Миссия организации: содействие созданию детям-инвалидам
равных с другими гражданами возможностей участия во всех
сферах жизни общества, социальная абилитация и интеграция
их в общество. Основные цели: социальная поддержка и защита
граждан, которые в силу своих особенностей не способны
самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.
Задачи: представлять и защищать права и законные
интересы своих участников в органах государственной власти,
органах местного самоуправления.
В настоящем докладе мы поднимаем
очень не простую, а пожалуй одну из самых тяжелых проблем,
касающихся детей-инвалидов Ограниченные физические возможности
детей не позволяют им, даже при сохранном интеллекте,
общаться со сверстниками. Такие дети - инвалиды живут
более замкнутой по сравнению с другими детьми жизнью.
Их внутренний мир самобытен и оригинален.
Для абилитации
детей-инвалидов в Челябинске не созданы условия. 70 %
это одинокие семьи, из большинства которых ушли отцы,
не выдержав вида страдающего, обреченного ребенка. Основная
роль в такой ситуации отводится проблемам индивидуального
ухода и социальной абилитации. Мы пытаемся создать ту
схему, которая могла бы удовлетворить в социальном плане
и детей, а также их родителей.
В первую очередь необходимы
занятия творчеством с таким ребенком подстраивать под
ребенка, под его способности и потребности, а не наоборот.
Ребенку должно быть интересно. На каждом новом индивидуальном
занятии следует предпринимать что-нибудь новое: посмотреть
книжку с красивыми рисунками, придумать смешную историю.
Очень полезно использовать интересные наглядные пособия.
Дети-инвалиды очень сильно привязаны к матери. Первейшей
нашей задачей будет собрать матерей детей-инвалидов с
тяжелыми заболеваниями. Мы планируем заинтересовать матерей
таких детей с тем, чтобы объяснить им, в чем будет заключаться
наша помощь их детям. В течение первых двух месяцев в
удобное для всех время проведем дискуссионно-практические
занятия и групповые психотренинги с мамами и покажем,
как они сами смогут помочь своим детям. Сколько было радости
у ребенка от сделанной из бисера брошки-рыбки, нарисованной
картинки, когда ребенок впервые в жизни смог, с нашей
помощью, взять в руки кисточку. На сегодня эти ребята
участвуют в турнирах, конкурсах, фестивалях, передают
свой опыт работы вновь приходящим к нам детям.
Проблемы
существования таких семей ни с чем не сравнимы. Оторванность
от протекающей как бы рядом жизни, ни кому ненужность
(лечащий врач еще возмущается, когда мама придет на прием
с какой-то проблемой, которая беспокоит ребенка), нищенское
существование на пенсию ребенка, сплошная безысходность
существования ...
Мы хотим попытаться помочь таким семьям
и попытаться вернуть их в реально протекающую жизнь и
открыть ребенку мир творчества и интеллектуальных игр,
мир, которого он лишен.
Главная цель - развитие у ребенка творческого и
интеллектуального потенциала, пробуждение творческой инициативы,
эстетическое воспитание, смягчение тяжести ограничения
жизнедеятельности ребенка, повышение роли семьи в абилитации
и адаптации ребенка...
Основная задача - улучшение общего эмоционального
состояния ребенка, совершенствование пространственной
ориентации, формирование адекватного, доброжелательного
восприятия ближайшего социального окружения, в том числе
семьи, снижение негативизма, формирование позитивной мотивации
к жизни.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Много лет мы работаем по программе "Мостик к "творчеству",
предназначенной для семей, имеющих ребенка-инвалида, где
идеи сотворчества особенно важны. Мы знаем, что творчество
- замечательный ключик к сердцам детей. Только открываются
все по-разному, кто легко и быстро, кто с трудом, но открываются
непременно все. Более 10 лет мы ищем и развиваем эффективные
формы и направления работы: от организации среды (а у
нас это "рисовальная страна", в которой живет "Чудо кисточка"),
до проведения конкурсов, турниров, выставок, встреч, семинаров
и конференций. Наша методика направлена на ребенка, как
на индивидуальную личность. У нас полностью отсутствует
давление, авторитаризм и в обиходе - улыбка, похвала,
совет и свобода действий. Это является залогом свободного
развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка-инвалида
и его проявления в созидательной деятельности.
