Всем      миром      против      рака
Конференции

Новости
О проекте
Организации
Библиотека
Журнал
Конференции
Консультация
Консультация по детской онкологии
Путеводитель по Интернет

Социальные и психологические проблемы детской онкологии


1. Организация социальной и психологической помощи в детской онкологии. Подготовка специалистов

 

Подготовка специалистов по медико-социальной работе: состояние проблемы и перспективы.
А.В .Мартыненко
Российский институт молодежи,
г. Москва

      Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась в 1991 году. Постановлением Госкомтруда СССР от 23.04.91 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был дополнен квалификационной характеристикой "специалист по социальной работе". Эти квалификационные требования установлены для всех отраслей, где вводится должность специалиста по социальной работе.

      Для специалиста по социальной работе профессиональная деятельность выступает средством решения конкретных задач, главными среди которых остаются специальные междисциплинарные взаимосвязи, обуславливающие содержание и методы социальной работы. В то же время методы социальной работы определяются спецификой социальной патологии.

      Рассматривая социальную работу как родственную врачеванию специалисты делают вывод о том, что в настоящее время в России идет процесс становления медико-социальной работы как самостоятельного направления. Реализуясь в области смежных интересов как здравоохранения, так и социальной защиты населения, медико-социальная работа интегрирует в себе взаимодополняющие знания, навыки, умения. Медико-социальную работу мы определяем как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья нуждающихся в медико-социальной помощи групп населения.

      По мере расширения практики социальной работы в здравоохранении и научных исследований по данной проблеме, специальные функции, равно как и должностные обязанности специалистов по медико-социальной работе будут уточняться, конкретизироваться. Это будет способствовать формированию нормативной базы нового вида деятельности.

      Для создания в обществе эффективной профессиональной деятельности специалистов по медико-социальной работе нам представляется необходимым создание 4-х уровневой системы подготовки кадров.

      Первый уровень - подготовка персонала младшего звена. Подготовка персонала младшего звена может осуществляться в средних учебных заведениях с введением нескольких дополнительных дисциплин (факультативных) и организацией практики или в профессиональных училищах. Это начальное медико-социальное образование.

      Второй уровень - подготовка персонала среднего звена. Предусматривает подготовку на базе среднего образования или переподготовку среднего медицинского персонала по специальной образовательной программе в учебных заведениях типа колледжа или техникума. Это среднее медико-социальное образование.

      Третий уровень - подготовка персонала высшего звена. На этом уровне осуществляется подготовка специалистов по медико-социальной работе в объеме пятилетней вузовской подготовки. Такое обучение может осуществляться на факультетах социальной работы медицинских, гуманитарных или социальных вузов. В настоящее время нормативно-правовой основой такого вида образовательной деятельности могут являться различные специализации медико-социальной направленности. Подготовка персонала высшего звена может также осуществляться в виде переподготовки врачей по специальным учебным программам.

      Четвертый уровень - последипломная подготовка. Этот уровень представляется в виде различных курсов переподготовки и повышения квалификации дипломированных специалистов и преподавателей.

      Учебный план подготовки специалиста по социальной работе включает четыре цикла дисциплин: 1) общие гуманитарные и социально-экономические; 2) общие математические и естественно-научные; 3) общепрофессиональные; 4) специальные.

      Развитие сети образовательных учреждений по подготовке кадров для организации медико-социальной помощи населению сопряжено с развитием специализаций, в первую очередь таких как "медико-социальная работа с населением" и "социальная работа в учреждениях здравоохранения".

      Для реализации образовательной программы по названным специализациям разработаны учебно-тематические планы и программы по нескольким новым дисциплинам и спецкурсам, которые выполняются в учебном плане Института молодежи (г.Москва) по специальности "социальная работа".

      Дальнейшее развитие медико-социального направления профессионального образования сопряжено с вопросами планирования и прогнозирования потребности в специалистах. Для осуществления таких расчетов, как правило, необходимо учитывать: медико-социальную характеристику обслуживаемого контингента; медико-социальную оценку сложных жизненных ситуаций и проблем; обоснование форм, методов, масштабов и тактики социальной работы, определение численности нуждающегося контингента; определение объема необходимых ресурсов для проведения медико-социальной работы и др.

