Волшебный ключ · Проект "Поверь в себя!"
 О клубе
 Хроника проекта
 Фотоальбом

ПРЕОДОЛЕНИЕ

Тренинги, походы, проекты - зачем мы это делаем

Два года назад я пришел работать добровольцем в реабилитационный центр «Липки». Это было подобие санатория или детского лагеря, в котором ребята жили постоянно (месячными сменами) с целью реабилитации. Под этим понимались не только медицинские процедуры, но и развитие мелкой моторики (через различные мастерские), отдых на природе, свободное общение в обществе «себе подобных» и т.д. Безусловно, это значимые факторы реабилитации, но я обратил внимание на еще один момент, без которого реабилитация (то есть восстановление способностей) мне не представляется законченной.

Большинство ребят потеряло веру в себя.

Даже при минимальной трудности, они отказывались  от «сражения». Например, от участия в прохождении «полосы препятствий» (разумеется, сконструированной с учетом их возможностей) говоря: «Да нам пока не хочется!», но при этом они не уходили с площадки, с интересом наблюдая за участвующими. Понятно, что длительное пребывание в больнице (особенно в подростковом возрасте), страх за будущее, гиперопека волнующихся родителей, запреты врачей (обоснованные) – все это не способствует развитию воли и уверенности в себе. А без воли к победе, психологического настроя, принятия на себя ответственности за свою жизнь и свое будущее выздоровление как мы можем говорить об успешности реабилитации? Так родилась программа «Поверь в себя».

Программа основывается на прохождении человеком системы испытаний, вынуждающих его преодолевать себя. Все испытания сначала кажутся невозможными, но постепенно, по мере прохождения и изменения человека, ситуация становится разрешимой. И еще не было ни одной группы, которая бы не дошла до конца (хотя некоторым на это понадобилось несколько дней).

Что мы делали?

• Тренинги, в которых группа сможет преодолеть препятствия (например, пролезть в веревочную «паутинку») только если будет активно взаимодействовать. При каждом касании веревки вся группа начинает упражнение заново. Первые 2-3 часа группа пытается «прошибить ситуацию лбом». Но старые методы не работают, накапливается усталость и начинаются конфликты. В этот момент ведущий усаживает группу в круг и проводит обсуждение происходящего. Постепенно (иногда со срывами, руганью и катарсисом) каждый человек в группе начинает меняться. Появляется внимание к окружающим, возрастает активность, взаимная поддержка, уходят слабость и обиды.

• Мы ходили босиком по битым стеклам. Это не опасно и может каждый, если знает и соблюдает определенные правила техники безопасности. Страшно только сделать первый шаг, а потом можно даже лежать на них. Надо только победить свой страх.

• Мы переправлялись по различным веревочным переправам, стремясь удержать равновесие. • Мы фехтовали на мечах, учась не бояться ударов.

• Мы спускались с альпинистским снаряжением со стены дома, а затем и со скал и т.д.

Преодолеть страх, поверить, что можешь больше, чем кажется, сначала. А если можешь войти в состояние «преодоления» и победы над собой, то почему бы не перенести это состояние и на другие жизненные ситуации?

Но самой важной для меня была ситуация похода. Мы выезжали ненадолго, но условие к ребятам было следующим:

1. Группа собирается самостоятельно (за еду – отвечал Данил, за снаряжение – Дима и пр.)

2. Жизнеобеспечение во время стоянки целиком на ответственности группы.

Когда мы пришли на место (вел группу Роман), было сказано, что от всех ребят ко взрослым может быть только три вопроса. Сначала ребята растерялись: как же самим готовить еду, разводить костер и пр.? Столько вопросов пронеслось в голове! Но задали только один – оказалось достаточно. Затем все взрослые ушли из лагеря и вернулись только к готовой еде. Ребята гораздо самостоятельней, чем нам иногда кажется. Особенно, если мы верим в них. Наградой им был спуск со скал и прохождение по подвесному мосту.

Зато теперь, если кто-то говорит «не могу», ему достаточно напомнить: ты также говорил на тренинге – и победил, ты не верил, что можно ходить по стеклам – и смог, ты боялся спускаться – и сделал это, ты не чувствовал себя самостоятельным – но становишься таким. Неужели ты испугаешься очередного препятствия?

