Волшебный ключ Участник проекта  
Всем миром против рака  
Главная страница · Добровольцы · Спонсоры · Попечительский совет · Контакты


 


 
 

Основы построения работы в мастерской ткачества


Организация работы мастерской ткачества


Основное условие проведения занятий в мастерской ткачества состоит в том, что дети делятся на смешанные по возрасту группы.

Занятия выстраиваются таким образом, чтобы старшие по возрасту дети приучились помогать младшим и наоборот. Такое взаимодействие носит традиционный общинный характер и заключается в том, что если ты помогаешь кому-то, то и тебе обязательно помогут. Оказание помощи друг другу подчас заключается в том, чтобы подать товарищу уточную нить или кусочек проволоки, служащей фиксатором для дощечек. Через несколько занятий можно уже выбрать несколько учеников, которые в состоянии обучать новичков техническим основам ткачества поясов на дощечках.

Развитие взаимопомощи и сотрудничества между детьми требует достаточно длительного времени, но сами условия работы при ткачестве поясов на дощечках (дети привязаны одним концом пояса к неподвижному упору) заставляют ребенка обращаться за помощью к соседям или непривязанному товарищу. Конечно, у большинства детей остается инерция привычки требовать любой помощи только себе и только у педагога. Но так как ребенок занимается не один, а в группе, то ему приходится обращаться за помощью к другим, понимая при этом, что в следующий раз ему придется вернуть эту помощь соседям. Таким образом, ребенок сталкивается с необходимостью преодоления эгоцентризма.

Именно преодоление эгоцентризма, желание без оговорок и ворчания помочь другому (поднести ему нужную нитку, фиксатор и т.д.), быть среди других ребят можно назвать результатом работы мастерской ткачества. В этом, конечно, проявляется результат работы всего педагогического коллектива, работающего с ребенком, а не только мастера по ткачеству.

Технология работы мастерской ткачества

Весь цикл работы в мастерской ткачества разбивается на несколько программ:

1-я программа - ткачество простого полотна

2-я программа - ткачество узорных поясов, зеркальная заправка

3-я программа - ткачество узорных поясов на выбранный счет (например, 4 оборота "от себя", 4 оборота "к себе")

5-я программа - ткачество поясов с надписями:
а) ткачество прямоугольников и треугольников
б) ткачество букв

Перейдем к описанию самого процесса ткачества поясов.

Один конец основы пояса привязан к неподвижному упору, а другой конец - к талии ткача. Только при постоянной и правильной регулировке натяжения нитей основы пояса, проходящей через тело, дощечки могут вращаться. В целом же единство тела ткача, пояса, привязанного к его талии, и дощечек составляет прообраз ткацкого станка.

Если нити основы провисли, то дощечки меняются местами и как бы "вязнут" в нитях основы и не прокручиваются. То есть не происходит смена "зева" основы и нарушается схема рисунка полотна пояса. Если нити основы перетянуты (ткач в этом случае как бы повисает своим телом на нитях основы пояса), то они под тяжестью тела ткача разрываются, часть дощечек из-за порванных нитей провисает, они самопроизвольно "становятся" на другое место в ряду дощечек, при этом нарушается ширина, структура и рисунок пояса.

Таким образом, чтобы создать примитивное полотно пояса, ткач вынужден своим телом постоянно контролировать и поддерживать правильное натяжение нитей основы.

Во-вторых, ткач не должен допускать перекоса в положении своего торса (например, нельзя закидывать ногу на ногу). В противном случае происходит перекос изготовляемого пояса, дощечки с основой теряют вертикальное положение, при этом ткач часто не успевает заметить, что из-за потери контроля над положением дощечек в пространстве, нити перекручиваются и рисунок с изнанки пояса переходит на лицевую часть и наоборот, чередуясь таким образом несколько раз. Хотя формально ткач вращал дощечки в одну из выбранных сторон ("к себе" или "от себя"), рисунок на готовом поясе теряет направление узора, а там где происходила самопроизвольная смена "верха" дощечек на "низ", возникает перекрут и зажим полотна готового пояса.

В-третьих, при прокидке уточной нити (поперечной), формировании петли из уточной нити, повороте дощечек и подбивке утка, должны участвовать одновременно две руки. Но так как уточная нить прокидывается попеременно "справа-налево" и наоборот "слева-направо", то постоянно меняется роль правой и левой руки и пальцев обеих рук. Например, в случае прокидки утка "справа-налево" - мизинец правой руки контролирует петлю утка, указательный и большой пальцы правой руки подают левой руке нить утка, левая рука принимает нить и прокидывает оставшуюся длину нити на левую сторону, одновременно с правой рукой заводит нить с петлей в самый острый угол зева основы (максимально ближе к кромке изготовляемого пояса). Затем обеими руками поворачиваются дощечки на один оборот (то есть, меняется зев основы), левая рука поддерживает дощечки, а правая подбивает с усилием нить утка к самой кромке пояса. Левая рука убирает петлю справа, затем уже мизинец левой руки поддерживает петлю утка, а указательный и большой пальцы левой руки подают уток в зев основы "слева на право" правой руке. Правая рука прокидывает всю нить направо, натягивает петлю нити утка на мизинце левой руки и вместе с левой рукой заводит нить в угол зева основы, затем при повороте дощечки на один оборот, меняется зев основы. Правая рука поддерживает дощечки, а левая рука подбивает уток к самой кромке, правая рука убирает затем петлю слева и цикл движений повторяется вновь. При вращении дощечек кончики пальцев обеих рук должны охватывать дощечки с верхней и нижней части за их углы. Если же пальцы рук произвольно попадают в нити основы, то происходит торможение дощечек при их вращении. При этих действиях происходит постоянное раздражение и массаж кончиков всех десяти пальцев рук.

