Служба социальной адаптации кризисных семей · Брошюры
3. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов
 
Нормативные акты
  3.1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Ст.224
  3.2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". П.3 ст.8, ст.11, п.5 ст.20, абз.1 ст.23, ч.2 п.2 ст.24
  3.3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами". П.25
  3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Ст.50
  3.5. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР от 14.04.89
  3.6. Примерное положение "Об индивидуальной программе реабилитации инвалида", (утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14)
  3.7. Закон Московской области от 17 октября 2001 г. №170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области". П.4 ст.17
  3.8. Положение о Государственной службе реабилитации инвалидов Московской области (утверждено Постановлением Правительства Московской области от 11 января 2001 г. № 4/1). П.2.5
 
3.1. Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников
В случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

 
3.2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Статья 8. Государственная служба медико - социальной экспертизы

3. На Государственную службу медико - социальной экспертизы возлагаются:
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Решение органа Государственной службы медико - социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида
- разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 
3.3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами"

25. Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

 
3.4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1

Статья 50. Медико-социальная экспертиза

Рекомендации медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.

 
3.5. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР от 14.04.89

Заключение ВТЭК об условиях и характере труда инвалидов обязательно для администрации предприятия, учреждения, организации

С 1978 года П. работал грузчиком на Асбестовском заводе железобетонных изделий. Во время работы с ним произошел несчастный случай. По заключению ВТЭК П. рекомендован труд без подъема тяжестей (сторожа, вахтера, диспетчера). Поэтому администрацией он был переведен подсобным рабочим первого разряда в керамзитовый цех. Однако от перевода П. отказался, мотивируя тем, что работа подсобного рабочего связана с подъемом тяжестей и не отличается от работы грузчика.

П. не выполнял работу подсобного рабочего шесть месяцев, в связи с чем был уволен по п. 2 ст. 33 КЗоТ РСФСР.

П. обратился в суд к заводу железобетонных изделий с иском о взыскании среднего заработка за период времени, когда он не работал, сославшись на то, что администрация не предоставила ему работы с учетом рекомендаций ВТЭК, перевела без его согласия на работу подсобного рабочего, не приняв во внимание его состояние здоровья.
Представитель ответчика иск не признал.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда вынесла решение о взыскании в пользу П. 537 р. 92 к. с завода железобетонных изделий. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР 14 апреля 1989 г., рассмотрев дело по кассационной жалобе завода, оставила без изменения решение областного суда, указав следующее.

Судом установлено, что истцу в связи с трудовым увечьем заключением ВТЭК рекомендован труд без подъема тяжестей.

В соответствии со ст. 50 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении экспертиза длительной или постоянной утраты трудоспособности производится врачебно-трудовыми экспертными комиссиями, которые устанавливают степень утраты трудоспособности, группу и причины инвалидности; определяют для инвалидов условия и виды труда, работы и профессии, доступные им по состоянию здоровья. Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций.

В связи с этим администрация завода железобетонных изделий обязана была выполнить указание ВТЭК об условиях и характере труда, указанных в трудовой рекомендации П., и перевести истца с его согласия на другую работу в соответствии с этой рекомендацией, а в случае отказа истца от перевода или отсутствия необходимой работы - решить вопрос об его увольнении по п.2 ст.33 КЗоТ РСФСР.

 
3.6. Примерное положение "Об индивидуальной программе реабилитации инвалида" (утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14)

I. Общие положения

1. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПР) - перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально - средовой инфраструктуры.

2. В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых инвалиду реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения и исполнители.

3. В соответствии со статьями 11, 12, 16, 18, 20, 23 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ИПР является обязательной для соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, учреждений государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственных реабилитационных учреждений, образовательных учреждений, которые определены исполнителями конкретных реабилитационных мероприятий.

4. ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида (или его законного представителя).

5. ИПР выдается инвалиду в виде единой формы (карты) установленного образца.

6. При реализации ИПР обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право утверждать региональный порядок разработки и реализации ИПР.

II. Порядок и условия разработки ИПР

8. ИПР разрабатывается учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы.

