11. В случае необходимости выплаты дотации безработным
гражданам, организовавшим малые предприятия и создавшим
рабочие места не только для себя, но и для лиц, направленных
службой занятости, Управление оформляет договор "О
предоставлении целевой дотации за трудоустройство безработных
граждан по направлению службы занятости" в соответствии
с приложением № 11 и осуществляет его согласование, как
и договора с соответствующими структурными подразделениями
Комитета, и подготавливает проект приказа по выплате дотации.
5.12. Создание рабочих мест за счет выплаченных дотаций
по условиям договора оформляется подписанием двустороннего
акта по форме приложения № 13.
6. Порядок оформления приказа по выплате дотации гражданам,
организовавшим малое предприятие и создавшим рабочие места
не только для себя, но и для лиц, направленных службой занятости
6.1. Приказ Комитета о выплате дотации гражданину, организовавшему
малое предприятие и создавшему рабочие места не только для
себя, но и для лиц, направленных службой занятости (далее
- Предприниматель), выполнившему требования п. 3.3 настоящего
Порядка, готовится Управлением в установленном порядке.
6.2. Основанием для оформления приказа по выплате дотации
является представление Предпринимателем следующих документов:
- договора "О предоставлении целевой дотации за трудоустройство
безработных граждан по направлению службы занятости",
в котором оговаривается конкретная величина дотации по
форме приложения № 11;
- заявления Предпринимателя в адрес председателя Комитета
с просьбой о выплате дотации для трудоустройства безработного(ых)
гражданина(ан) по форме приложения № 9;
- справки из Управления занятости о размере 12-месячного
пособия безработного гражданина, направленного службой
занятости для трудоустройства на малое предприятие, созданное
Предпринимателем, по форме приложения № 4.
6.3. Для получения справки о размере 12-месячного пособия
по безработице, причитающегося безработному, направленному
Отделом на созданное Предпринимателем предприятие, Предприниматель
дает запрос по форме приложения № 12 в Управление занятости.
6.4. На основании документов, представленных в соответствии
с п. 6.2 настоящего Порядка, Управление подготавливает проект
приказа о выплате дотации Предпринимателю и осуществляет
согласование проекта приказа с соответствующими структурными
подразделениями Комитета.
6.5. Приказ подписывает председатель Комитета или лицо,
им уполномоченное.
6.6. Предприниматель в трехдневный срок после поступления
дотации на расчетный счет его предприятия выпускает приказ
о приеме на работу безработного гражданина, направленного
Отделом, и информирует об этом Отдел в установленном в Комитете
порядке.
6.7. Снятие с учета безработного гражданина, направленного
Отделом для трудоустройства на малое предприятие Предпринимателя,
производится Отделом в установленном порядке после поступления
дотации на расчетный счет предприятия и трудоустройства
этого гражданина.
7. Порядок предоставления финансовой помощи безработным
гражданам, прошедшим обучение в подразделении дополнительного
профессионального образования Женского делового центра
7.1. Общие положения
7.1.1. С целью стимулирования активности предпринимательской
деятельности безработных граждан, желающих организовать
собственное дело и прошедших обучение в подразделении дополнительного
профессионального образования Женского делового центра (далее
- Подразделение образования) по курсу "Экономика и
развитие предпринимательства" (гражданам, окончившим
иные курсы, финансовая помощь предоставляется на условиях
разделов 2 и 3 настоящего Порядка), Комитетом предоставляется
финансовая помощь в виде субсидий и компенсаций согласно
пп. 7.2, 7.3.
В случае реализации этими гражданами социально значимых
проектов (создание рабочих мест для безработных граждан,
особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности
в поиске работы, деятельность, направленная на охрану природной
среды, защиту здоровья населения, и др.) безработным гражданам
оказывается единовременная финансовая помощь в виде субсидии
с дотацией за каждое созданное дополнительное рабочее место
с компенсацией расходов на регистрацию предприятия согласно
пп. 7.4, 7.5.
7.1.2. Срок подачи заявления в Комитет по вопросу организации
собственного дела для категории граждан, указанных в п.
7.1.1, устанавливается не более 6 месяцев с даты окончания
обучения.
7.2. Условия предоставления субсидии и компенсации
7.2.1. Регистрация гражданина в качестве безработного в
Отделах с правом получения пособия по безработице.
7.2.2. Достижение гражданином 18-летнего возраста.
7.2.3. Избрание вида деятельности, являющегося приоритетным
для города.