Особенности работы с детьми с онкологическими заболеваниями

У большинства детей, приходящих в мастерскую ткачества, наблюдается отсутствие элементарных трудовых навыков. Это явление характерно как для 7, так и для 16-летних. Для учеников мастерской в начале обучения становится проблемой завязывание обычного узла, не говоря уже о завызывании узла "бантиком".

Основной причиной этого является гиперопекающий стиль воспитания в семье ребенка с онкологическим заболеванием. У детей, перенесших краниальное облучение, на занятиях в мастерской ткачества наблюдаются пространственные нарушения, нарушение мелкой моторики, координации движений. У таких ребят разрываются нити основы пояса, постоянно путаются и обрываются дощечки, лопаются самые крепкие технические пояса ("завязки"). Кроме того, для этих детей характерна гиперактивность и расторможенность, своим поведением они отвлекают остальных учеников. Конечно, в таких условиях, каждый такой ребенок нуждается в личном "опекуне", который будет его успокаивать и помогать ему в запоминании последовательности движений рук и пальцев. Если в группе сложилась деловая рабочая атмосфера, то постепенно такие дети успокаиваются и начинают незаметно для себя преодолевать свой "внутренний хаос", осваивать элементарные навыки ткачества, а через несколько занятий догоняют группу в освоении программы.

Именно среди детей, преодолевших во время занятий ткачеством "хаос" в движениях, возникают, в некотором смысле, "фанатики" мастерской ткачества. Занимаясь ткачеством поясов, они успокаиваются, к ним возвращается координация, налаживается мелкая моторика рук и они чаще всего первыми из группы осваивают самую сложную программу мастерской - ткачество поясов с надписями - технику, которую может освоить не каждый взрослый.

Причина такого относительно быстрого прогресса в преодолении указанных выше нарушений, кроется в самих технических условиях ткачества поясов на дощечках.

В начале обучения детям с отмеченными пространственными и поведенческими нарушениями приходится с усилием и напряжением воли контролировать указанные технические условия, постоянно делая одни и те же ошибки, которые совершает их тело, но не разум. Устно, вслух они проговаривают последовательность действий без ошибок. На этом этапе самое важное - уговорить таких детей, во-первых, на очень медленные, неторопливые движения и во-вторых, научить их принимать свои ошибки спокойно и рассматривать совершение ошибок, как непременное условие обучения ("На ошибках учатся! - вот девиз мастерской ткачества"). Поскольку у многих детей, перенесших онкологические заболевания, присутствует ярко выраженный страх неуспешности, то занятия ткачеством способствуют постепенному преодолению этого страха. От самого простого до самого сложного задания идет разрушение неуверенности и развитие чувства: "У меня получается!" Освоив самую сложную технику - ткачество поясов с надписями, посетив при этом всего 10 занятий в мастерской ткачества, ребенок становится более уверенным в себе.

Работа с цветом

Важное место в работе мастерской ткачества занимает работа с цветом. Мастером совместно с учеником оговариваются условия выбора цветовой и тоновой гаммы будущего пояса. При этом последнее слово всегда остается за ребенком, а роль мастера здесь только направляющая. Даже если кто-то из детей настаивает на своей "дикой" гамме (негармоничном, резком сочетании цветов), то право выбора остается за автором. Известно, что выбранный цвет отражает внутренний мир ребенка, его эмоциональное состояние в данный момент. Поэтому любой выбор цветовой гаммы дает мастеру дополнительную информацию о душевном состоянии детей. В данном случае подбор "дикой" гаммы свидетельствует о выбросе негативной информации, отрицательных чувств, овладевших ребенком. Таким образом, "дикое" сочетание цветов подает сигнал о том, что ребенка что-то мучает, тревожит и выражение этого состояния, в полотне пояса, хотя бы на время избавляет его от накопившейся негативной энергии. Кроме того, немаловажным является то, что в мастерской ткачества можно дотронуться до цвета и не испачкаться, любой цвет можно прижать к себе, испытав от контакта с ним ощущение тепла, пушистости, мягкости.

Анализ результатов работы мастерской

Сравнивая результаты работы в мастерской ткачества в отделении реабилитации для детей с онкологическими заболеваниями и ткацкую деятельность обычных (здоровых) детей можно сделать вывод, что в цветовом отношении их изделия ничем не отличаются. Число детей, выбравших "дикую" гамму, и в том и в другом случае, примерно равное. Спецификой наших детей является неусидчивость, трудность при длительном выполнении "сидячей" однообразной работы.

В дальнейшем в мастерской ткачества планируется ввести работу на деревенском станке "Кросны", поскольку для детей, перенесших краниальное облучение мозга, характерно нарушение моторики не только рук, но и ног.

Предполагается также создание живого музея, где все модели были бы действующими. Поскольку в отделение реабилитации приезжают дети из всех уголков России, то было бы интересно собрать образцы прикладного творчества разных регионов (например, образцы национальных костюмов). Создание такого музея позволило бы развить в детях чувство гордости за свой народ, расширило бы их знания о родной культуре.


 
 
Всем миром против рака - АНБО "Волшебный ключ"
http://www.doktor.ru/onkos/together/key.htm   E-mail: grigoryts@fromru.com
© 2002-2004. Все права защищены.

 

 

Hosted by uCoz