И последнее. Жизнь становится осмысленной и возвращается к нам, когда мы начинаем не концентрироваться на своих проблемах, а думать о других, заботиться об окружающих. Поддержать деятельность ребят, направленную вовне, направленную на поддержку других – явилось одной из наших задач и важным фактором реабилитации.
Одним из вариантов такой деятельности стали проекты, (пока создаваемые совместно: детьми и взрослыми).

Подростки помогали организовывать праздники для остальных (натягивали переправы, делали призы), приглашали на праздник ребят из детского дома. Они организовывали акции (раздавали ангелочков на улицах Москвы, делали стенд по войне, озеленяли территорию Центра). Этот журнал, а также создаваемый сайт – также одни из важных социальных проектов этих ребят. И если это окажется полезным людям, значит мы старались не зря.

Наши двери открыты. Приходите.

Коновалов Антон,
социальный педагог, психолог,
автор проекта

Ночное ориентирование

В начале сентября мы в составе клуба "На Вадковском" ездили в двухдневный поход. Туда нас отвезли на автобусе - народу было много, пришлось ездить два раза.

Когда приехали - оказалось что придется ставить лагерь без Антона 9 Но нам удалось справиться с задачей очень хорошо.

День состоял из трех испытаний - туристическая эстафета, дневное ориентирование, ночное ориентирова-ние. На всех этапах нас интересовала не быстрота, а качество прохождения этапа. Наверное, поэтому на ночное ориентирование мы затратили около пяти часов:. Но, несмотря на это мы из двадцати команд заняли девятое место.

После ночного приключения все пришли очень уставшие, но никто не лег сразу спать, наверно все хотели обсудить, как мы прошли.

Утром мы не успели позавтракать, как начался дождь, и мы спешно начали собираться домой.

Дима

Ночное ориентирование-2

Как-то вечером мне позвонил Антон - наш тур. руководитель - и сказал: "Так, Рома, в следующие выход-ные выбираемся на природу с ночевкой на ночное ориентирование. Набор предметов стандартный, встреча у клуба в 10. Отбой".

И вот в субботу мы встретились. Оказалось, что идут не только "Липки. Круг.", но и весь Дом детского творчества "На Вадковском". Нас погрузили в автобус и довезли до места, которое оказалось весьма прият-ным - несколько крупных полян и леса хватило на всех.

Под руководством Антона В. мы поставили палатки, и девочки быстро сготовили завтрак-обед.

Через некоторое время начался круг знакомства коллективов. Кого тут только не было: и спортклубы, и хореографические школы, и музыкальные школы.

После обеда народ начал стартовать на полосе препятствий, подошла и наша очередь. Что есть полоса препятствий? Это: канатная переправа, псевдоболото, спуск и подъем на достаточно крутую гору при помощи веревки, установка и сборка палатки и т.д. И все это на время! Благодаря натренированности команды мы это испытание прошли достойно.

Далее следовало дневное ориентирование. Совершенно неподготовленные, мы заплутали в лесу и задание провалили

Вернувшись, мы долго занимались ничегонеделанием. Мы ждали НОЧИ! Ждали ночного ориентирования, и пока остальные составляли план действий - сидели у костра.

Занятия туризмом очень помогли мне научиться не отступать в трудную минуту. Человек часто отступает и пасует перед трудностями, пока не откроет предел своих возможностей, но это не правильно. Надо верить в себя и не сдаваться до последнего. В трудной ситуации главное поддержка друзей и вера в себя. В этом мне помог туризм. Когда стоишь на высоте и боишься переступить за край, то думаешь не о том могу или не могу, а что это сделать просто необходимо, или всю свою жизнь так и будешь сдаваться что бы не случилось. Не теряйте веры в себя!
Петя
И вот ОНО НАЧАЛОСЬ. Ночь, не видно ни зги, не по-сентябрьскому холодно, сыро… Мы двинулись. Не-сколько фонарей сдохли сразу, так что мы перестали быть похожими на ходячую гирлянду. Вначале мы шли прилично, но потом наша неорганизованность показала себя и мы не нашли несколько КП, а потом и дорогу. В конце концов, мы вышли на фонарь, и оказалось, что мы совсем рябом с лагерем. Хотелось домой, но Антон В. предложил найти пропущенные КП. И если бы не неприятное происшествие (не зави-сящее от нас), мы бы их обязательно нашли.