7.2.4. Привлечение личных сбережений в организацию собственного
дела в размере 25 процентов от суммы выделяемой субсидии
(безработный гражданин может вложить в организацию собственного
дела движимое или недвижимое собственное имущество, например,
оборудование, машины и др.), оцениваемые по рыночной стоимости
на момент заключения договора.
7.2.5. Заключение соответствующего договора между Комитетом
и гражданином.
7.2.6. Получение свидетельства на право заниматься предпринимательской
деятельностью или свидетельства о регистрации малого предприятия
в соответствии с заключенным с Комитетом договором.
7.2.7. Для получения субсидии гражданин (группа граждан)
должен представить следующие документы:
- технико-экономическое обоснование избранного вида деятельности
(бизнес - план), подтверждающее его эффективность;
- копию свидетельства о регистрации малого предприятия
или свидетельства на право заниматься предпринимательской
деятельностью;
- номер расчетного счета в учреждении банка, адрес и реквизиты
банка (для граждан, создающих малое предприятие);
- номер лицевого счета, адрес и реквизиты сберегательного
банка (для граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской
деятельностью).
7.2.8. Для получения компенсации гражданин (группа граждан)
должен(ны) представить документы, подтверждающие расходы,
связанные с регистрацией и произведенные им (ими), на:
- оплату госпошлины и регистрационного сбора за регистрацию
предприятия или предпринимательской деятельности;
- изготовление печати и штампа;
- оплату за присвоение кодов ОКПО;
- заверение копий учредительных документов;
- оплату экспертизы уникальности названия предприятия;
- оформление юридического адреса и др.
7.2.9. Субсидии и компенсации предоставляются на основании
приказа Комитета в соответствии с заключенным договором.
Сумма субсидии и компенсации перечисляется на расчетный
счет предприятия, зарегистрированного гражданином, либо
на лицевой счет в сберегательном банке гражданина, занимающегося
индивидуальной предпринимательской деятельностью, и наличными
не выдается.
При создании предприятия группой граждан субсидия и компенсация
перечисляются общей суммой на расчетный счет предприятия.
7.2.10. Гражданам, ранее получившим финансовую помощь на
организацию собственного дела, вторично субсидия и компенсация
не предоставляются.
7.3. Размеры субсидий и компенсаций
7.3.1. Гражданину, создающему собственное дело, субсидия
выдается в размере 12-месячного максимального пособия по
безработице, установленного на момент обращения гражданина
в Комитет по вопросу организации предпринимательской деятельности,
с учетом доплат на лиц, находящихся на содержании безработного.
7.3.2. Для граждан, организующих малые предприятия и создающих
рабочие места не только для себя, но и для лиц, направляемых
Отделом, может предоставляться дотация за каждого трудоустроенного
по направлению Отдела, но не более чем для 10 нанимаемых
работников. Дотация выдается в размере 75 процентов 12-месячного
пособия по безработице, причитающегося безработному, направленному
Отделом.
Выделение дотации производится при условии приема гражданина
на работу в установленном законодательством порядке на срок
не менее чем 12 месяцев и с полным рабочим днем. Предоставление
дотации производится на основании приказа Комитета, перечисляется
на расчетный счет предприятия и наличными не выдается.
7.3.3. Для группы граждан, создающих малое предприятие (являющихся
его соучредителями), размер субсидии определяется путем
суммирования субсидий, установленных для каждого гражданина
на условиях, изложенных в пунктах 7.3.1-7.3.2 настоящего
раздела.
7.3.4. Из субсидий и дотаций, начисленных в соответствии
с пунктами 7.3.1-7.3.3 настоящего раздела, не удерживаются
полученные гражданином ранее (до заключения договора с Комитетом)
сумма пособия по безработице, а также сумма расходов на
его обучение.
7.3.5. Компенсация расходов, связанных с регистрацией предприятия
или предпринимательской деятельности, может быть полной
или частичной.
Решение о компенсации расходов на регистрацию и ее размере
определяется Экспертным советом Комитета при рассмотрении
проектов организации собственного дела безработных граждан
(бизнес - планов).
7.4. Условия предоставления финансовой помощи безработным
гражданам, прошедшим обучение в Подразделении образования,
и компенсации расходов на регистрацию предприятия в случае
реализации социально значимых проектов
7.4.1. Регистрация гражданина в качестве безработного в
Отделе с правом получения пособия по безработице.
7.4.2. Достижение гражданином 18-летнего возраста.
7.4.3. Избрание вида деятельности, являющегося приоритетным
для города.
