Рак в детском возрасте
Всем миром против рака -> Библиотека -> Книжная полка
 
Поздние осложнения

На сегодня оказалось возможным излечивать многих детей, страдающих лейкозом или другими злокачественными новообразованиями. Проводимая в необходимом объеме интенсивная противоопухолевая терапия ведет к развитию уже известных острых осложнений, таких, как тошнота, рвота, выпадение волос, повышение чувствительности к инфекционным заболеваниям, которые исчезают по окончании курса лечения. И тем не менее у ряда детей эта терапия может обусловить появление поздних осложнений, в связи с этим ребенок нуждается и в последующем в динамическом наблюдении врача.

Некоторые цитостатики, особенно при даче их в больших дозах, влияют на половые железы так же, как и прямое их облучение. В зависимости от продолжительности курса и длительности периода лечения может развиться бесплодие, то есть у индивидуума исчезает возможность иметь потомство. Ваш врач объяснит Вам подробно степень риска этого осложнения, которое непосредственно зависит от схемы лечения. Однако гормональное и половое развитие ребенка или подростка почти во всех случаях подвергается изменениям.

Детям, чья репродуктивная способность не подвергалась воздействию в процессе лечения, не приходится опасаться, что на их потомстве скажутся отрицательно результаты перенесенного лечения.

У многих детей с острым лейкозом для предупреждения рецидивов необходимо облучение черепа. В связи с этим между специалистами возникала дискуссия по поводу того, не сказывается ли облучение черепа на способностях ребенка к обучению и концентрации внимания. В настоящее время возобладала точка зрения, что в зависимости от индивидуальной чувствительности ребенка необходимо придерживаться тенденции к снижению дозы облучения, с тем чтобы впоследствии не возникало опасений относительно развития поздних осложнений.

В тех случаях, когда облучению подлежат позвоночник или конечности ребенка, при определенных обстоятельствах может возникнуть обусловленное возрастом ребенка торможение их дальнейшего развития и роста. В таких случаях следует хорошенько взвесить целесообразность выбора - рецидив заболевания или риск, обусловленный самим лечением.

Серьезные нарушения, касающиеся внутренних органов, встречаются не часто, но в отдельных случаях могут иметь место повреждения, связанные с лечением: повреждение мышцы сердца, повреждение печени и почек. Так, например, при назначении ребенку больших доз адриамицина может пострадать сердечная мышца, высокие дозы ифосфамида могут оказывать повреждающие действия на почки. Регулярный контроль функций органов Вашего ребенка, осуществляемый наблюдающими за ребенком врачами, позволит Вам быть в курсе развивающихся событий.

Появление у ребенка второй - независимой от первой - опухоли после успешного окончания лечения по поводу злокачественного заболевания, например, после проведения интенсивной терапии по поводу миэлоидного лейкоза, или появление опухоли костей после облучения, или возникновение опухоли мозга после лечения лейкозов, наблюдается редко, но в отдельных случаях вторые злокачественные заболевания могут возникать спустя 10-15 лет после окончания первичного курса лечения. Если основываться на данных 20-летних наблюдений, риск возникновения второй независимой опухоли после лечения первичной опухоли составляет 1-5 процентов.

При обсуждении поздних осложнений при лечении рака не следует забывать, что лишь успех, достигнутый при проведении соответствующего лечения, обусловил возникновение дискуссии на эту тему.

Ранее дети умирали от последствий заболевания до того, как успевали развиться последствия лечения. И тем не менее следует продолжать исследования по изучению последствий лечения детей при раке, преследуя при этом две цели: улучшение результатов выживания, с одной стороны, и снижение нежелательных последствий, обусловленных проведенным лечением, с другой.

 

Роль психолога

Слова врача "Ваш ребенок страдает раком" в одно мгновенье полностью меняют привычный уклад жизни ребенка, его родителей и прочих членов семьи.

Это потрясение, это крушение равновесия в семье происходит не только из-за предстоящих тягот, из-за возникающего напряжения в связи с необходимостью проведения медицинского лечения. Оно имеет более глубокую причину, обусловленную разнообразными заботами и страхами, которые ежедневно вовлекают в свой круг всех членов семьи и на все последующие годы определяют их поведение и жизнеощущение.