Утром мы проснулись под проливным дождем, поэтому палатки пришлось быстро сворачивать и вскоре мы уже шагали по шоссе к автобусной остановке.

В итоге - немало адреналина и полно опыта.

Рома

Ночное ориентирование-3

Четвёртого сентября, небольшой компанией, мы пошли в поход под Красногорском. В 22 часа начиналось "Ночное ориентирование". Следуя по карте с компасом, нам предстояло найти несколько контрольных пунктов.КП. На выполнение заданий сначала давалось 4 часа, потом время уменьшили до 3 часов. Так как мы ни разу, ни чем подобным не занимались, мы, конечно же, заблудились. Не найдя первых 2 контроль-ных пунктов, мы решили сразу пойти к третьему. На этом пункте надо было показать знания медицины. Мы их показали на "отлично". Но после этого мы потерялись.…Потом на наших фонарях стали садиться батарейки… Но мы не теряли оптимизма! Подумаешь, потерялись в незнакомом лесу, в незнакомой местности, да ещё и ночью!

Через 2 часа после нашего блуждания по лесу, мы решили вернуться в лагерь. Но в итоге мы пришли к третьему контрольному пункту. Там нас попытались вывести на верный путь. Мы даже сначала шли по не-му, но потом снова заблудились, и опять же пришли к третьему пункту, где нас опять вывели на нужную дорогу, и в этот раз удачно!

И вдруг по дороге обратно мы стали неожиданно находить КП. В итоге часам к 3 утра, мы пришли к нашему лагерю!

На следующее утро все команды награждали. Мы заняли 9 место, хотя участвовали в таком мероприятии первый раз, а команд всего было 20!! Так что у нас не такие плохие результаты!!

Прияна

Босиком по стеклам

Как-то на смене в Липках, на одном из последних занятий по туризму Антон решил сделать нам сюрприз: он принес пакет с кучей бутылок и молоток. Сначала никто не понял, что он хотел этим сказать, но когда он начал быть бутылки, некоторые начали понимать, что дело худо. Антон сказал, что мы будем учиться хо-дить по битым стеклам, и когда по группе прошел некоторый шорох, он утешил, что до этого многие ходили, и никто не порезался. Надо лишь правильно расслабиться. Хруст ломающегося стекла под ногами пер-вых решившихся на такое дело теребил душу, и когда пришла моя очередь, у меня еще продолжалось неко-торое недоверие. Но я все-таки решился. Когда я встал на горку стекол, оказалось, что ничего страшного нет - как будто стоишь на остром гравии. Чувствуются острые грани, но не больно.

Мне хотелось бы испытать еще раз те чувства, когда стоишь перед кучей стекол и, наконец, решаешься преодолеть свой страх.

Дима

Комментарий Антона к читателям
: самим такое повторять нельзя во избежании порезов при нарушении техники безопасности.

Вверх по веревке на вышку

Моя первая тренировка проходила на лестничной площадке в клубе "На Вадковском". Когда мы с Андреем пришли, веревки уже висели и были прикреплены к потолку. Мы поднимались на жюмарах по ве-ревке около 30 метров, и когда добирались до верхнего ролика, страхующий аккуратно отпускал веревку на метр вниз (и так пока вся веревка не была пройдена). Почти все поднялись и прошли весь путь этой веревки.

Следующая тренировка проходила на улице на стене с выступами. Некоторые пытались залезть без веревки, за что Антон их отругал. Довольно долго пытались перекинуть веревку через ветку. Когда наконец перекинули и Антон забрался наверх, мы начали по одному подниматься и спускаться. Поднялась я нормально, но спуск для меня был почти ужасом, ведь я на самом деле боюсь большой высоты. Еле - еле спустившись вниз на "восьмерке" и почувствовав под собой землю, я поняла, что хочу еще раз туда залезть, но было уже темно. Как и после первой тренировки мы сидели и пили -- кто чай, кто кофе -- и разговаривали.