Наше кредо
- СПАСЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ТВОРЧЕСТВОМ. В этом великая
сила творчества. И эту силу познания истоков творчества
мы отдаем нашим тяжело и смертельно больным детям.
В течение
всего периода реализации работы будет проводиться обучение
родителей и детей-инвалидов простейшим видам прикладного
творчества таким как:
"Мир рождается в ладошке"
Материал:
пластилин, соленое тесто, гипс.
Скульптура: пластилин,
соленое тесто.
Барельеф: соленое тесто.
Дом моей мечты:
гипс.
Рисование пластилином..
"Универсальный конструктор"
Материал: бумага - оригами, аппликация (т.ч. мозаика),
папье-маше.
"Волшебный клубок"
Материал: нитки (шерстяные, х\б) - игрушки из помпонов,
рисование шерстью, рисование нитью, изонить, азы макраме.
"В гости к радуге"
Материал:
для рисования, рисование пальчиками, композиция с трафаретом,
восковой мелок, акварель, батик, графика.
"Ключи от леса"
Материал: природный, флористика, корнепластика,
смешанная техника (совместимость материалов).
"Мудрость народной педагогики"
Материал: подручный, пальчиковые
игры, народные игрушки, работа с подручными материалами.
ИТОГ ТВОРЧЕСКОЙ АБИЛИТАЦИИ ЭТО -
"Семь слагаемых успеха" :
- Создай ситуацию успеха.
- Доводи дело до конца.
- Развивая
пальчики, развиваем ум.
- Учи видеть образами.
- НЕ вместо,
но вместе.
- Из искры - пламя (принцип отстроченного эффекта).
- Вера творит чудеса. Верьте - у ВАС все получится.
КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом шестимесячной работы с детьми-инвалидами и
родителями станет получение навыков коммуникационной и
социально-психологической абилитации, которые помогут
детям войти в жизнь полноценными людьми, подтолкнут их
к дальнейшему получению знаний, а также возможности для
родителей лучше узнать своих детей (а у нас есть семьи,
в которых из четырех детей трое инвалидов, из трех детей
двое инвалидов), понять их настроение, психологию, отношение
к своей болезни и семье, к друзьям и окружающим. И самое
главное - это поездка на "Аркаим", которая запомнится
всем на всю жизнь.
Перспективы продолжения работы с детьми
и его дальнейшее финансирование В течение шести месяцев
будет проходить интенсивная работа с родителями и детьми-инвалидами
(групповые психологические тренинга, дискуссионно-практические
занятия, интеллектуальные занятия, турниры, как в городе,
так и на природе - десятидневная поездка на "Аркаим" и
активная работа с детьми - творческая, и спортивная) по
два раза в неделю. Успех любой работы зависит от людей,
которые её реализуют. У нас будут работать люди, знающие
проблему детей, любящие детей, умеющие находить к ним
подход, отдающие свое сердце детям, согревающие их вниманием
и лаской, понимающие не только детей, но и их родителей.
Большинство специалистов это волонтеры - родители, братья
и сестры, а также сами молодые инвалиды, прошедшие сложный
путь абилитации вместе со своими родителями, знающие проблему
не понаслышке, а испытавшие ее на себе. Однако это слишком
короткий срок, чтобы получить объективные данные по правильно
выбранным методикам творческой абилитации детей с тяжелыми
заболеваниями. Но промежуточные результаты мы получим,
на основании которых можно будет не только продолжить
работу с родителями и детьми, но и увеличить количество
семей с такими детьми.
Работа с детьми и родителями в
основном будет проходить в летнее время и абилитацией
будем заниматься с ребятами-инвалидами 10-16 лет, которые
не будут охвачены летним оздоровлением и будут или сидеть
в своей квартире, или уйдут на улицу, а там столько "соблазнов".
Мы не хотим терять ни одного нашего ребенка-инвалида.
Будем делать все возможное, чтобы им было интересно, особенно
поездка на "Аркаим". Они давно о ней мечтают.