Этот глубокий душевный, а нередко и социальный шок подчас обременяет семью в большей мере, чем сами медицинские процедуры, связанные с лечением и направлением ребенка на лечение. Именно это соображение подтверждает, что ребенок нуждается в том, чтобы им занимались не только медики. Параллельно с медицинскими мероприятиями необходимо организовать психосоциологическую помощь, которая имеет своей целью помочь как собственно ребенку, так и его близким внутренне справиться с обрушившимся на них несчастьем, со связанными с ним психическими и социальными проблемами. Принять эту точку зрения помогло и то, что в детских онкологических специализированных отделениях в Германии наряду с иными специалистами-медиками работают и психологи, и социологи. В настоящее время в штат специализированных детских онкогематологических центров ставка психолога вводится как обязательная.

 

Что делается в душе ребенка, больного раком

У каждого ребенка первая реакция на известие, что ему надо на долгое время лечь в больницу, - испуг и сопротивление. У ребенка тут же возникает защитная реакция против того, чтобы быть вырванным из привычной обстановки, которая окружает его в семье.

Особенно резко выражены реакция страха быть покинутым и мысли о смерти. Эта реакция и эти мысли чаще свойственны детям старшего и юношеского возраста, которые подходят к возникшей ситуации более осознанно.

Тревожная реакция может быть обусловлена боязнью оказаться беспомощным, оказаться лицом к лицу с неприятными и подчас болезненными процедурами, а также с понятием "рак" как страшным, непонятным заболеванием. Следующим источником детского страха является и боязнь остаться без привычного окружения, без ценимых ранее социальных контактных групп, будь то семья, класс, детский сад или группа детей, с которыми было раньше привычно играть.

Чем меньше ребенку сообщают о его заболевании, о смысле предстоящего лечения и чем меньше он ощущает свою неизмененную персональную ценность для наиболее близких ему лиц, тем глубже укореняются в нем страхи. И на все это ребенок реагирует стремлением замкнуться в себе. Ребенок становится молчаливым.

Для того, чтобы причинить заболевшему ребенку как можно меньше вреда в психическом и/или социальном отношении, совершенно необходимо, чтобы он ощущал бережное к себе отношение и, прежде всего, постоянную любовь и поддержку.

 

Борьба со страхами ребенка в больнице

Психосоциальная опека, помощь ребенку, страдающему онкологическими заболеваниями, со стороны психолога детского онкологического специализированного отделения должна быть оказана тут же у постели ребенка, как только он поступает в клинику. Цель оказываемой психосоциальной помощи заключается в том, чтобы как можно скорее установить доверительные отношения между врачами, психологом, медсестрами, воспитательницей, с одной стороны, больным ребенком, его родителями, его братьями и сестрами - с другой. При этом подразумевается, что ребенку, конечно, с учетом его возраста, говорят правду о заболевании, но делать это следует таким образом, чтобы были соблюдены все необходимые предосторожности. Однако ребенок должен представлять всю серьезность своего состояния.

Ежедневное общение складывается с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка и основывается на обеспечении его доступными и интересующими его играми и лечебно-терапевтическими занятиями. Не забывайте, что с ребенком необходимо постоянно разговаривать.

Рисование, частые беседы, общение, игры и просто Ваше присутствие помогут ребенку легче принять информацию о заболевании, справиться с ним, а устранение страхов облегчит подготовку к предстоящим медицинским вмешательствам. Подбадривание ребенка поможет ему укрепить волю к жизни.

Нередко ребенок желает, чтобы тот человек, что опекает его в психосоциальном плане, сопровождал его и на диагностические исследования или в операционный зал. Особенно большое значение приобретает эта душевная, моральная помощь, когда ребенку производят ампутацию конечности. Но и для преодоления иных неприятностей, например, при выпадении волос, при перенесении отягощающих побочных явлений, связанных с противоопухолевой химиотерапией, беседа с психологом оказывается очень действенной, она ободряет, утешает, способствует психической разгрузке ребенка.

В особо интенсивной моральной поддержке нуждаются дети, перенесшие пересадку костного мозга, когда во избежание возможного инфицирования в процессе интенсивной цитостатической терапии детей помещают на достаточно длительный срок в стерильную палату, где они пребывают практически в условиях полной изоляции. На этот случай в клиниках разработана специальная программа, предусматривающая, чем можно занять ребенка в подобных условиях, она включает занятия с воспитательницей, со специалистом по лечебной терапии, с учителями, с психологом и др. Подобное распределение обязанностей позволяет значительно облегчить жизнь родителей ребенка.

 

Чем могут помочь родители

Родители - это самые главные лица, с которыми общается ребенок. Поэтому им следует укреплять волю к преодолению трудностей и строить свое поведение таким образом, чтобы в процессе лечения ребенка быть с ним выдержанными и дисциплинированными.