9. При первичном или повторном освидетельствовании граждан с целью определения инвалидности учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы в обязательном порядке определяют необходимость и целесообразность проведения реабилитационных мероприятий.

10. При необходимости и целесообразности проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы обязаны объяснить освидетельствуемому лицу цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально - правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

11. В случае согласия на проведение реабилитационных мероприятий инвалид (или его законный представитель) подает заявление на имя руководителя учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы с просьбой о разработке ИПР, которая должна быть сформирована не позднее месячного срока после подачи указанного заявления.

12. Разработка ИПР состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно - экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, реабилитационный прогноз и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

13. Разработка ИПР осуществляется специалистами учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы с привлечением (в случае необходимости) специалистов учреждений здравоохранения, службы занятости и других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации, с обязательным участием заявителя.

14. В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно - экспертной диагностики, инвалид может быть направлен для разработки или коррекции ИПР в вышестоящее учреждение государственной службы медико - социальной экспертизы.

15. Сформированная ИПР подписывается руководителем учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы и выдается инвалиду на руки.

16. В случае отказа инвалида (или его законного представителя) подписать составленную ИПР программа приобщается к акту освидетельствования в учреждении государственной службы медико - социальной экспертизы и не выдается на руки инвалиду.

17. Копия утвержденной ИПР в 3-дневный срок пересылается в орган социальной защиты населения.

III. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации


18. Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения.

19. Координация реализации ИПР и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.

20. Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения.

21. Итоговая оценка результатов реализации ИПР выносится после коллегиального обсуждения соответствующими специалистами, утверждается руководителем учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы и доводится до сведения инвалида в доступной для него форме.

22. В случае несогласия с содержанием ИПР инвалид (или его законный представитель) может подать письменное заявление в вышестоящее учреждение государственной службы медико - социальной экспертизы.

23. Главное бюро медико - социальной экспертизы субъекта Российской Федерации не позднее месячного срока со дня получения заявления выносит окончательное решение.

24. Руководители предприятий, учреждений, организаций, не выполняющие мероприятия, определенные в ИПР, несут ответственность в соответствии с положениями статей 16, 21, 22, 24, 32 Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.

25. В случае возникновения конфликтной ситуации между инвалидом (или его законным представителем) и исполнителями ИПР спор разрешается в судебном порядке по заявлению истца.

IV. Финансирование индивидуальной программы реабилитации


26. Финансирование ИПР осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

27. За счет средств федерального бюджета финансируются: проведение реабилитационных мероприятий, предоставление технических средств и оказание услуг, входящих в федеральную базовую программу реабилитации инвалидов.

28. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мероприятия по медицинской реабилитации проводятся в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

29. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются: проведение реабилитационных мероприятий, предоставление технических средств и оказание услуг, определенных в ИПР, за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 28, 29 настоящего Примерного положения.

30. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности финансируется создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов вследствие производственной травмы или профессионального заболевания в рамках ИПР.

31. Финансирование реабилитационных мероприятий, предоставление технических средств и оказание услуг за счет средств физических лиц (в том числе и самих инвалидов) осуществляются в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости реабилитационного мероприятия, технического средства, оказания услуги, которые должны быть предоставлены ему в соответствии с ИПР.

32. Допускается финансирование ИПР на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.

 
3.7. Закон Московской области от 17 октября 2001 г. №170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области"

Статья 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда


4. Работодатель, использующий труд инвалидов, обеспечивает условия и охрану труда на рабочих местах инвалидов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, а также индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 

 
3.8. Положение о Государственной службе реабилитации инвалидов Московской области (утверждено Постановлением Правительства Московской области от 11 января 2001 г. № 4/1)

2.5. Комитет социальной защиты населения Московской области во взаимодействии с другими центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, входящими в структуру Государственной службы, органами местного самоуправления, а также государственными учреждениями Московской области Государственной службы медико - социальной экспертизы Московской области совместно проводят мероприятия по:
- контролю выполнения индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

 
Служба социальной адаптации кризисных семей
http://www.doktor.ru/onkos/krizis/   E-mail: grigoryts@fromru.com
© 2002. Все права защищены.

 
  
Hosted by uCoz