7.4.4. Привлечение личных сбережений на организацию собственного
дела в размере 25 процентов от суммы выделяемой субсидии.
Гражданин может вложить в организацию собственного дела
движимое или недвижимое собственное имущество, например,
оборудование, машины и др., оцениваемые по рыночной стоимости
на момент заключения договора.
7.4.5. Заключение соответствующего договора между Комитетом
и гражданином по форме приложения № 7а.
7.4.6. Получение свидетельства о регистрации малого предприятия
в соответствии с заключенным с Комитетом договором.
7.4.7. Для получения субсидии и дотаций гражданин должен
представить следующие документы:
- технико-экономическое обоснование избранного вида деятельности
(бизнес - план), подтверждающее его эффективность, с указанием
номенклатуры профессий по организуемым рабочим местам и
периода, на который обеспечивается занятость граждан на
этих рабочих местах, размера финансовых средств, выделенных
в качестве финансовой помощи, и использования на:
а) приобретение оборудования, сырья, материалов (на 3
месяца), необходимых для организации предпринимательской
деятельности, или приобретение целиком объектов производственного,
коммунально-бытового назначения;
б) проектные, исследовательские и пусконаладочные работы,
иные работы, связанные с организацией собственного дела;
в) аренду производственных, офисных помещений (в т.ч.
оплату для получения права на аренду);
г) накладные расходы (транспортные расходы, коммунальные
услуги, ремонт помещений, установка телефона, офисная
мебель, оргтехника и т.п.) и другие текущие расходы;
д) заработную плату работникам предприятия в течение первых
трех календарных месяцев с момента поступления денежных
средств на расчетный счет предприятия (учредителям - безработным,
бухгалтеру);
- копию свидетельства о регистрации малого предприятия,
устава, учредительного договора;
- номер расчетного счета в учреждении банка, адрес и реквизиты
банка;
- копию свидетельства (диплома) об окончании обучения
в Подразделении образования.
7.4.8. Для получения компенсации гражданин (группа граждан)
должен(ны) представить документы, подтверждающие расходы,
связанные с регистрацией и произведенные им (ими), на:
- оплату госпошлины и регистрационного сбора за регистрацию
предприятия или предпринимательской деятельности;
- оплату госпошлины за свидетельствование подлинных подписей
на банковских карточках;
- изготовление печати и штампа;
- оплату за присвоение кодов ОКПО;
- заверение копий учредительных документов;
- оплату экспертизы уникальности названия предприятия;
- оформление юридического адреса и др.
7.4.9. Субсидия, дотации и компенсация гражданину предоставляются
на основании приказа Комитета в соответствии с заключенным
договором.
Сумма субсидии, дотаций и компенсации перечисляется на
расчетный счет предприятия, зарегистрированного гражданином,
и наличными не выдается.
Допускается создание малого предприятия группой граждан.
В этом случае субсидии, дотации и компенсация перечисляются
общей суммой на расчетный счет предприятия.
7.4.10. Договор с гражданином может заключаться только после
окончания обучения в Подразделении образования.
7.5. Размеры субсидии, дотаций и компенсации при реализации
социально значимых проектов гражданами, прошедшими обучение
в Подразделении образования
7.5.1. Гражданину, организующему малое предприятие и создающему
рабочие места не только для себя, но и для безработных граждан,
особо нуждающихся в социальной защите, направленных Отделом
(реализация социально значимого проекта), оказывается финансовая
помощь в виде субсидии с дотацией.
Субсидия выдается в размере 12-месячного максимального пособия
по безработице, установленного на момент обращения гражданина
в Комитет по вопросу организации предпринимательской деятельности,
с учетом доплат на лиц, находящихся на содержании безработного.
Дотация выдается на организацию каждого дополнительного
рабочего места в размере 75% 12-месячного размера среднего
уровня зарплаты, сложившегося в г.Москве на дату обращения
гражданина в Комитет по вопросу оказания финансовой помощи
для организации собственного дела.
Субсидия с дотацией выплачивается единовременно в соответствии
с условиями договора между Комитетом и гражданином.
7.5.2. Компенсация расходов, связанных с регистрацией предприятия,
может быть полной или частичной.
Решение о компенсации расходов на регистрацию и ее размере
определяется Экспертным советом Комитета при рассмотрении
проектов организации собственного дела безработных граждан
(бизнес - планов).