Подобная положительная внутренняя установка, внутренний настрой ребенка и его соучастие, его желание выстоять и выжить играют исключительно важную роль для достижения успеха.

Далее мы даем несколько советов, которые могут оказаться полезными родителям во время пребывания их ребенка в стационаре.

  • Постарайтесь проводить с Вашим ребенком как можно больше времени, как только Вам позволяют обстоятельства. А во время фазы активной химиотерапии постарайтесь иногда оставаться и на ночь. В Германии многие детские клиники имеют в своем распоряжении так называемые родительские дома, которые финансирует Немецкая организация помощи при раке, располагающиеся в непосредственной близости от стационара. В этих домах родители практически бесплатно находятся вблизи пребывающего в клинике ребенка. Кроме того, находясь там, родители могут общаться друг с другом. И в процессе общения с людьми, которых также коснулось горе их ребенка, они могут обсудить возникшие проблемы.
  • В том случае, если Вы не можете долго быть с ребенком, посещайте его регулярно. Причем короткие ежедневные дневные посещения лучше нерегулярных длительных. Чтобы облегчить момент расставания, ребенка ласково и любовно готовят к нему заранее. Уверьте его при этом, что Вы приедете к нему на следующий день снова, и обязательно сдержите обещание!
  • Свое поведение возле постели ребенка Вы должны строить полностью в зависимости от его самочувствия в данный момент. Если ребенку нездоровится, просто будьте возле него. Успокойте его, погладьте, ибо телесный, физический контакт очень и очень важен для ребенка. Если ребенок пребывает в бодром состоянии, подумайте, как сделать, чтобы он не скучал, быть может.почитайте ему вслух или рассмотрите с ним картинки в книжке, порисуйте, попойте или поиграйте с ним вместе.
  • Старайтесь способствовать завязыванию контактов с другими детьми, находящимися в отделении. Ибо день пребывания в больнице покажется короче, если ребенок проведет его в игре и сможет в игре забыть о своем горе.
  • Очень важно, чтобы с первого дня честность и откровенность были ведущими в Ваших отношениях с ребенком. Этим Вы укрепите его доверие. Не скрывайте от ребенка, что он очень болен и что нужно особое напряжение, чтобы выздороветь. Он и так чувствует свое состояние. Но тут же скажите ему, что сегодня рак у детей очень часто излечивается. Это даст ему надежду, даст ему уверенность.
  • Давайте ребенку постоянно почувствовать, что Вы идете вместе с ним, вместе с ним стараетесь пережить это трудное время. И что Вы никогда не оставите его одного. Потому что именно сейчас ребенку нужно ощущать уверенность, что, как и прежде, ему можно на Вас положиться.
  • Исходите из самочувствия ребенка. Старайтесь всегда поддержать мужество и обнадежить ребенка. Даже тогда, когда в лечении возникает трудный момент, подробно отвечайте на вопросы ребенка, однако не перегружайте его избыточной информацией. Старайтесь говорить деловито обо всем, что может быть связано с его заболеванием.
  • Старайтесь постоянно получать от лечащих врачей Вашего ребенка полную информацию. И если Вам что-то непонятно - переспрашивайте. Только при таком своем поведении Вы сможете потом отвечать на вопросы ребенка. Нечеткое представление о сложившейся ситуации усиливает чувство неуверенности и пугает ребенка.
  • Со своей стороны, дополнительно к тому, что делает психолог, готовьте ребенка к предстоящим ему процедурам. Если возраст ребенка позволяет обсудить с ним предстоящую схему и смысл предстоящего лечения, подчеркните, что назначенное вмешательство необходимо, чтобы бороться с болезнью. Сопровождайте ребенка на исследования и на прочие процедуры, покажите ему, как Вы гордитесь тем, что он так храбро ведет себя. Это даст ребенку ощу щение активного участия в процессе выздоровления.
  • В том случае, если у больного ребенка есть братья и сестры, следите за тем, чтобы во время пребывания ребенка в стационаре связь с ними не прерывалась. И старайтесь настроить детей на регулярное посещение вместе с Вами их брата или сестры в больнице Однако Вам следует заранее подготовить здоровых детей к больничной атмосфере к тому, как, возможно, изменится облик и поведение того, к кому они идут. И в период стационарной фазы лечения такие контакты будут способствовать тому, чтобы взаимоотношения между братьями и сестрами не прервались. Наряду с посещениями подобную цель можно достичь и с помощью писем или изготовленных своими руками подарков.

| Содержание | | Продолжение | | Вверх |


Admin: vsemmirom@mtu-net.ru
11.01.2002

Hosted by uCoz