 

Основные положения подготовки социальных работников с высшим образованием для онкологии
Е.И. Моисеенко
НИИ Детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН,
г. Москва

      НИИ Детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН располагает более чем 3-х летним опытом медико-социальной работы в детской онкологии. Данные, полученные в процессе исследования, позволили нам сформулировать основные положения концепции этого направления деятельности в онкологии.

      Разработанная нами Концепция медико-социальной работы в онкологии основана на принципе междисциплинарного подхода к осуществлению помощи больным со злокачественными новообразованиями, что предполагает с целью повышения эффективности терапии и качества жизни пациентов и их семей одновременно с комплексным специальным лечением оказание им различных видов социальной и психологической поддержки на всех этапах специализированной помощи от момента постановки диагноза до выздоровления и возвращения этой категории лиц к прежнему социальному положению посредством участив в процессе лечения и диспансерного наблюдения профессионала онколога, психолога и специалиста по социальной работе.

      Отсутствие в нашей стране системы подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием по социальной работе в онкологии сделало предметом нашего пристального изучения эту проблему.

      С целью подготовки квалифицированных кадров социальных работников данной специализации в Российском Институте Молодежи на кафедре социальной медицины (руководитель кафедры - д.м.н. А.В. Мартыненко) в 1994 году нами разработана учебная программа, организован и функционирует спецкурс ''Cоциальная работа в онкологии'' (руководитель - к.м.н. Моисеенко Е.И.).

      Подготовка студентов ведется как в теоретическом, так и практическом направлениях и включает чтение лекций на актуальные темы онкологии, проведение семинаров, практико-ориентированные занятия в клинике и другие виды обучения, в том числе самостоятельные занятия.

      Учебная программа спецкурса "СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ОНКОЛОГИИ" включает 12 тем, а именно:

      Тема 1. Эпидемиология злокачественных новообразований

      Тема 2. Основные методы профилактики злокачественных новообразований

      Тема 3. Современные методы диагностики и лечения злокачественных новообразований

      Тема 4. Ссовременная частная онкология

      Тема 5. Реабилитация онкологических больных

      Тема 6. Организация онкологической помощи

      Тема 7. Зарубежный опыт социальной работы в онкологии

      Тема 8. Становление социальной работы в онкологии в России

      Тема 9. Особенности социальной работы в детской онкологии

      Тема 10. Психологические аспекты социальной работы в онкологии

      Тема 11. Права онкологических больных и их гарантии

      Тема 12. Социальная работа с Хосписе

      Важным элементом обучения социальных работников для онкологии является подготовка и защита студентами курсовых и дипломных работ. Для последних выбираются актуальные темы, представляющие каждая одну из наиболее характерных проблем, с которыми встречаются больные с онкопатологией и/или их семьи в процессе лечения больного или после его выздоровления. Всего в НИИ ДОГ ОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН выполнено 18 студенческих работ. При этом важно отметить, что заключения и выводы, получаемые в ходе таких исследований, вносят вклад в разработку теории и практики медико-социальной работы в онкологии и в развитие этого направления в медицине.

      В заключение следует отметить, что основами социальной работы в онкологии должен владеть и медицинский персонал лечебных учреждений онкологического профиля для чего, по нашему мнению, врачи онкологи и средний медицинский персонал должны проходить обучение на соответствующих курсах повышения квалификации. Так, для врачей оно может быть организовано в рамках соответствующего спецкурса при кафедре детской онкологии РАПО, для среднего звена - на базе одного из высококвалифицированных медицинских колледжей. В обоих случаях программы обучения должны включать помимо основ социальной работы подготовку по социологии, психологии, биоэтике, паллиативной медицине.

[Главная страница] [Конференции] [Содержание сборника][Содержание раздела] [Следующая статья]

Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
1999

Информационная поддержка: Doktor.Ru      Техническая поддержка: REDCOM Internet Services

Hosted by uCoz