7.6. Порядок работы с безработными гражданами, желающими
организовать собственное дело, прошедшими обучение в Подразделении
образования
7.6.1. Безработные граждане, прошедшие обучение в Подразделении
образования и желающие организовать собственное дело, должны
регистрироваться в качестве безработных по месту постоянного
жительства с правом получения пособия по безработице в соответствии
с Законом "О занятости".
7.6.2. При регистрации гражданина в качестве безработного
специалист Отдела обращает его внимание на возможность получения
содействия со стороны Комитета в организации собственного
дела.
В первую очередь содействие со стороны Комитета оказывается
тем гражданам, которые уже выбрали вид деятельности, продумали
организацию собственного дела и уверены в эффективности
этой деятельности.
7.6.3. С гражданами, желающими организовать собственное
дело, специалист Управления занятости по работе с указанной
категорией граждан проводит собеседование и регистрирует
их в специальном журнале.
7.6.4. Гражданин, прошедший собеседование, Управлением занятости
направляется в Управление для подготовки документов, необходимых
для получения финансовой помощи.
7.6.5. Специалист Управления, проводящий прием граждан,
желающих организовать собственное дело, осуществляет следующие
работы:
а) проводит предварительную проверку бизнес - планов на
соответствие установленным требованиям, изложенным в приложении
№ 2;
б) разъясняет:
- организационно - правовые формы предпринимательства;
- порядок создания малого предприятия, организации индивидуальной
предпринимательской деятельности;
в) знакомит:
- с приоритетными направлениями развития малого предпринимательства;
- с порядком подготовки учредительных документов для создания
малого предприятия или получения разрешения на право заниматься
предпринимательской деятельностью;
г) оказывает консультационную помощь безработным гражданам
при оформлении ими документов, необходимых для получения
финансовой помощи.
7.6.6. С гражданином, желающим и способным заниматься предпринимательской
деятельностью, Комитет заключает договор.
Для заключения договора с Комитетом безработный гражданин
вправе обратиться в Отдел содействия с представлением заявки
по форме приложения № 3.
При этом безработный гражданин представляет технико - экономическое
обоснование (бизнес - план), отвечающее требованиям, изложенным
в приложении № 2 к настоящему Порядку.
7.6.7. Отдел содействия регистрирует в специальном журнале
все поступившие заявки от безработных граждан и осуществляет
их рассмотрение, для чего:
а) проверяет представленные документы на соответствие
установленным требованиям, определенным настоящим Порядком.
Перечень необходимых документов указан в приложении №
6а к настоящему Порядку;
б) оказывает помощь безработным гражданам в оформлении
представленных документов при необходимости.
7.6.8. После проверки представленных документов Управление
в установленном порядке направляет письменные обращения
граждан в Экспертный совет Комитета для получения заключения
по технико-экономическим обоснованиям (бизнес - планам)
проектов организации малых предприятий или предпринимательской
деятельности гражданина.
7.6.9. Экспертный совет Комитета оценивает эффективность,
реальность представленных проектов, соответствие сферы деятельности
приоритетным направлениям развития малого предпринимательства
в г. Москве и дает заключение о целесообразности (нецелесообразности)
осуществления проектов.
В своем решении Экспертный совет Комитета определяет также
размер компенсации расходов, связанных с регистрацией предприятия
или предпринимательской деятельности гражданина (полностью,
частично).
Решение Экспертного совета Комитета, оформленное протоколом
в установленном порядке, служит основанием для оформления
проекта договора между Комитетом и безработным.
7.6.10. При положительном решении Экспертного совета Комитета
о целесообразности реализации представленного проекта (бизнес
- плана) Управление готовит проект договора с безработным
гражданином, в соответствии с которым он обязуется организовать
собственное дело, а Комитет - выдать субсидию и дотацию.
В случае неудовлетворительной оценки Экспертным советом
Комитета представленного проекта (нецелесообразности реализации
проекта) Управление уведомляет безработного гражданина об
отказе в выдаче субсидии и дотации. По желанию безработного
гражданина данное уведомление может быть направлено ему
в письменной форме за подписью председателя Комитета или
его заместителя.
Дальнейшее трудоустройство безработного гражданина после
отказа в содействии открытию собственного дела производится
в установленном законом порядке.
7.7. Порядок оформления договора об оказании содействия
в создании малого предприятия или в организации индивидуальной
предпринимательской деятельности с безработным гражданином,
прошедшим обучение в Подразделении образования
7.7.1. Договор с безработным гражданином об оказании содействия
в создании малого предприятия или в организации индивидуальной
предпринимательской деятельности гражданина заключается
в соответствии с утвержденными типовыми формами, приведенными
в приложениях № 7 (вариант 2), 7а, 8 (вариант 2) к настоящему
Порядку.