Вот и наступил тот день! Мы поехали подниматься на вышку, 20 метров. Я забиралась довольно долго, когда осталось немного до конца, я решила немного отдохнуть. Это действительно волшебное ощу-щение, когда находишься между небом и землей, главное - не смотреть вниз. Но я посмотрела: где - то да-леко земля, и веревка - это все что осталось рядом со мной. И удерживают тебя только какие-то страшные приспособления… Поднявшись до конца мы не могли ни за что зацепиться, поэтому перестегивались в воз-духе. Потом рывком нужно было снимать веревку с восьмерки, но это сначала, потом уже мягче. Когда нужно было перестегнуться с жюмара на восьмерку, мы делали это с помощью инструктора Иры. Она говорила все так четко, что все легко перестегнулись и спустились.

Юля

Стремление к жизни заразно

Меня зовут Андрей, я учусь в колледже на дизайнера, много друзей, недавно устроился на работу. Вроде хорошая жизнь. Но на самом деле чего-то нехватает. Я не любитель футбола и баскетбола, поэтому считал спорт "не своим" времяпрепровождением. Как оказалось зря…

С Липками меня познакомила мама - Пахомова Н. А., которая работала там воспитателем. Познакомила, мягко говоря, весело, хотя на самом деле мокро… Мы с лодки упали. Когда вылезли, стали искать мне сухую одежду. Пока искали, познакомился с кучей народа. Если честно, то такого способа знакомства я не знал, масса ощущений! С тех пор я несколько раз приезжал в клуб, а потом, к сожалению, не хватало времени.

И вдруг мне позвонил Антон и, ничего не объясняя (ну почти), сказал, чтобы я приезжал в клуб. Мол, хотел заниматься альпинизмом - так вперед. Я моментально позвонил своей девушке и спросил, по-едет ли она со мной, ничего и никого там не зная, на что она ответила: "Да!"

Мы приехали в клуб и стали подниматься по лестнице, как услышали странный шум, кто-то пыхтел, стонал и т. д. Поднимаемся и видим: несколько человек стояли на лестнице и на лестничной клетке, во главе с Антоном, а под лестницей висит какой-то паренек. И вроде карабкается вверх, а висит на одном и том же месте. Оказалось, что он учился подниматься на жюмарах, а веревку, на которой он висел, потихоньку стравливали вниз. Так и прошла первая тренировка; когда все попробовали, мы пошли пить чай. Поговорив на манер хоббитов, которые пили чай часов эдак пять, а то и больше, мы разошлись по домам, договорив-шись встретиться через неделю.

Вот мы и снова на тренировке. На этот раз Антон придумал кое-что поинтереснее, правда его при-шлось немного подождать. Вторая тренировка прошла на пятиметровой стене бойлерной, которая находи-лась во дворе через дорогу от клуба. Подниматься было жутко неудобно, т.к. крыша плоская и между стеной и крышей еще и выступ большой. Мы залезли на крышу, перестегивались под чутким руководством Антона, который поднялся первым, причем по дереву, а мне доверил пристегивать и проверять всех на земле. Я залез первым. С непривычки было тяжело, но потом мне понравилось спускаться и я захотел еще разок, но пока поднялись и спустились остальные, уже стемнело и мы, радостные и уставшие побрели домой.

И вот, наконец, нам дали приз за все тренировки: самую сложную и самую мучительную тренировку! Мы, если честно, были рады. А заключалась она в следующем: вышка (метров 18), веревка, жюмары, "восьмерка", страховка и все. Поднялся до конца веревки, перестегнулся в воздухе и поехал вниз. Я опять был первым. Как самый храбрый!:)) Если честно, то испугался один раз: когда спускался на восьмерке, она почему-то скрипела и трещала, как будто она сейчас сломается и я полечу вниз (о страховке я тогда не ду-мал - приблизил себя к реальным условиям). Но спустился я хорошо и быстро. Потом, пока поднимались остальные, я покушал и полез на эту же вышку по лестнице с фотоаппаратом в зубах. Сидел там долго и даже попил кофе, который мне подняли поднимающиеся на жюмарах. Все-таки вышка около Университета. Красиво. Я благодарен Липкам и хочу сказать спасибо всем, кто зарази меня стремлением к жизни… Спасибо, ребята.

Андрей

Всем миром против рака - АНБО "Волшебный ключ"
http://www.doktor.ru/onkos/together/key.htm   E-mail: grigoryts@yandex.ru
© 2002-2005. Все права защищены.