7.7.2. На основании заключения Экспертного совета Комитета
Управление подготавливает проект договора между Комитетом
и безработным гражданином об оказании содействия в создании
малого предприятия или проект договора об оказании содействия
в организации индивидуальной предпринимательской деятельности
гражданина и осуществляет согласование проекта договора
с соответствующими структурными подразделениями Комитета.
Проект договора оформляется в двух экземплярах, визируется
Управлением, подписывается гражданином и передается на согласование
в установленном порядке.
В случае создания малого предприятия группой безработных
граждан договор подписывается всеми гражданами - учредителями
предприятия (соответственно увеличивается количество экземпляров
договора).
7.7.3. Рассмотрение и согласование проекта договора осуществляется:
7.7.4. Управлением занятости (Отделом), где зарегистрирован
безработный гражданин, в части:
- наличия права гражданина на получение пособия по безработице;
- визирования проекта договора.
7.7.5. Отделом финансового сопровождения договоров в части:
- правильности экономических расчетов, содержащихся в
бизнес - планах, и их соответствия выделяемым финансовым
средствам;
- визирования проекта договора.
7.7.6. Управлением бюджетного планирования, финансового
учета и отчетности в части:
- наличия соответствующих финансовых ресурсов по статье
"Специальные программы занятости";
- визирования проекта договора.
7.7.7. Нормативно - правовым управлением в части:
- проведения правовой экспертизы проекта договора на соответствие
действующему законодательству, другим нормативным правовым
актам;
- визирования проекта договора.
7.7.8. Устанавливаются следующие сроки рассмотрения и согласования
проекта договора структурными подразделениями:
- Управлением занятости (Отделом) - 3 дня;
- Отделом финансового сопровождения договоров - 3 дня;
- Управлением бюджетного планирования, финансового учета
и отчетности - 3 дня;
- Нормативно - правовым управлением - 3 дня.
Общий срок рассмотрения и согласования проекта договора
не должен превышать 2 недели.
7.7.9. От Комитета договор подписывает председатель Комитета
или лицо, им уполномоченное.
7.7.10. Управление регистрирует заключенный договор, подшивает
один экземпляр (с визами согласования) в дело, а второй
(вторые) передает гражданину (группе граждан).
7.7.11. Управление направляет в Управление занятости (Отдел)
копию заключенного договора и информирует о дате регистрации
гражданином (группой граждан) предприятия или предпринимательской
деятельности, а Отдел снимает безработного гражданина с
учета в установленном порядке.
7.7.12. Управление бюджетного планирования, финансового
учета и отчетности перечисляет денежные средства в соответствии
с условиями договора и в указанные сроки на основании приказа
Комитета и в соответствии с п. 1.4 настоящего Порядка.
7.7.13. Проект приказа Комитета, предусмотренный в п.7.7.12
настоящего Порядка, подготавливается и оформляется Управлением
в установленном порядке по мере наступления сроков перечисления
денежных средств в соответствии с заключенным договором
между гражданином и Комитетом.
К проекту приказа прилагаются договор с визами согласования
(подлинник), все документы, предусмотренные приложением
№ 6а к настоящему Порядку (первые экземпляры), решение Экспертного
совета Комитета (выписка из протокола), а также копии документов,
предусмотренных договором.
После подписания приказа председателем Комитета приказ передается
в Управление бюджетного планирования, финансового учета
и отчетности для исполнения.
Копии приказа рассылаются в соответствующее Управление занятости
(с приложением копии договора, свидетельства о регистрации),
Отдел финансового сопровождения договоров (с приложением
копии договора и свидетельства о регистрации), Управление
(с приложением копий полного комплекта документов).
7.7.14. Управление осуществляет контроль за исполнением
договорных обязательств со стороны гражданина (группы граждан).
|
5.7. Положение о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации (утверждено Постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 27 сентября 1996 года №1) |
I. Общие положения
9.1. Гарантированный минимум
бесплатных психолого - профориентационных услуг включает
в себя: оказание индивидуальной психолого - профориентационной
помощи учащимся общеобразовательных учреждений, воспитанникам
школ - интернатов и детских домов, инвалидам, учащимся образовательных
учреждений профессионального образования, работающей молодежи
в первые три года трудовой деятельности, лицам с ограниченной
трудоспособностью, гражданам, имеющим статус безработного,
вынужденного переселенца или беженца.
|
|
|
|